27.09.2001 02:50 | Правда | Администратор
РАНО РАССАЖИВАТЬСЯ В КРЕСЛА
С какими мыслями и настроениями я еду на Конгресс патриотов
в Москву
Готовясь к участию в работе Конгресса Народно-патриотических сил России, я задал себе вопрос: как надо строить нам, коммунистам, членам НПСР свою деятельность, чтобы постоянно быть на гребне жизни, чтобы наши идеи были восприняты всем народом?
В Ярославской области, как и повсюду в стране, 1998 год был пиком протестов, когда люди просто голодали, месяцами сидели без заработной платы. В тот период мы вышли далеко за рамки Народно-патриотического союза, в организации борьбы трудящихся за свои права участвовали не только те организации, что входят в НПРС. Только широкий охват всех, кто хоть по ряду главных позиций может быть нашим союзником на определенном конкретном этапе борьбы, приносит эффект. Считаю, что нам удалось тогда вынудить правительство прислушаться к требованиям людей. Удалось решить вопросы с зарплатой, были отправлены в отставку самые одиозные члены кабинета министров, в первую очередь - Немцов. А это уже составляло часть наших политических требований.
И в 1998 году были другие причины, нежели сегодня, для массового протеста. Забастовочный комитет продолжал и продолжает действовать сообразно ситуации. Были проблемы в нашей области с ростом цен на ГСМ -- проводили акции протеста. У военных пенсионеров возникли проблемы с пенсиями, мы поднялись на их защиту вместе с ними и добились результата. Проводили молодежные акции.
Болевые точки, разумеется, остаются, их не может не быть при существующем курсе правительства и президента. Это и земельная реформа, и реформа ЖКХ, и транспортные проблемы, и предстоящая реформа пенсионного законодательства, и новый КЗоТ... Но это проблема всей страны, и действовать нужно вместе. Одной из главный своих задач видим сегодня работу с учителями, молодежью и профсоюзами.
Поясню, почему сегодня в протестном движении мы делаем акцент не на рабочий класс, а именно на эти категории граждан, не забывая, разумеется, и о рабочих и крестьянах. В 1998 году главной силой пикета были рабочие, именно они были накалены до предела безденежьем. Сегодня они находится в другом состоянии, чем 3 года назад. Зарплату выдают. Помня полное безденежье и даже голодное существование, люди боятся что-то менять. Превалирует психология "лишь бы хуже не было". Наиболее активная часть рабочих или устроилась куда-то, или просто работодатели, понимая, какую угрозу они в себе несут, стараются их материально заинтересовать. Так что рабочая протестная база сейчас сужена.
А вот учителя оказались сейчас одной из наиболее обездоленных частей всего народа. Но они в то же время не брошены на произвол судьбы своим Центральным комитетом профсоюзов во главе с В.М.Яковлевым. Этот профсоюз идет навстречу жизни с ее требованиями. Выдвигаются и свои лидеры. Есть они и в нашей области. Учителя школы № 28 Ярославля выступили организаторами всеобщей областной акции протеста. Организовала их учитель истории Ольга Станиславовна Кулакова. Они обратились к учителям города с призывом объединиться и выступить за свои права, еще даже не зная, что на 5 октября намечена всероссийская акция протеста. Мы их поддержали. Не стали ждать намеченного срока, потому что жизнь не вписывается в плановые рамки. По инициативе учителей школы №28 в Ярославле состоялся полуторатысячный учительский митинг. Требования были такие - сохранение школы как государственного учреждения, повышение заработной платы. На этом же митинге образовался координационный совет по защите прав учителей, и одним из его членов выбрали и меня, секретаря обкома партии, несмотря на то, что я не учитель. Но люди видят, что и забастовочный комитет области, и партийная организация неравнодушны к их трудностям.
Объединившись с профсоюзными работниками, с учителями, мы еще на прошлой сессии Госдумы через наших депутатов добились проведения парламентских слушаний по зарплате бюджетникам, наш представитель из Рыбинска учительница Закиматова принимала в них участие и выступала. Член забастовочного комитета учителей, она активно работает, не дает покоя министрам. Но и правительство постоянно реагирует на протестные вспышки, лавирует, виляет. Было объявлено о повышении зарплаты бюджетникам, а теперь вице-премьер В.Матвиенко заявляет, что не будет обещанного повышения в декабре, а будет чуть попозже.
Под стать правительству и чиновники на местах. Мэр Ярославля на встрече с учителями сказал, что с 1 июля за счет городского бюджета поднимет им зарплату, однако по сей день этого не сделано. Однако, добиться своего все-таки удается. Губернатор Ярославской области Лисицын с 1 сентября добавил из областного бюджета 20 процентов к зарплате учителям. Этого, конечно, мало. Надо повышать им заработок в разы, а не на проценты. Поэтому Координационный совет учителей обратился в областную думу, чтобы законодательно прибавка была увеличена. Мы уверены, что предстоящая всероссийская акция протеста продвинет нас по этому пути.
Готовимся к акции кропотливо. Сейчас партийная областная газета "Советская Ярославия" полностью посвящена проблемам школы и учителей -- учительский спецвыпуск. Дополнительно печатаем на 1000 экземпляров больше, чтобы в каждой люди могли обсудить, обдумать предстоящую акцию, подняться от своих сиюминутных проблем до понимания политической сути происходящего в стране, увидеть за соснами - лес. Наша задача сейчас разъяснить людям, что временные меры и обещания ничего не дают, что никто не может быть спокоен за свою судьбу при нынешнем курсе правительства.
Вообще вопрос политического просвещения трудящихся сегодня, на мой взгляд, один из самых ключевых. Чтобы защитить людей, их надо просветить. В руки им надо дать те механизмы самозащиты и навыки борьбы за свои права, без которых при условии принятия нового КЗоТа многие просто не выживут. А ведь впереди еще - коммунальная реформа!
Руководство КПРФ откликается на это требование жизни. Был недавно у нас в области секретарь ЦК КПРФ С.И. Серегин. Перед ним поставили вопрос: нам нужна юридическая проработка прав трудящихся на забастовку, в частности, учителей. Ведь учителя - люди законопослушные, на бунт они не пойдут. Сергей Иванович озаботился нашими делами, пообещал помочь, привлечь профсоюзных деятелей, юристов-правоведов к этому.
Вот сейчас готовятся к принятию в Думе страшные законы. Как работать с людьми на этом этапе? У нас есть опыт проведения массовых пикетов. Мы решили провести 34 пикета в день акции. Они встанут у административных зданий, на вокзалах, в университетах, у проходных предприятий. Лозунги такие - "Продажа земли - предательство народа", "Нет - жилищно-коммунальной реформе", "Долой феодальный КзоТ". Рассредоточив пикеты по городу, мы охватим тысячи людей, разъясним им, что готовится.
Будем рассказывать о раскладе сил в Думе при голосовании, раздавать распечатки поименного голосования по земле. Вот это и будет массовая политическая учеба граждан. Теперь пришла пора всем нам идти к людям, а не зацикливаться на парадных речах перед теми, кто и так все понимает, не срывать аплодисменты, а вести трудную черновую работу с каждым человеком. Работа с трибун, которая проводилась еще три года назад, уже не столь эффективна.
Государственный агитпроп делает все, чтобы отсечь от борьбы за свои права трудовые коллективы. Прошел передел предприятий, там меняется менеджеры, меняется руководство, они строят свою работу уже иначе, чем те, кто руководил заводами и фабриками в последние лет 5-10. Это уже новая формация хищников. Для новых молодых людей, пришедших сюда, интересы предприятий и страны вообще пустой звук. Для них на первом месте - собственная прибыль, и ради нее и только ради нее предприятиям не дают упасть, их превращают в источник сверхобогащения, а для этого нужна бесправная рабочая сила. И новые управляющие выступают уже в единоборстве с рабочими как собственники , капиталисты чистой воды, готовые идти на все ради собственной выгоды. Они и на подкуп, на временные уступки идут. Если с руководством прежней формации еще можно было договориться хоть о чем-то, то с этими договариваться бесполезно. Поэтому надо перенести центр работы на среднее звено, на таких же наемных работников из числа ИТР, мастеров. И начинать надо с разъяснения им политического смысла принимаемых законов, что мы и будем делать во время пикетов 5 октября.
Вопрос о земле сегодня тоже острейший. Надо работать и с крестьянами. Тут встает во весь рост проблема отношений внутри НПСР. Отсутствие в рамках союза Аграрной партии очень серьезно снижает эффект работы в этом направлении. Казалось бы, какие-то личные дела М.И.Лапшина - уйти в "Отчество", а это ударило по НПСР, по самой Аграрной партии. Главное, ударило по нашему общему делу. Тут, считаю, Лапшину с его раскольническим поступком подыграл, надеюсь, невольно, сам союз со своим новым уставом. Нынешний устав НПРС прямо работает на отрицательный эффект от поступков того или иного лидера входящей в НПСР организации.
Ведь как обстоят дела в жизни? Ушел Лапшин - на здоровье! В области мы все равно работаем рука об руку с аграриями, с профсоюзом работников АПК. Но ведь новый устав НПСР не допускает этого! Нам для совместных действий теперь надо оформлять какие-то договоры, заключать какие-то соглашения, то есть, тратить силы на преодоление тех формальностей, которые нагородили в московских кабинетах чиновники от оппозиции. Зачем отрывать нас от живого дела, от работы с людьми? Получается, что если лидеры НПСР в повседневной работе не смогли найти язык друг с другом, то и мы на местах должны повторять эти ошибки. В итоге получается, что если мы раньше смело выходили за рамки НПСР, и это даже приветствовалось, потому что таким образом расширялся протестный фронт, то теперь это запрещено. Да такой подход облегчает управляемость НПРС, как структурой, но сужает протестный фронт. Ведь Союз создан не для удобства лидеров входящих в него партий и движений.
В то же время, как я доказываю, сегодня требуется повсеместное расширение нашего влияния, активный поиск контактов и взаимодействия с самыми разными слоями общества, чуткое, мобильное реагирование. Вот у нас есть пока только зачаток молодежного левого фронта. Это начало большой работы. Но уже идут в одной колонне ярославские комсомольцы-большевики и молодые коммунисты, и лимоновцы, и анархисты. В походе на Москву все они участвовали, и мы поддержали эту коллективную инициативу, не деля ребят на "наших" и "ненаших". И они шли под общим флагом Ярославского молодежного фронта. А если мы будем действовать в рамках уставных предписаний, то мы не должны им помогать, направлять их, а бросить на произвол судьбы, пока их не подберут какие-нибудь "идущие вместе за "Клинским". В молодежной среде люди легко находят общий язык, а мешают делу амбиции руководителей.
Наша опора, наш резерв - это молодежь, учителя, интеллигенция. И еще нам хотелось бы, чтобы левые силы в центре активнее работали с профсоюзами. Да, нам понятно, какая позиция у Шмакова, но получается, что под его маркой мы всех профсоюзных деятелей критикуем, отталкиваем от себя. А это совершенно неверно, есть много принципиальных, честных людей в профсоюзах, с ними надо работать и находить понимание, а не отталкивать их, огульно объединяя в одну команду со Шмаковым. Общий язык на областном уровне мы с ними находим. Даже в предстоящей акции протеста, как и в прежних акциях, мы вместе с областными профсоюзами. Искать таких контактов, расширять сферу влияния на профсоюзы - задача НПСР. Это особенно важно сейчас, когда предстоит борьба против принятия нового КЗоТа. Лучшего союзника, чем профсоюз, у нас здесь нет. В условиях последнего передела собственности, в условиях жесткого политического противостояния работодателей и наемных работников, иными словами, капитала и пролетариата, у нас нет более эффективного пути влияния на массы трудящихся, чем через профсоюзы. Собственно говоря, это азы классовой борьбы, не овладев которыми руководство Народно-патриотического союза России не может претендовать на роль защитников народных интересов.
Как член НПСР, я вижу, что работа идет пока, к сожалению, на кабинетном уровне, не укрепляется, а теряется связь с массами. "Страшно далеки они от народа" - приходят на ум ленинские слова, сказанные им совсем по другому историческому поводу... Объединяет же людей и делает лидерами только общее конкретное дело, умение работать в протестных массах. Есть у нас такой парень среди молодежи, Шаповалов Алексей, прошедший школу пикета. Он сейчас секретарь комсомольской организации большевиков. Он был руководителем делегации в походе на Москву, вокруг него молодежь объединяется, доверяет ему. На Тутаевском моторном заводе активно работает профком во главе с Крыловым Владимиром и его заместиетелем Поповым Валерием, председателем стачкома завода. Это люди, которые тоже прошли школу пикета. Они и теперь не оставляют протестной работы, они провели несколько акций в защиту прав работников, организовали судебную защиту людей, добились правды. Конкретное дело защиты людей создает авторитет. И только оно позволяет именоваться лидером, дает право вести за собой людей, а людям - основание идти за ним. Пока же в руководстве НПСР мы видим только кабинетный стиль работы. Лично меня такая работа не радует. Рано рассаживаться в кресла. Режим не стал добрее к народу, он стал коварнее и хитрее, он так же лжив и более изощрен. Тем важнее сегодня разъяснить это людям, быть с ними именно сейчас, в гуще их проблем и трудностей. А не в кресле и даже не на трибуне.
Александр ВОРОБЬЕВ,
секретарь Ярославского обкома КПРФ.
blog comments powered by Disqus