17.04.2001 08:00 | Правда | Администратор
"МЕДВЕДЬ" ПРИМЕРИЛ КЕПКУ
Лужков сговаривается с Шойгу
У нас еще свежи в памяти ожесточенные схватки лужковско-примаковского "Отечества -- Вся Россия" с "Медведем", то бишь "Единством" Шойгу--Карелина, перед парламентскими и президентскими выборами 1999 -- 2000 годов. Мы еще не забыли те ушаты грязи, которыми поливали друг друга эти два предвыборных объединения устами Доренко и Киселева в ходе борьбы за места в Госдуме и за президентское кресло. Поэтому россияне с некоторым удивлением взирали 13 апреля на двух бывших "непримиримых противников -- Лужкова и Шойгу, мирно повествующих перед телекамерами о своих ближайших политических планах. Они объявили о намерениях "Единства" и ОВР объединить свои усилия для создания единой центристской политической партии. В этих целях создается координационный центр, который должен подготовить и провести в ноябре этого года учредительный съезд новой партии. На съезде должен быть избран лидер партии и определено ее название. Лужков и Шойгу были весьма скупы на объяснение мотивов этого столь радикального шага. В их совместном заявлении лишь говорится, что программа, изложенная президентом Путиным в его послании Федеральному Собранию 3 апреля, требует объединения всех сторонников главы государства.
Столь же скудными были и их объяснения в интервью первому каналу. Шойгу лишь сказал, что новая партия будет поддерживать то, что было озвучено в послании президента. Программы обеих объединений, по его словам, очень схожи, они служат одним и тем же целям, у них есть положительные и отрицательные моменты. "Мы возьмем положительные стороны, и от этого количество наших избирателей должно прирасти", -- сказал главный спасатель страны. Вот как все просто! Вторая задача новой партии, пояснил он, участвовать в выборах всех уровней, начиная от президентских и кончая выборами мэров городов. Оба деятеля довольно невразумительно говорили о том, как относятся их фракции в Госдуме к идее объединения. Лужков сказал, что фракциям будет рекомендовано создать координационные советы, и они будут "самостоятельно решать, как к этому отнестись. Шойгу добавил, что не предвидит кардинальных перемен в Госдуме в смысле передела постов -- это, дескать, дело фракций, "они должны посмотреть на это с консолидированных позиций".
В интервью программе "Постскриптум" 14 апреля мэр Москвы старательно отметал все намеки на то, что "Единство" поглощает "Отечество". Он неоднократно подчеркивал, что это объединение "равных по силе политических организаций, которые имеют разные возможности". По его словам, "Единство" имеет больший административный ресурс, а "Отечество" -- больший интеллектуальный ресурс и, объединившись, они будут иметь "мощный потенциал". В качестве свидетельства равенства партнеров Лужков привел тезис о том, что будь "Отечество" более слабым партнером, ему, Лужкову, не предложили бы возглавить координационный совет. В порядке предположения мэр столицы сказал, что новая партия, скорее всего, будет называться "Единое Отечество". Как мы видим, предложенное НГ сокращение -- "Едиот" вполне подходит.
Евгений Примаков сомневается
Гораздо более осторожную позицию по поводу объединения занял лидер фракции ОВР в Думе Е.Примаков. "Это не межфракционное объединение. Это не размыв границ каждой фракции, а это координационный совет, который поможет сблизить позиции всех фракций центристского толка только по определенным главным вопросам". Судя по всему, идея слияния с партией власти не очень по душе Евгению Максимовичу. Ему никак не хочется ложиться под "Медведя", ибо он стихийно чувствует, что лавров на этом не наживет. Да и сам Лужков не испытывает большого восторга по поводу слияния. Скорее всего, эта идея ему навязана кремлевской камарильей. Мэр, видимо, чувствует, что, если будет упрямиться, то в Кремле могут откопать на мэрию еще один компромат в связи со строительством третьего кольца. Ведь Лужков и Шойгу не скрывали того, что накануне они побывали у президента и получили от него необходимые "советы".
Энтузиазм по объединению центристских сил охватил и другие фракции Думы. О своем желании рассмотреть возможность присоединения к детищу Лужкова--Шойгу заявили лидер "Российских регионов" Морозов и глава нардеповцев Райков. Инициатива по созданию "Едиота" -- так сразу же окрестила нового зверя "Независимая газета" -- заставила мобилизоваться правый фланг. Лидер СПС Немцов заявил: "Теперь нам сам бог велел создать мощную правую партию, чтобы страна назад не съехала окончательно, чтобы мы двинулись вперед". Под "движением вперед" лидер правых, разумеется, имеет в виду движение к рыночному беспределу и распродажу России иностранцам. Коммунисты реагировали на планы "Единства" и ОВР спокойно, ибо они предвидели такое развитие событий. Они вполне укладываются в концепцию дальнейшего укрепления властной вертикали, то есть усиления личной власти президента. Вслед за созданием ручного Совета Федерации ему нужна послушная и контролируемая Дума. Одновременно с объявлением планов слияния "Единства" и ОВР была завершена операция по ликвидации оппозиционного Путину телеканала НТВ. Его окончательно захватил Газпром, и в кресло председателя компании сел А.Кох, а место исполнительного директора занял Б.Йордан. Теперь под контролем президента находятся четыре канала -- ОРТ, РТР, лужковский 3-й канал и НТВ. В порядке противовеса Березовский и Гусинский консолидировали свои позиции в эфире на базе ТНТ и 6-го канала. Но это явно неравные силы.
Планы Путина ясны. В ближайшее время ему предстоит протащить через Думу ряд непопулярных законопроектов. А как показали недавние события, у него нет в нижней палате устойчивого большинства. Кремлевские политтехнологи подсчитали, что, если сложить голоса "Единства", ОВР, групп "Регионы России" и "Народный депутат", да еще приплюсовать к ним некоторых "независимых", то такое большинство может сложиться. Но это простая арифметика, а в таких подсчетах важна политическая алгебра. Вряд ли депутаты поименованных фракций могут позволить себе играть в кремлевские игры, не учитывая мнение своих избирателей.
Зачем Лужков нужен президенту?
Чудесное превращение мэра Москвы из оппозиционера в союзника президента в течение всего лишь одного года вряд ли можно объяснить только политическим приспособленчеством Лужкова. Скорее всего, он нужен Путину для подкрепления позиций карманного "Единства". Рейтинг партии власти в последнее время, особенно после ее неудачного сальто-мортале с роспуском Думы, явно снижается и ее может постигнуть судьба почившего в бозе НДР. Вспомним, что во время последних выборов в Думу ОВР получила в Москве более 40 процентов голосов, а "Единство" -- всего 7 процентов. Это объясняется не какой-то особой симпатией москвичей к своему мэру, а его огромным экономическим и административным ресурсом.
В Москве проживают всего шесть процентов россиян. Но на нее приходится почти четверть розничного товарооборота страны. Она обеспечивает более четверти доходов федерального бюджета. На Москву приходится до 80 процентов оборота российского рынка жилья. Здесь оседают до 70 процентов всех иностранных инвестиций. Из 20 крупнейших банков России 10 находятся в столице. В Москве расположены штаб-квартиры всех крупнейших компаний России, таких, как Газпром, РАО "ЕЭС", "Лукойл" и им подобные. Средний доход москвича втрое больше, чем в целом по России. По оценкам, в Москве крутятся до 80 процентов всех российских денег. У Лужкова есть свой банк -- "Банк Москвы", 60 процентов капитала которого принадлежит столичной власти. Наконец, у Лужкова есть и своя собственная олигархическая группа, т.н. "Система", которую возглавляет его родственник Евтушенков. Она охватывает самые разнообразные виды прибыльного бизнеса, начиная от торговля бензином и кончая сделками с недвижимостью. Москва получила наибольшие доходы от приватизации. К началу приватизации городские власти располагали колоссальной собственностью: около 40 тысяч зданий, 10 тысяч торговых предприятий, строительных и транспортных предприятий, больниц, школ и т.п. Навар от их приватизации попал не только в городскую казну, но и в карманы чиновников.
Иными словами, Москва -- это огромный спрут на теле России, Мекка для крупной российской буржуазии. Лужковское "Отечество" изначально создавалось как партия этой буржуазии, интересы которой тесно переплетались с иностранным капиталом. Известно, что Лужков пытался придать своему политическому детищу всероссийский характер. В руководство "Отечества" на первоначальном этапе вошли такие видные региональные деятели, как президент Татарстана Шаймиев, мэр Петербурга Яковлев, президент Ингушетии Аушев и другие. Но потом они все сбежали в "Единство", Их дезертирство объясняется не только тем, что они поспешили прыгнуть на подножку уходящего вагона власти, но и ростом сепаратистских тенденций в субъектах Российской Федерации, давлением на них деловой региональной элиты.
Что не получилось у Сергея, удалось Игорю
Иванову
На той неделе появились первые признаки того, что напряженность в отношениях между Россией и Соединенными Штатами, достигшая своего апогея во время шпионского скандала, начала снижаться. Попытки сбить эту напряженность предпринимались и раньше, например, во время визита бывшего секретаря Совбеза, а ныне министра обороны Сергея Иванова в Вашингтон в середине марта этого года. Но он уехал из Вашингтона, с чем приехал. Ему не удалось даже согласовать примерные сроки встречи президента Буша с Путиным. В этом плане гораздо более успешной была встреча министра иностранных дел Игоря Иванова с государственным секретарем США Колином Пауэллом в Париже 12 апреля. Их встреча состоялась после заседания Контактной группы по Балканам. Они договорились, что Буш и Путин встретятся во время саммита "большой восьмерки" в Неаполе 20 -- 22 июля, если обстоятельства не потребуют более ранней встречи двух президентов. Они также согласились, что И.Иванов в целях подготовки встречи президентов посетит Вашингтон в мае. Руководителям внешнеполитических ведомств удалось обсудить и некоторые конкретные вопросы двухсторонних отношений, а также ряд международных проблем, в частности положение на Ближнем Востоке и на Балканах. Но не по всем из них было достигнуто согласие. Было принято совместное заявление по ситуации на Ближнем Востоке, в котором Иванов и Пауэлл призвали конфликтующие стороны предпринять параллельные встречные шаги по снижению насилия. Однако по проблеме ПРО разногласия остались, и они были прикрыты более широкой формулой: "обсуждался вопрос создания стратегических наступательных и оборонительных систем ракетного оружия".
Некоторые договоренности между Вашингтоном и Москвой нельзя отнести только на счет дипломатического искусства И.Иванова. Хотя Вашингтону больше по душе профессиональные дипломаты, чем кадровые чекисты, успеху И.Иванова способствовали и другие обстоятельства. Администрацию Буша заставил усомниться в мудрости жесткого курса в отношении Москвы недавний конфликт с Китаем в связи с вторжением американского самолета-шпиона в воздушное пространство Китая. Команда самолета отпущена, но этот конфликт далеко не исчерпан. Самолет, нашпигованный специальным оборудованием, все еще в руках китайских властей. В Вашингтоне решили прекратить войну на два фронта и начали "чинить заборы" с Москвой. Кроме того, в последнее время усилилась критика справа администрации Буша за ее высокомерное, чванливое отношение к России. Показательна в этом отношении статья Патрика Бьюкенена в газете "Вашингтон пост" от 10 апреля. Она так и называется "Зачем раздражать Россию?" "Зачем мы толкаем Россию в объятия Пекина?" -- спрашивает автор. Далее он перечисляет ухабы в американо-российских отношениях: встреча эмиссаров Масхадова с официальными американскими представителями, высылка российских дипломатов, затяжка встречи Буша с Путиным. Потом он напоминает, что Россия сделала для Запада в последние десять лет: прекратила "холодную войну", вывела войска из Восточной Европы, позволили странам Восточной Европы свергнуть коммунистические режимы, распустила Советский Союз. А в ответ, говорит Бьюкенен, неблагодарные США разломили давнего союзника России -- Сербию, а теперь сговариваются с Азербайджаном и Грузией, чтобы вытеснить Россию с рынка каспийской нефти. Как бы реагировали Соединенные Штаты, если бы Россия, победив в "холодной войне", пригласила Кубу стать членом Варшавского Договора? -- вопрошает Бьюкенен. А старший научный сотрудник "Фонда мира" Карнеги Майкл Макфолл в статье в "Нью-Йорк таймс" 11 апреля критикует администрацию Буша за сокращение программ по оказанию помощи России в деле демонтажа ядерного оружия и безопасного хранения ядерных материалов. "Осуществление этих программ в России самым непосредственным образом способствует укреплению безопасности США, -- пишет Макфолл. -- Чем меньше будет у России систем доставки ядерного оружия, чем надежнее будут храниться демонтируемые ядерные материалы, тем лучше". "Советская Россия" уже писала о том, что в данном случае США больше помогают самим себе, чем России.
blog comments powered by Disqus