31.05.2001 03:06 | Правда | Администратор
МАЯКИ И МАЙКИ МАЯ
Мой месяцеслов
<>Нет выше идеи, как пожертвовать
собственной жизнью, отстаивая интересы
своих братьев и свое отечество.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
Май настолько переполнен ликованием ожившей природы, старых и новых праздников, что эти немеркнущие слова Достоевского как бы тонут в сиянии медных труб, золотых хоругвей и разноцветных салютов. Между тем два главных праздника - День Победы и Праздник славянской культуры и письменности и в ХХ1 веке сияют, как маяки среди штормящего или унылого моря жизни, напоминая, что выше и действенней идеи - нет, что, вопреки всем наветам, русский народ, осененный ею, рождает подвижников и героев.
При лунном и солнечном свете,
В тревожный и радостный час
И в третьем тысячелетье
Победа сияет для нас.
И вновь появляются в дыме
Герои, презревшие смерть,
Оставшиеся молодыми...
Герои - не могут стареть!
Однако вернемся от вечно молодых героев к старым, как мир, будням и горьким вопросам...
ПИСАТЕЛИ-ЗЛОПЫХАТЕЛИ
Почему "Момент истины" по мнению тех, кто варганит эту телепередачу, достигается не в споре и в перекрестье разных мнений, а в нагнетании подспудной или откровенной клеветы и озлобленности? Накануне майских праздников дважды вышла в эфир программа, в которой выступили писатели фронтового поколения - Б. Васильев, В. Астафьев, Д. Гранин, чьи постперестроечные взгляды на на историю России, Отечественной войны досконально известны. Они снова повторили, что немцы воевали лучше нас, что СССР войну выиграл, завалив врагов трупами, что нечего праздновать, а тем более - нечем гордиться. Оппонентам не было предоставлено слово. Никто - например, Ю. Бондарев, М. Алексеев или Е. Носов - не возразил, ни один серьезный исследователь не опроверг странной убежденности того же Васильева, что немцы упустили победу, потому что "кто-то из командующих, кажется, Кейтель, объявил положенный техосмотр танков" и сорвал взятие Москвы. Гудериан, который командовал фашистской танковой армией, об этом почему-то не знал и не написал в своей книге. Он, как выдающийся генерал (Васильев называет таковым предателя Власова) не ссылается банально на мороз и бездорожье, уважая подвиг и моральный дух противника. Кстати, сами немцы знали, что даже со взятием Москвы победу торжествовать - нельзя.
Перед телекамерой программы "Победа завещана нам!" Иван Кривой, ветеран из Солнечногорска, рассказывал мне, что на 15-километровом участке Льялово-Красная Поляна наших войск не осталось, и немцы форсированно, без всяких техосмотров, пытались перерезать главные дороги на Москву, но полк тогдашнего юного лейтенанта был переброшен из Подольска на берег Клязьмы: "Мы успели...". А мы успеваем занимать решающие рубежи и останавливать нашествия врагов или измышления злопыхателей? Живет ли вообще подвиг, готовность к подвигу в наших сердцах?
Казалось бы мне, человеку, родившемуся в предпобедный год, через два года после гибели выдающегося летчика, моего брата - Героя Советского Союза Николая Боброва, не годится кого-то из писателей-фронтовиков упрекать или переориентировать по курсу, но я, именно как благодарный брат, не могу без отвращения читать такие слова Александра Моисеевича Володина в "Новой газете": "Мне говорил Василь Быков: "Думаешь, кто такой Матросов? Нашли пьяного солдата и бросили на амбразуру..." Много было вранья...". Да, много. Но это писательское нетрезвое белорусско-еврейское вранье - самое страшное! Где нашли? Почему на передовой? Наконец, к чему такие пьяные атаки надо было тогда афишировать, когда и сознательных - хватало?
Вообще, этот майский писательский бред и аханья журналисток - было странно читать: он воевал и поэтому - не подсуден. Не подсуден Александр Матросов или Николай Бобров, идущий на огненный таран со спокойным голосом: "За Родину". Но таких пасионариев - единицы, а в армии всегда были такие Васильевы-Гранины-Володины. Похоже, что журналисты, среди которых много "откосивших" от Армии, вообще не представляют, не в силах понять сути воинской службы, не знают иных, кроме страха и выгоды, побудительных мотивов, не догадываются, что есть мужественные люди, что существует иное отношение к Долгу и Подвигу!
Мы с друзьями служили в армии в дни грознейшего международного кризиса 1965 года. Нам, как войскам особого назначения, было приказано несколько ночей спать при полном снаряжении, а комбат предупредил: "Завтра могут вызвать добровольцев". Я спросил друга и подчиненного из Киева - Вадима: "Ты сделаешь шаг вперед?" Он ответил: "С тобой и за Родину - два, Сашко!". Могу ли я хвалить нас или представлять, что осталось бы от ребят и всей Земли при грозившей схватке? Конечно, нет. Более того, наши пустыни в пространстве и сознании могли бы тогда оказаться глубже и страшней володинских. Но я спорю не с ним, я говорю - про шаг вперед, про спокойное сознание долга, про вернейшего друга, про память о брате, про то, чего нас хотят лишить. Они твердят: ну ведь были же, были - безвинная кровь, предательство и дуболомоство, трусость, стукачество (уж если почитать и представить главных вспоминателей, злобных, подверженных обстоятельствам и слабостям - среди них, наверное, более всего). Почему вы, случайно ввергнутые в страшный кошмар ХХ века, не оторвете свое косвенное участие или свою ничтожную роль песчинки от вековой истории, от великой миссии Русского народа? Неужели вы не понимаете, что последний доброволец - защитник "Белого дома" равен на небесах защитнику Брестской крепости? Тогда была ясней присяга и идея - как можно впустить врага в пределы Родины? Теперь идея не менее понятна: как противостоять врагу, вторгнувшемуся в Россию?
Разве тот же бездомник Астафьев не знает, что бездомных и бесприютных детей в России по последним данным уже почти 3 миллиона, сирот 700.000 - больше, чем после войны! Ну ты скажи хоть слово, обдумай и вырази - нет, все о своем собрании сочинении талдычит, в котором какой-то двенадцатый том советских воспоминаний не вышел. Лег вместо майских торжеств в больницу, прикоснулся к Богу - ну покайся, отрекись от дьявола Ельцина, которого проклял народ - опять же нет, все крепится, надеется, наверное, на обещанную определенными кругами Нобелевскую премию. Разве она - панацея? Живет же в талантливом русском человеке алчная, но бессмысленная и преходящая сиротская доверчивость...
Помню, вместе с вологодскими писателями мы выступали перед воинами гарнизона. Группу, в которую входил и Астафьев, живший тогда в Вологде, прохладно принял командующий гарнизоном - молодой генерал-майор - ни чая, ни рюмки. Ну кто он был перед Виктором Петровичем? - мальчишка, а с каким пиететом обращался к нему писатель-фронтовик! - проснулся юный сержантик, засуетился: "Товарищ генерал...". Тот же Борис Васильев написал передовицу в "ОГ" с восторженными воспоминаниями об участии в Параде Победы, о кумире - маршале Рокоссовском. Но куда это все девается, как только писатель появляется перед телекамерой? Что тут - закрепившийся комплекс обличительства, окончательное почернение телевидения, умелый заказной монтаж с согласия интервьюируемого? Вот что меня волнует, поймите! Почему я и вступаю в полемику с коллегами старшего поколения и пытаюсь разобраться в вековечных нравственных вопросах, а не в частных воспоминаниях о войне. Она и впрямь ужасна - хоть под Москвой, хоть под Ведено.
КРАСНОМАЕЧНИК ЛОВЧЕВ
По НТВ на Первомай транслировали из Мадрида матч на Кубок европейских чемпионов "Реал" - "Бавария". Перед этим некоторые желтые СМИ все ныли: "Савика Шустера не допустят в эфир комментировать". Вот трагедия - новый Синявский нашелся! Конечно же, не только допустили, но задолбали его присутствием в течение двух футбольных и личного третьего тайма четыре вечера подряд. А 1 мая соратником Шустрика (сокращенная аббревиатура имени-фамилии) выступил спартаковец Ловчев. Это было невыносимо! Оставим в стороне занудно-приблатненные интонации футболиста, неисправимое непонимание азов профессии телекомментатора, но куда девать откровенную глупость и совершенно неуместную агитационность?
Вот как он начал репортаж: "Я счастлив, что 1 мая, который считался международным праздником трудящихся, мы смотрим великий футбольный матч". Да, в огороде бузина, а у Шустрика - Ловчев, который даже не напряг извилины и не подумал, что ответный матч в Германии - 9 мая. Что тут можно ляпнуть, о каком немецком или личном счастье рассуждать? Или День Победы тоже не праздновать, спартаковец? Вообще, зачем лезть в политиканство? И ведь никто не одернет, не призовет к порядочности. Если бы Тернер купил канал НТВ, он сразу же отстранил бы от эфира подобных комментаторов-агитаторов, которые вместо грамотного репортажа (ни слова полезной информации, остроумного толкования - одни субъективные оценки и самореклама) продолжают морозить: "Какой же кайф - видеть такой матч вместо демонстраций...". И это говорится в минуты матча на земле Испании, где полыхала много лет гражданская война, где слово "интернационализм" наполнено особым смыслом, где люди до сих пор готовы отстаивать свои убеждения с южным темпераментом. Как писал уже в 1960 году Хемингуэй в романе "Опасное лето" о своем герое: "Никто никогда не спрашивал его, на чьей стороне он сражался в гражданскую войну... На одной стороне он мог драться за свои убеждения, на другой - за свою родину или за город Удине, а если б существовала еще третья сторона, нашлось бы, за что драться и на третьей". Конечно, первомайские демонстрации сторонников социализма, борцов за социальную справедливость прошли по городам Испании, а в Германии в этот день вообще прокатились самые грозные за последние годы демонстрации трудящихся и погромы магазинов и офисов ярыми антиглобалистами!
Более образованный Шустрик прекрасно это знает, но подыгрывает недалекому красномаечнику с белой полосой: "На поле из красного - только футболки "Баварии". Но в посрамление антисоветчиков тут же замелькали репортажи с Воробьевых гор о старте молодежного автопробега, о студенческой тусовке на Васильевском спуске, которая обошлась в миллион долларов. Во имя чего? Экран заполонили красные майки с улыбающимся Путиным на груди и надписью "Идущие вместе" на спине. Президента подставили или он сам даёт слабину? И - ни слова анализа, иронии, осуждения, горести по поводу откровенной и фальшивой демонстрации. Или такие красные майки одобряете?
ПЕРВЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Мало кто знает, что 5 мая исполнилось 420 лет первому русскому календарю. Его издал в 1581 году первопечатник Иван Федоров в городке Остроге, снискавшем славу "Волынских Афин", что лежит на реке Горыни в нынешней Ровенской области незалежной Украины. Вдумайтесь, как легко и плодотворно перемещался великий просветитель и изобретатель (он изобрел, в частности, многоствольную пушку-мортиру) по тогдашнему Русскому государству: Москва, Львов, Острог! Здесь он печатает знаменитую славянскую "Острогожскую библию" и первый наш месяцеслов. Каждый месяц сопровождался в нем стихами-виршами белорусского поэта Андрея Рымши - снова пример русского, славянского единства!
По мере сил я пытаюсь следовать этой многовековой традиции, только авторы стихов в месяцеслове - разные. В мае мне подарил новую книгу "Легче света" поэт и священнослужитель Владимир Нежданов, что живет в поселке Менделеево. Хочу привести целиком стихотворение, посвященное покровителю Московии Георгию Победоносцу, чью память православные люди - особо воины и сеятели - отмечают 6 мая.
Вот и кончился век наш недолгий...
Прожит мир не во имя Твое.
В пасть земную вонзает Георгий
Раскаленное гневом копье!
За невинных - Бориса и Глеба.
На дерзающих змию вослед
Всею силою грозного неба
Низвергается
Яростный свет!
Низвергается ли? Карает ли по заслугам?
Слишком много "дерзающих змию вослед" - от Гусинского, не являющегося по вызову Генеральной прокуратуры, до Сванидзе, устроившего как раз 6 мая позорное зрелище в своем "Зеркале".
ЗМИЮ ВОСЛЕД
Смотрю, смотрю я на Сванидзе и думаю - сколько можно? У него, безусловно, комплекс сына коммунистического пропагандиста: отречься и убить святыни отца. Но при чем тут телезрители? Зачем изливать потоки лжи и желчи на честных тружеников державы? К ним, конечно, принадлежат актрисы Лидия Смирнова и Марина Ладынина - играли, сносили трудности, пожинали плоды всенародной славы, а потом разрушения советской кинематографии. И вдруг разом решили отречься от своей жизни, сути, карьеры, ментальности. Нарочно иностранное слово ввернул, потому что многих теперь другим - не пронять. Значит, остается попросить всех поклонников отречься от них, ибо большего предательства я в своей жизни - не видал.
"Выжившая из ума женщина или скрытый враг?", - вот о чем я мучительно рассуждал, когда Лидия Смирнова говорила о своих партийных должностях и проговаривалась: " Я же не знала, что Ленин - преступник". "Я дружила с Галичем, но не знала, сколько людей сидело в лагерях"... Сколько? Сегодня - в два раза больше. Вообще, по последним данным, в тюрьмах "демократической" России сидит 1/8 часть всех заключенных планеты! Нынче население России в 2000 году, году правления Путина, уменьшилось более всего - на 1 миллион 200 тысяч, а по документам за все время якобы сталинского террора погибло 777. 000 человек. Дальше сравнивать? Александр Галич, кстати, был преуспевающим советским драматургом, пел псевдолагерные песенки, но сам в лагере никогда не сидел.
Но главное-то, хочется сказать о жестокости РТВ. Сванидзе перед рекламной паузой призвал не выключать приемники и ждать "необычного признания артистки Ладыниной". А чего необычного? Больная, старая женщина несет абракадабру, а корреспондентка, не показанная в кадре (все-таки стыдится или боится, наверное) ехидно спрашивает: "За что арестовали отца?" И Марина Алексеевна - легенда советского кино, не обладавшая выдающейся внешностью, говорит, как заведенная: "За внешность...". И добавляет больной бред: "Детей арестовывали, забирали...". Куда, зачем?
И тут вступает, по-моему, самый разрушительный и аморальный человек - Сванидзе: "Мне кажется, что Марина Алексеевна много думала об этом (Что он знает о ее раздумьях - А.Б.!). Они - настоящие победители. Они победители того страшного времени, в которое им выпало жить". Более уничижительной характеристики для людей искусства трудно придумать - не выразители и баловни времени, не борцы со всем привходящим, темным и безобразном, а - победители реального исторического времени, поры молодости и любви, то есть разрушители собственной судьбы и карьеры. Страшно и жалко ветеранов экрана, если следовать за Сванидзе, по следу змия...
БУЛГАКОВ И ЧЕЧНЯ
В матери городов русских - Киеве 110 лет назад, 15 мая по новому стилю 1891 года, родился выдающийся писатель Михаил Булгаков. В Крестовоздвиженской церкви, где его крестили, отец Анатолий отслужил панихиду и произнес проповедь, в которой все лучшее в Булгакове связал с Киевом, а все худшее - с Москвой. Якобы, оторвавшись от святых киевских корней, питавших его во время работы над христианским романом "Белая гвардия", Булгаков проникся духом суетной Москвы и написал антихристианский роман "Мастер и Маргарита". За что так отец Анатолий ополчился на первопрестольную - неясно, но про музей, обещанный в дни 100-летия, в Москве не вспоминают. Правда, и в благодатном Киеве самостийники заливали краской мемориальную доску на доме по Андреевскому спуске. Времена в каком-то смысле - не булгаковские: не до высокой литературы, а с другой стороны "Собачье сердце" или "Роковые яйца" становятся все злободневней и вовсе не с антисоветских позиций. Про "Скотный двор" Оруэлла - вся пресса заткнулась, а прежде - дня без цитат и параллелей не проходило. Нынче даже самые тупые и продажные писаки поняли, что по страшному предсказанию была построена "демократическая" Ферма с министерством правды в лице гусинских, йорданов и лесиных.
В мае я устроил себе личные Булгаковские чтения, обратившись к ранней прозе Мастера, и вдруг понял, что многие читатели, даже осилив модный роман "Мастер и Маргарита", ничего не поймут, например, в "Необыкновенных приключениях доктора", хотя встретят до боли злободневные названия - Ханкальское ущелье, Чечен-аул, Шали-аул. Булгаков был мобилизован в качестве доктора при очередной смене власти в Киеве и сражался в показываемых нам каждый день местах Чечни против местных ярых сторонников... Советской власти. Да, такова ирония и трагедия истории, которая, кажется некоторым, начинается только с них, со вчерашнего дня.
Вот военврач и казак Шугаев, воющие с "чеченскими чертями" на стороне "белых чертей" отбились от своего отряда: "Готово! Налетели. Вот он, горы в двух шагах... Заметили. Подняли пыль. Летят к нам. Доскакали. Зубы белые сверкают, серебро сверкает. Глянул на солнышко. До свидания, солнышко... Черт их знает, чего они хотят. Впился рукой в кармане в ручку браунинга, предохранитель на огонь перевел. Схватят - суну в рот. Так оно лучше. Так научили". И вот через 80 лет - та же наука пригождается для русских Булгаковы и Шугаевых. Так в чем дело? Кто там кого и почему эти чеченцы не тронули героев. Они оказались "замиренными", предавшими своего имама.
В годы гражданской войны, той смуты и разора России Узун Хаджи Хан, имам и эмир, религиозный фанатик и националист создал Северо-Кавказское эмирство - марионеточное государство в Чечне со столицей в хорошо нам знакомом ауле Ведено. Эмирство, как водится, создавалось с поддержкой и за счет Турции, но, поскольку лозунг "За единую и неделимую!" начертала на своих знаменах деникинская армия, мобилизовавшая Булгакова, то имам был вынужден бороться с ней на стороне "красных" и признать созданные большевиками советы. Диалектика! Но об этом не создано чеченского "Тихого Дона", а дуболомная идеологическая машина Яковлева или Волкогонова никогда не умела использовать такие исторические параллели, парадоксальные уроки. А более умные враги сознательно все это замалчивают или твердят: правоверные чеченцы всегда были против Советской власти.
Но если приехать в Чечню и поговорить с простым народом, то тебе расскажут про века борьбы, политиканства на крови, но и про то, что тише и богаче всего Чечено-Ингушетия жила в тот небольшой период истории, когда Дудаев, Грачев, Масхадов, Аушев были советскими офицерами, подчиняющимися одним армейским и партийным уставам. Ну куда денешься от правды жизни, которую чтил даже фантасмагорический писатель Булгаков?
ГОДОВЩИНА КАСЬЯНОВЩИНЫ
Во Всесоюзный день пионерской организации - 19 мая сразу два ведущих немецких журнала опубликовали секретный меморандум Буша и Шредера, где, в частности, Россия лишалась надежды на экономическую помощь со стороны США и Германии. Причин много, финансовая мотивация одна: страна, из которой уходят десятки миллиардов долларов, похожа на пропойцу, просящего милостыню, или на обладателя виллы в Ницце, требующего гуманитарную помощь. По существу, эта публикация и явилась подведением итогов годовой работы правительства Касьянова и годовщины после инаугурации Путина.
Какую бы лапшу ни вешали на уши пиарщики, что бы ни скандировали "Идущие вместе", сколько бы ни появлялось фотографий премьер-министра то с осетром, которого он держит в белых перчатках, то деланно улыбающегося после игрушечного взрыва в польском отеле - приговор подписан! В "Герое дня" Гайдар, подводя итоги, сказал, что главное достижение минувшего года - принятие плоской налоговой шкалы в 13 процентов для нищей учительницы и жирующих соратников Грефа: мол, деньги потекут в казну, а не за кордон. Тут же появились данные, что за 4 месяца новой шкалы утекло из России 9 миллиардов долларов - больше, чем за тот же период прошлого года с дифференцированным налогом. Ну как после этого верить всей этой команде-ух, горе-экономистам? Вот сильные страны, которые считают свои деньги - и не верят. А президент Путин?
КТО ЧИТАЛ САХАРОВА?
Если судить по количеству и громкости публикаций, телесюжетов и общественных мероприятий, то стараниями либеральных СМИ главным событием мая стал даже не День Победы, а 80-летний юбилей академика Сахарова. У Евтушенко с юности - собачий нюх на знаковые события и фигуры. Потому-то и написал именно он длинное и невнятное стихотворение "Как не хватает Сахарова нам...". В нем есть потрясающие по казенщине и ложному гуманизму строки. Вчитайтесь:
Россия-матерь, ты нам не простишь,
как ложную попытку созиданья,
потуги возродить былой престиж
ценой потери чувства состраданья.
Перевожу на внятный язык родных осин: Евтушенко кается за всех тех, кто под видом борьбы с тоталитаризмом и демагогические призывы к возрождению величия России забыл о православном чувстве состраданья и вверг народ в мучения, соизмеримые только с годами вражеских нашествий.
Казалось бы, при чем тут гуманист Сахаров? А вот послушаем его бывшего соратника, антикоммуниста Солженицына: "Развиваясь душевно и выстраивая всечеловеческие проекты, Сахаров доконечно выполняет свой долг перед демократическим движением, перед "правами человека", перед еврейской эмиграцией, перед Западом - но не перед смертельно больной Россией". Александр Исаевич одной этой фразой досконально очерчивает тот мировой идейный ареал, тот социально-национальный круг изданий и личностей, которым особо дорого наследие и оружие (я не про водородную бомбу!) самого Сахарова и его агрессивного окружения. Конечно, в день памяти не по-христиански упрекать за преувеличенные восхваления, высочайшие эпитеты. Ну, не хватает им Сахарова - понятно. Хочу лишь спросить апологетов: да читал ли кто-нибудь из них внимательно не пересказ идей и речей правозащитника-депутата, а честный сахаровский текст? Он вопиет об утопизме, нелогичности автора, о полном непонимании действительности и неумении предвидеть ход событий.
"... Не подлежит сомнению, что республика, вышедшая по тем или другим причинам из СССР мирным конституционным путем, полностью сохранит свои связи с социалистическим содружеством наций. Экономические интересы и обороноспособность социалистического лагеря в этом случае не пострадают, поскольку сотрудничество социалистических стран носит весьма совершенный и всеобъемлющий характер и, несомненно, будет еще больше углубляться в условиях взаимного невмешательства социалистических стран во внутренние дела друг друга". Кто-то может возразить, что эти бредни, откровенное непонимание процессов уже после Чехословацких событий содержались в "Памятной записке" на имя Л.И. Брежнева, и автор, мол, нарочито темнил или работал под дурачка. Но первая книга трудов академика вышла аж в 1990 году, когда уже бурлили страны Балтии и Закавказья, когда стало ясно, что никакие экономические интересы собственного народа не остановят алчности, властолюбия националистических элит и автор, умерший через неделю после подписания книги в печать, мог еще в верстке сделать послесловие, сноски-разъяснения. Нет, все оставил как есть, будто за стенами Верховного Совета СССР и при предателе Горбачеве - все та же держава.
Но главное потрясение от книжки Сахарова заключается в ясном осознании, что все, ради чего якобы и развивалось правозащитное, вольнолюбивое движение при его же преступном попустительстве и погублено - вот главный урок истории и всего сахаровского наследия. "Для духовного оздоровления страны необходима ликвидация условий, толкающих людей на лицемерие и приспособленчество, создающих у них чувство бессилия, неудовлетворенности и разочарования. Необходимо обеспечение для всех на деле, а не на словах равных возможностей в продвижении на работе, в образовании и культурном росте, необходима ликвидация привилегий во всех областях потребления. Необходима большая идеологическая свобода". Покажите этот текст всякому здравомыслящему человеку любых идейных убеждений, разного возраста и положения, спросите честно: стало ли меньше лицемерия, чувства бессилия, незащищенности, разочарования? Появились ли у людей равные возможности, уж если не финансовые, то хотя бы законные. Вот показали мордовские лагеря, где и единицы подопечных Сахарова бывали, но даже телевизионных баловней потрясло, что многие осуждены за мелкое воровство по самой крайней нужде. Застенчивый отец двух малых детей получил большой срок за два мешка зерна, а ведь те же корреспонденты знают, какие суммы разворовываются государственными чиновниками, отмываются криминалом - и что? На экране они предстают не в арестантской робе, а в смокинге.
Вот он - крах сахаровских идей и заветов. Но никто о сути вслух не скажет - дело в знамени, в условном пароле.
ЕЩЕ О РАВЕНСТВЕ
Должно быть, оттого, что в мае было так много праздничных программ, а искусство, по определению - всегда праздник, мы видели на телеэкране не только маразматических актрис - отказниц от себя в "Зеркале" Сванидзе, но и множество вполне нормальных баловней сцены и экрана. Единственно, что обратило на себя внимание - чересчур много династических детей. То Яна с телевизионной фамилией - Чернуха беседует с Юрскими-Теняковыми в программе "Добрый день", то в "Старой квартире" сразу три ведущих расспрашивают династию Волковых. Зачем втроем? Старший, как и на сцене-экране, вяло бурчит что-то, а младшим - нечего сказать вообще. Даже на дурацкий вопрос про волшебный волосок из бороды Хаттабыча они могли пожелать себе только того, что было ясно с детства - стать актерами. У них, по Сахарову, были "равные возможности" со сверстниками?
Сергей Юрский, который вообще-то был сдержан и едок, как ни в одной другой программе, потому что, видимо, был раздражен самоуверенной кукольностью и незаинтересованностью Чернухи, дежурно ответил, что не настраивал дочь на карьеру актрисы, но "когда она сама написала пьесу, поставила ее с другими детьми и показала на сцене Дома творчества актера перед полным залом и такими ценителями, как критик Смелянский...". А если бы они на Черном море отдыхали в санатории металлургов, был бы такой успех и папин восторг?
Впрочем, актерские династии в России, где театр был чуть ли не осуждаемым поприщем - всегда существовали. Но там это было служением сцене, а в советские времена стало наследованием престижной, нормально оплачиваемой профессии. А что, разве дети не талантливы? - воскликнут поклонники. Не лишены способностей, но достаточно сравнить старших Ефремова, Табакова, Высоцкого с их отпрысками... Впрочем, есть и исключения: у Марка Захарова, например, на редкость для такого папы симпатичная дочь. И все-таки эта традиция носит социальную окраску. Когда я входил в литературу, от "государственных" и писательских детей в Литинституте и в редакционных коридорах - не было отбою. Но вот стряслась перестройка, издательское дело покатилось по базарным рельсам, государственная поддержка кончилась, Литфонд обнищал и всех отпрысков - как ветром сдуло! Где ныне высоко поднимаемый комсомолом Сергей Бобков - сын главного идеолога КГБ, успевший даже получить за забытый телесценарий Государственную премию? Ау - в каком-нибудь "Мосте", как папа - наш бывший главный "опекун".
Артистические династии - держатся, тут ведь нет таких реальностей, как книга или скульптура, но как скучно, недемократично и обывательски все это выглядит! Династии кузнецов, потомственных пахарей, народных умельцев - куда интересней и жизненней. Раньше ими закармливали, а теперь у нас телерынок - пусть обыватель посмакует: а вот Ефремов сына из театра за пьянку выгнал, а теперь он в папином "Современнике" спектакль поставил...
Если судить о таланте детей по телеэкрану, то складывается впечатление, что надо иметь родителей звезд или богачей, чтобы оплатить, например, участие в очередном конкурсе "звездочек", а если выйти в реальный мир, то убеждаешься вновь, что Россия рождает таланты вне зависимости от родительских высот. Например, на замечательной выставке "Ребенок в мире народной культуры", которая работала в Городской картинной организации Балашихе, в мае состоялось награждение победителей. Ребята приехали из традиционных центров народных промыслов, где работают целые династии, и из молодых городов Московии. Разговорился с шестиклассницей Ольгой Сокольниковой из Электростали, которая занимается городецкой росписью по дереву (все-таки есть тяготение - мимо города без корней дальше на восток Нижегородское шоссе идет), спросил: кто ее родители? "Мама - медсестра, папа - сантехник". И сразу - захлестывает благодарность к наставникам, к организаторам таких выставок.
Приехала целая группа школьников из Сергиева-Посада, где матрешка, игрушка, резьба по дереву - коренные искусства, но спрашиваю юную мастерицу Ольгу Болотову: "Чем занимаются твои родители?". "На рынке торгуют". Неудобно было уточнять, кто они по профессии - ведь не родились же офенями. Но куда бы рыночная наша жизнь их ни толкнула - дали дочке овладеть сказочным ремеслом. В одаренность вот этих детей я верю безоговорочно, а баловням судьбы, не сходящих с телезкрана, вроде младшего Ширвинта в "Дог-шоу" - погожу.
СЛАВА СЛАВЯН
Как всегда, даты, сходясь в одном месяце, образуют сложный, символический сплав. 13 мая в Ахтиярскую бухту Крымского полуострова для постоянного базирования в 1783 году вошел отряд кораблей Азовского флота. Так был основан Севастополь, и майский этот день можно считать датой рождения многострадального и славного Черноморского флота. А 20 мая 1818 года - день рождения инженер-генерала Э.И. Тотлебена, сыгравшего видную роль в обороне Севастополя во время Крымской войны. И освобожден от фашистов Севастополь был 9 мая 1944 года, словно предвещая за год славную дату полной Победы. Как же ее пустили на распыл?
В светлый день 24 мая мы отмечали большой праздник славянской письменности и культуры - День равноапостольных первоучителей славянских святых Кирилла и Мефодия. Славянский мир ныне расколот и кровоточит, но, пока живет язык, пока рождаются голубоглазые дети, нас связывают глубинные первозданные корни. Как писал Юрий Кузнецов в "Вечерней песне славянина":
Броня Бронислава, кремень Твердислава
И милость твоя, Милослав;
Там боль Болислава, там блеск Изяслава
И вся твоя слава, Всеслав...
Я очи вздымаю на горы и реки,
На дикое поле Гуляй.
Надолго-надолго, на вечные веки
Сияй, наша слава, сияй!
Увы, сияния славянской славы на телеэкранах почти не было. Главные новости этого дня - прилет Путина в Ленск, встреча его с пострадавшими от половодья, очередные разборки: можно ли было предотвратить? Еще - падение военного самолета в тверские болота, ну а где-то в конце, мельком - крестный ход на Славянской площади. Что особенно поразило: "ЛГ", главным редактором стал писатель Юрий Поляков, не отметила праздник славянской письменности НИКАК!
СИРЕНЬ В ЛОТОШИНО
Сирень в этом году везде бурно цвела, но в Лотошинском районе ее как прорвало - вдоль всех сельских дорог, деревенских улиц, в кварталах райцентра ломились из палисадников, полыхали сиреневым и кипели белым тяжелые кусты, одурманивая сладким запахом. И сами местные жители этому буйству поражались, и многочисленные гости сразу двух праздников: первого массового действа "С малой родины моей начинается Россия" и 4-го фестиваля молодых исполнителей эстрадной песни "Подмосковные самоцветы".
Но наша съемочная группа "Московии" (о положении в телекомпании - разговор особый и не праздничный), прежде чем окунуться в торжества, поехала в деревню Ошейкино, чтобы снять репортаж из Центра реабилитации "Родничок", в котором проходят курс возвращения к нормальной жизни сироты при живых родителях, ребята из неблагополучных семей и прочие дети - жертвы победившего социального строя. Центр и работает всего два года, когда проблемы обострились особенно остро даже в тихом сельском районе. В бывшем общежитии школы-интерната идет ремонт, рядом стоит новенький красный трактор - подарок министерства труда и социальной помощи, а ребята пришли из соседней школы, где учатся со всеми "домашними" детьми. Кто-то стал расписывать русским орнаментом свежеструганные в собственной мастерской лавки, а кто-то готовился идти работать на два гектара огорода, заканчивать посадку овощей. Первый год кое-кто трудился неохотно, сейчас понимают все: это весомая прибавка к столу, возможность съэкономить на экскурсию в Москву, на поездку в театр.
Спросил ребят: в какое время года тяжелей всего тут?
- Весной...
- ?
- День становится длинней, не знаешь, чем заняться. И домой хочется.
У некоторых есть и свой дом, но пока там - не выжить, не выучиться.
В общем, можно много рассказывать и о жизни ребят в "Родничке", и о подвижничестве воспитателей, которых тоже сперва не хватало, но в канун Международного дня защиты детей, который отмечается по решению Генеральной ассамблеи ООН завтра - 1 июня, хотелось постичь тут какие-то существенные истины, сделать обобщающие выводы. Прежде всего у общей мамы - директора Ольги Викторовны я узнал сухие цифры. Так вот, содержание одного ребенка в прошлом году обошлось в 3.000 рублей (это со своими овощами и молоком по совхозным ценам - так по-старому и называют цены). Прикинь, читатель: сколько семей в России, особенно многодетных, может выделить такую сумму на скромное содержание одного ребенка? С другой стороны, содержание почти 3 миллионов неблагополучных детей всей России обойдется государству всего в 9 миллиардов рублей. Для сравнения - последствия халатности властей и небывалого половодья на Лене потянет на 4 миллиарда для бюджета. Но тут другая беда: "ленские" деньги могут быть разворованы (уже и президент голову ломает), а детские деньги мертвы без взрослых. Например, в "Родничке" 34 ребенка, а воспитателей - 30,5: музыкальный работник на полставки. Но где Россия возьмет 2,5 миллиона воспитателей, психологов, педагогов и поваров, готовых работать с такими детишками за мизерную зарплату. Спросил всех с отчаянием:
- Так почему же после войны сумели осилить проблему, вырастить достойное поколение? Ведь Астафьев, Рубцов, мой друг поэт Устинов - детдомовцы (беру пример из своей области).
Подумали, а потом выдохнули:
- А потому что - всем миром тогда беду одолевали. Всем миром!
Вот золотые слова!
Ведь и на вопрос, почему в дальнем районе Подмосковья работает лишь два подобных приюта, да еще по просьбе соседнего района детей помещают, ответили просто и не задумываясь: во-первых, нет железной дороги и криминально-беспризорного транзита, во-вторых, район маленький, все друг друга знают, как в деревне, и с пороками боремся всем миром, в-третьих, пришел новый глава администрации.
Анатолий Анатольевич Лютенко, который и затеял два многолюдных патриотических фестиваля, заложил камень будущего памятника всем священнослужителям - жертвам репрессий, отдал лучшее здание райцентра юным талантам, строит краеведческий музей и прочее - фигура современная и сложная. Удачный коммерсант, взорванный в машине недругами, энергичный человек, катающийся на горных лыжах с одним протезом, отец троих детей, исповедующий на словах и на деле "культ культуры, культ любви к ребенку" - все переплелось в его судьбе, но видно, что работает он на благо тех, кого мы должны защищать не только 1 июня, но ежедневно.
Окончательно убедился в этом, когда случайно увидел, как после первого тура он подошел к моей помощнице в ведении передачи "Подмосковные встречи", талантливой десятикласснице Наташе Маклаховой и ласково начал советовать, как ей выигрышней спеть завтра. Она с благодарностью слушала, кивала.
Отец Наташи - Василий Михайлович был соперником Анатолия Анатольевича на недавних выборах главы района...
Давайте же подумаем о завтрашнем дне - не о майках, а о маяках, не о дате, а о детях России и спасем их всем миром!
Александр БОБРОВ
blog comments powered by Disqus