07.08.2003 14:52 | Правда | Администратор
ОФИЦЕРЫ ВВ МВД ЗАСТАВЛЯЛИ СОЛДАТ УБИВАТЬ ЛЮДЕЙ
Задержания во внутренних войсках были проведены по-тихому, без участия прессы и громких заявлений политиков. Ведь задержанные подозреваются не в фальсификации каких-то уголовных дел на подозрительных кавказцев, как находящиеся сейчас в Лефортовском СИЗО сотрудники Московского уголовного розыска (о них Ъ рассказывал 4 июля 2003 года), а в покушении на убийство, совершенное по заказу.
Нападение на Максима Ткачева произошло 3 июня 2002 года. Когда директор News Outdoor входил в проходную ЦКБ "Алмаз" (Ленинградский проспект, 80), где его компания арендует помещения, молодой человек в бейсболке и желтой майке, видимо, выдававший себя за рекламного агента, выстрелил в него из пистолета, завернутого в пакет. Пуля попала бизнесмену в грудь. Сделать второй выстрел киллер не смог, у него заклинило пистолет. Пока преступник пытался передернуть затвор, на него бросились раненый Ткачев и сотрудники службы безопасности News Outdoor. Задержать стрелка они не смогли. Тот убежал в сторону станции метро "Сокол".
Покушение вызвало большой резонанс в компаниях, работающих на рекламном рынке. Тем более что незадолго до этого в Москве был убит еще один крупный рекламный деятель, глава фирмы "Атор" Владимир Каневский. Считалось даже, что эти преступления могут быть связаны (следствие этого не подтвердило) и что в Москве начался передел рекламного рынка. На это намекнул президенту России Владимиру Путину и Руперт Мердок, попросивший "обратить внимание на расследование покушения на Максима Ткачева", которого он знает лично. Господин Мердок отметил, что за ходом расследования наблюдают крупные инвесторы и что по итогам расследования руководство западных компаний сделает вывод, "насколько Россия заинтересована в иностранных инвестициях".
Как именно удалось выйти на исполнителей и организаторов покушения на Максима Ткачева, сотрудники угрозыска УВД Северного округа Москвы не говорят, ссылаясь на тайну следствия. Но, по некоторым данным, преступники сами выдали себя, решив добить господина Ткачева в больнице. Они начали звонить в офис его компании и интересоваться его здоровьем, выяснять, где именно он лечится, чем и привлекли к себе внимание. Подозрительными звонками заинтересовалась служба безопасности компании. "Пробив" абонентов (а среди них было немало знакомых господина Ткачева и клиентов фирмы, искренне желавших ему добра), секьюрити и оперативники вышли на нескольких человек, которые показались им подозрительными. Среди них оказался рядовой внутренних войск Руслан Молоканов. Ну какое дело бойцу комендантской роты ВВ Молоканову до здоровья директора News Outdoor, решили они и установили за солдатом наблюдение.
Подозрения в отношении Молоканова со временем укрепились, и он был задержан. Но дальнейшему ходу расследования неожиданно помешали требования нового УПК, который как раз тогда начал действовать. Пока следствие (а дело уже стали вести Московская городская военная прокуратура и военная контрразведка) выясняло, как поступить с задержанным, того освободили с гауптвахты. Воспользовавшись этим, Молоканов ударился в бега. Нашли его только в марте этого года в Харькове. По запросу из России местные стражи порядка задержали беглого солдата. Причем в наручники он был закован прямо за столом, когда отмечал свой день рождения.
Одновременно сыщики и контрразведчики продолжали отрабатывать окружение солдата Молоканова. Так под подозрение попала целая группа его бывших и действующих сослуживцев: Вячеслав Хаяркин, после службы в ВВ устроившийся в ГАИ; Артем Соколов, ставший после армии рабочим, а также заместитель командира его роты по воспитательной работе Александр Демченко и прапорщик-интендант Анатолий Богданов. В апреле их задержали, но обвинение предъявить так и не смогли. Военнослужащие стали свидетелями по делу.
Доказательства их причастности к покушению на господина Ткачева появились только этим летом. В частности, было опровергнуто алиби Хаяркина и Соколова, которые, по их словам, в день нападения получили в части увольнительную и сразу же отправились к своим родителям в Тверскую область. Их вместе с Молокановым видели на Ленинградке у офиса News Outdoor, а уже потом в Твери. Впрочем, всех своих карт следствие не раскрывает.
В минувшие выходные Хаяркин, Соколов, Демченко и Богданов были задержаны. Двух первых просто пригласили в прокуратуру как свидетелей и задержали. Офицера Демченко, только вернувшегося на службу из отпуска, который он проводил на Кипре, как и прапорщика Богданова, взяли на службе, в части, которая находится в Лефортове. Говорят, что когда в общежитии, где жили офицер и прапорщик, проводился обыск, все соседи последнего готовы были выступить понятыми. "Наконец `кусок` (так называют в армии прапорщиков.–Ъ) попался",– говорили при этом они.
В сейфе у офицера был найден компромат на подчиненных ему солдат, который, как считает следствие, многое проясняет в этом деле. Оказывается, прапорщик и офицер, фиксируя нарушения, совершаемые их подчиненными, не давали бумагам ход, но взамен заставляли солдат выполнять их поручения. В частности, поручение убить Максима Ткачева. Солдаты Молоканов, Хаяркин и Соколов должны были выполнить его или попасть под военный суд за несвоевременное возвращение в часть из отпуска.
А у солдат приближался дембель – естественно, сидеть на губе или служить в дисбате никому из них не хотелось. Правда, и поручение они выполнили из рук вон плохо. Сами солдаты говорят, что стрелять их заставили командиры, но убивать господина Ткачева они не хотели, потому что он им "ничего плохого не сделал".
Заказчик убийства главы News Outdoor официально еще не установлен, но точно известно, что он из рекламного мира, а офицеры внутренних войск одно время подрабатывали в его фирме охранниками. И хотя офицеры своей вины не признали, следствие проверяет их на причастность и к другим преступлениям.
В пресс-службе внутренних войск не стали драматизировать ситуацию. "Нам известно, что двое офицеров и трое бывших солдат внутренних войск задержаны и привлекаются для проверки по уголовному делу, но обвинения им не предъявлены,– сказали в пресс-службе.– Служили они не в боевой части, а в подразделении, которое занимается охраной различных объектов в Москве. Так что их задержание никак не свидетельствует о том, что во внутренних войсках все неблагополучно".
МАКСИМ Ъ-ВАРЫВДИН
blog comments powered by Disqus