Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

26.07.2003 10:52 | Правда | Администратор

КРЕСЛО КРЕССА

Письмо из Томска: как коммунисты вписываются в предвыборный сюжет

Наверное, не один я шел 19 июля на областную партийную конференцию со смешанными чувствами, главным из которых была тревога. Две недели назад состоялся пленум обкома, на котором стало известно о заявлении В.К.Ларина. Валерий Константинович, на которого рассчитывал обком КПРФ, сообщил, что он не сможет участвовать в предстоящих 21 сентября выборах томского губернатора в роли кандидата левых сил. Для доброй половины участников пленума это заявление не стало неожиданностью. Консервативная Томская область не любит «варягов», а бывший директор Сибирского химического комбината, депутат областной Думы Ларин именно таковым и является. Организатора атомного производства, ученого, инженера Ларина на огромной территории области, половина избирателей которой живет в деревнях и селах, практически не знает никто. Он, как говорят, «широко известен в узких кругах». Зато главный претендент на избрание — действующий губернатор В.М.Кресс, давно и основательно «раскручен». Все это Ларин, конечно, отлично знает, и его отказ был вполне предсказуем. К тому же изначально многие не понимали, почему мы выдвигаем от КПРФ человека, несомненно, достойного, но не коммуниста.

Казалось бы, ничего катастрофического не произошло, ну отказался и отказался, найдем другого. Но выяснилось, что другого-то как раз и нет! Участники пленума поручили бюро обкома в течение пяти дней подготовить для утверждения конференцией кандидатуру на пост губернатора. Кто-то пошутил: «За четыре года не нашли, теперь за пять дней все сделают».

Грустная эта шутка заслуживают внимания читателей, ибо вовсе не в одной нашей области с подготовкой кадров для выдвижения дело обстоит плохо, более того, именно ошибки кадровой политики являются источником многих наших просчетов.

Ведь каждому понятно, что именно в тот день, когда в 1999 году тогдашний кандидат от НПСР проиграл нынешнему губернатору, нам необходимо было начать подготовку к выборам 2003 года. И прежде всего подобрать двух-трех перспективных товарищей, обеспечить их обучение, в еще большей степени обеспечить их «узнаваемость» в области. Надо было опубликовать о них яркие очерки, показать по телевидению, дать возможность побывать в районах области, выступить перед гражданами и т.д. Надо было еще четыре года назад сделать каждого коммуниста агитатором за наших выдвиженцев. При этом вовсе не обязательно нарушать закон и агитировать за них как кандидатов в губернаторы раньше установленного срока. Просто имена будущих претендентов должны стать известны людям, чтобы они вместо «Иванов? Первый раз слышу?» — говорили «А, Иванов! Помню очерк о нем в газете был, а еще здорово он тогда по телевидению выступил по поводу...» Сам повод, как и содержание очерка, не важен, важна известность. К сожалению, ничего мы, члены обкома, партийные журналисты, местные аналитики и пропагандисты, в этом отношении не сделали.

Приходится напомнить, каким непростым обычно был путь рядового коммуниста к руководящему посту в годы, когда этим процессом руководила ВКП(б) — КПСС. Проходя действительно «через тернии к звездам», он становился известен обществу, и эта известность еще и основательно «подогревалась» всей мощью партийного аппарата. Это делала партия, обладавшая властью! Кроме того, и за это нас немало критиковали и критикуют «демократы», процесс отбора высших лиц осуществлялся где-то «наверху», рядовые коммунисты в нем реально не участвовали, отлично зная имена, но, зная также, что «там» все решено заранее и нам остается только поднять руку.

Но время изменилось, а мы, видимо, пока не изменились, и, следуя привычному ритуалу, шли на конференцию лишь для того, чтобы подтвердить решение бюро обкома. У бюро же готовой кандидатуры тоже не было, если не считать известной, так сказать, по определению, кандидатуры первого секретаря обкома, ее и полагается «двигать». Но привычная схема уже не годится, ибо мы не просто потеряли власть, но находимся в жесткой оппозиции к ней.

Тем не менее доклад второго секретаря обкома о предстоящих выборах губернатора на 90% был посвящен не выборам, а критике действующего главы администрации области. Падение производства в промышленности и сельском хозяйстве, рост безработицы, упадок нравственности, закрытые школы и детские сады, платные здравоохранение и образование, в общем, все, что натворил за 12 лет губернатор и его команда, следуя стратегии и тактике современных «реформаторов». Все было изложено ярко, убедительно, достоверно. И почти ничего не было сказано о том, что сможет сделать в сегодняшней обстановке наш кандидат, если мы победим на выборах и он займет пост губернатора. Не было определено и путей обеспечения его победы. Команда? Ни слова. Программа? Общие слова. Средства и способы достижения целей? «Надо работать, надо быть активнее, надо...».

И снова вспомнились партконференции времен так называемого «застоя», когда накануне выборов нового состава обкома КПСС делегатам конференции докладывали о достижениях (подробно) и недостатках (кратко) в работе за отчетный период. Сегодня было то же самое, только, так сказать, со знаком «минус». Эта манера стала системой, кажется, повсюду, не только в Томске. Мы, партийные активисты, собираясь на свои форумы, более всего говорим о том, как плохо обстоят дела в стране, области, городе, то есть о том, что именно нам хорошо известно. А вот о том, что и как надо сделать, мы то ли стесняемся, то ли не умеем говорить...

Мне много приходится общаться с гражданами нашего города. И это общение позволяет утверждать, что люди сожалеют об уничтожении Советской власти, отказе от принципов социализма, переходе к капитализму, верят в наши идеалы, верят в коммунизм. Но они не хотят верить нам, сегодняшним коммунистам, и не поддерживают нас. Протестный электорат колоссален, это никак не те 25 — 30% избирателей, которые голосуют за Г.А.Зюганова, НПСР, КПРФ, левых кандидатов в депутаты, мэры, губернаторы. Это минимум 50, если не 70% избирателей. Где же логика?

Почему не верят, в чем сомневаются?

Вот первое возражение сомневающихся.

КПСС имела в своих руках армию и флот, разведку и контрразведку, прокуратуру и суд, милицию и СМИ, транспорт и связь, промышленность и сельское хозяйство. И совершенно спокойно, даже не пытаясь организовать хотя бы видимость сопротивления, члены партии отдали это все своим противникам. Говорить, что они, противники, есть хитро замаскировавшиеся предатели, нелепо. На то она и власть, чтобы вовремя увидеть опасность, разглядеть не только явных, но и скрытых врагов. Раз просмотрели, значит, не умели править, вот вас и прогнали. Я часто беседую на эту тему со студентами и знаю, как нелегко объяснить это противоречие. Но если его не объяснить, если не восстановить доверие масс к нашей партии, слушать нас и голосовать за нас молодежь не будет. Но это процесс не только очень трудный, но и, к сожалению, медленный, да еще и требующий от исполнителей не только знаний и убеждений, но и владения искусством агитации и пропаганды, настоящим мастерством. Ведь среди нас, увы, есть замечательные люди, которых в студенческую, например, аудиторию пускать нельзя — после их правильных лозунгов и твердых аргументов у молодежи исчезнут последние сомнения — в эту партию она не пойдет.

«В нашей области через два месяца состоятся выборы губернатора В.М.Кресса. Я не оговорился, написав, кого именно изберут томичи. Я знаю Виктора Мельхиоровича не слишком близко, но очень давно, с тех пор когда вместе с ним, первым секретарем Первомайского райкома КПСС, участвовал во всякого рода партийных конференциях, активах и т.д. Энергичный, знающий хозяйственник, типичный для семидесятых — восьмидесятых годов выдвиженец-практик, имеющий высшее сельскохозяйственное образование, он успешно обеспечивал все то, что тогда требовалось от обычной сибирской глубинки. А требовалось «построение материально-технической базы коммунизма» — хлеб, молоко, мясо, лес. Но ведь и при капитализме необходимы хлеб, молоко, мясо, лес! И в конечном итоге не так уж важно, получают их, выполняя «наших планов громадье», или, включив рыночные механизмы, руководствуются при этом марксистскими убеждениями, или обходятся вовсе без убеждений. Толковые прагматики, умеющие работать, высоко ценятся и остаются «наверху» в любом обществе и государстве. В СССР во второй половине прошлого века им помогало вовсе не владение коммунистической идеологией, а наличие партбилета. «Хозяин», он и есть «хозяин», сегодня ему без партии даже легче, не надо заниматься партпросвещением, демонстрациями, торжественными заседаниями и прочей «показухой», ныне заменившейся презентациями, приемами, визитами за рубеж. И люди рассуждают: он хозяйственник, он руководитель, зачем же нам рисковать и выбирать кого-нибудь из «вчерашних» — от добра добра не ищут. То, что современное «добро» есть ограбление народа и на него настоящий коммунист не пойдет, ибо оно противоречит его убеждениям, воспринимается многими как некая абстракция. Да, в Томской области, как говорят и пишут коммунисты, дела обстоят скверно. Но ведь плохо-то по всей стране, у нас в чем-то даже и получше, во всяком случае Кресс утверждает именно это. Так, может быть, он и прав?

И он уверен в победе, причем о ней, победе, явно или не совсем явно говорит уже более года, каких-либо колебаний люди не замечают. Почему? Да, популярен, хозяйственник, авторитетен в правительстве и у президента, поддерживаем олигархами, прежде всего владельцем томской нефти М.Б.Ходорковским, но разве этого достаточно для поддержки в области, половина которой — университетский Томск, интеллигенция, наука, студенчество? Оказывается, достаточно, и доказать это легко, посмотрев хотя бы на список его противников. Он еще не завершен, но выдвижение нескольких фигур, ничего, кроме грустной улыбки, не вызывающих, позволяет судить о многом. Во-первых, никто из кандидатов населению по-настоящему не известен, но известно, что все они — бывшие члены КПСС, один, ныне весьма активный антикоммунист, был даже армейским политработником. И, во-вторых, главный и самый опасный для него противник — представитель левых сил и его ядра — КПРФ — выдвигается не сразу же после объявления о выборах, а после каких-то долгих и непонятных людям маневров, свидетельствующих об отсутствии заранее продуманной позиции. Уже одной этой неопределенностью мы отталкиваем многих избирателей.

Каждый раз накануне выборов перед нами стоит вопрос о тактике, и, наверное, в принципе возможны три решения.

Первое — отказаться от борьбы. На нашей конференции довольно робко прозвучало такое предложение, но оно было категорически отвергнуто — партия, не борющаяся за власть, обречена на уход с политической арены.

Тут даже и дискуссии не было.

Второе — выдвинуть относительно молодого, во всяком случае нового политика. Да, шансы на избрание у него невелики. Но ему не страшно проиграть: у него есть будущее. И даже проиграв, он в некотором смысле выигрывает. Он демонстрирует себя, его узнают, он пропагандирует наши идеи, он потом в течение пяти лет может уверенно говорить о просчетах победителя: «Вы сделали ошибку, я вас предупреждал, я бы не допустил этого». Но выдвижение нового политика в наше время требует долгой и тщательной подготовки, иначе он не просто проиграет, а провалится, что тоже недопустимо. И когда в качестве одного из возможных кандидатов докладчик назвал молодого секретаря обкома, уже ответ на первый вопрос продемонстрировал уровень подготовки претендента. «В каких районах и сколько раз за последние два года побывал наш возможный кандидат?», — спросили делегаты, видимо, знающие о поездках В.М.Кресса по области, ставших в последние месяцы практически непрерывными. «Ни разу!». Да, очевидно, необходим молодой выдвиженец, и столь же очевидно, что на этот раз ничего у нас с ним не получится.

Третий вариант — выдвижение руководителей, неплохо проявивших себя лет тридцать — сорок назад, хорошо известных избирателям, авторитетных, опытных и т.д. И даже мысль о том, что рабочий день губернатора начинается в семь утра и заканчивается поздно ночью, а когда тебе далеко за семьдесят, то это может оказаться трудноватым, делегатов не смутила. Не могу не заметить, что избирателей она смутить может. Смущало делегатов другое. Выдвигая кандидатом на пост губернатора первого секретаря обкома, члена ЦК КПРФ А.А.Поморова, мы понимаем, что его возможный проигрыш может оказаться очень сильным ударом по нашей организации. А некоторый печальный опыт у нас уже имеется — Александр Адрианович проиграл выборы в областную Думу, причем проиграл «яблочнику», когда у коммунистов были вполне реальные возможности победы. Были у нас и другие неудачи, более того, можно сказать, что после победы Е.К.Лигачева на выборах в Государственную думу страны коммунистам нашей области не удается добиться успехов в многочисленных выборных баталиях.

Но делегатам конференции фактически обсуждать было нечего. Подавляющим большинством голосов А.А.Поморов выдвинут кандидатом на пост главы администрации (губернатора) Томской области. Решение принято, и мы приложим все усилия для его выполнения, но чувство тревоги за наш успех после конференции только усилилось.

И это уже вовсе не только внутреннее дело нашей области — с подобной ситуацией наверняка столкнутся коммунисты всей России на выборах самых различных уровней, вплоть до президентских. Очень надеюсь, что предстоящий съезд КПРФ основательно разберется с причинами наших поражений, определит тактику нашей предвыборной работы на всех уровнях. Она нуждается в коренных изменениях.

Лев ПИЧУРИН,

профессор,

член Томского обкома КПРФ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList