Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

24.04.2003 16:23 | Правда | Администратор

РЕШАТЬ НАРОДАМ

В последний день марта на заседании совместной комиссии представителей двух стран состоялось утверждение проекта Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии — основополагающего документа, призванного в будущем стать общей конституцией для двух братских народов. Тот факт, что в последующие недели не произошло никакого дальнейшего ускоренного «проталкивания» проекта через Высший Государственный совет, о чем ранее неоднократно декларировалось, свидетельствует о принципиально важных вещах. Прежде всего, как следует из комментариев, появившихся в российской проправительственной печати, даже в согласованном варианте проекта все еще остаются некие «принципиальные вопросы, на которые у Беларуси и России пока не нашлось общих ответов». Есть и более точные пояснения осведомленных лиц, согласно которым речь идет о самых ключевых моментах — о конкретном обозначении предметов прямого ведения Союзного государства, а также совместного ведения Белоруссии и России как субъектов этого государства.

Что же, именно о такой ситуации и предупреждала своих читателей и всю общественность «Советская Россия» («Распрощаться с диктатом», «СР», 29 марта 2003 года), когда призывала ни в коем случае не спешить с принятием документа такой важности любой ценой, в ущерб его содержанию, качеству и точности прописанных формулировок. Понятно же, что текст Конституционного акта, содержащий правовые «ямы», не устроит ни белорусскую сторону, ни значительную часть российского общества, а потому обречен на неминуемый провал на всенародных референдумах в обоих государствах. Это, в свою очередь, затормозило бы процесс интеграции двух братских народов на долгие годы. Похоже, осознание этого факта и не позволяет выносить пусть хотя и согласованный, но в чем-то еще «сырой» документ на окончательное утверждение президентов обоих государств.

Давайте, уважаемые читатели, вместе посмотрим на некоторые ключевые положения согласованного проекта этого важнейшего документа и сами постараемся сделать некоторые выводы относительно его качества. Ну, во-первых, несомненным успехом народной власти Белоруссии, а также коммунистов и патриотов России является включение в основополагающую главу I «Основы государственного строя Союзного государства» принципиальнейших положений, согласно которым мы создаем единое союзное государство, основанное на принципах равенства и суверенитета. Так, уже в статье 1-й этой главы обозначено, что «Республика Беларусь и Российская Федерация являются суверенными и равноправными государствами — участниками Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года... (Здесь и далее выделено мной. — О.Ч.)». Это фундаментальное положение находит развитие в статье 3-й, где говорится, что «субъекты Союзного государства сохраняют свое членство в Организации Объединенных Наций и в других международных организациях». Итак, все прошлогодние попытки кремлевского руководства, лакействующих демжурналистов и продажных московских «политологов» навязать Белоруссии — одному из учредителей ООН — оскорбительную идею «растворения» в составе РФ, а также фактически «вбросить» в общество мысль о денонсации базового Договора о создании Союзного государства позорно оказались неприемлемыми.

Очень важное социально-экономическое значение имеют формулировки статьи 23-й главы II, касающейся правового статуса человека и гражданина в Союзном государстве. Так, в указанной статье говорится, что «граждане Союзного государства имеют право на бесплатное получение дошкольного, среднего общего и профессионально-технического образования, а также на конкурсной основе высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях субъектов Союзного государства». Важность приведенной формулировки в том, что она еще раз предостерегает одного из субъектов Союзного государства — Россию от всяческих попыток сбросить с себя ответственность за государственное финансирование высшей школы и вузовской науки, к чему вот уже несколько лет разными путями подталкивают правительство и Министерство образования всякого рода «отмороженные демократы».

Между тем в области финансирования науки и образования богатой природными ресурсами Российской Федерации надо учиться и учиться у ресурсно бедной, зато правильно формирующей и распределяющей свой бюджет Белоруссии. Только один пример (хочу обратить особое внимание читателей, что об этом факте поведала недавно газета «Союз» — совместное российско-белорусское приложение к официальной «Российской газете»): сравнивается отношение сегодняшнего российского и белорусского руководства к ключевой в наше время проблеме науки, подготовки квалифицированных научных кадров в вузах — и выясняется, что месячная стипендия аспиранта Гродненского университета в Республике Беларусь — 43 доллара в пересчете с белорусских рублей, а такая же стипендия аспиранта МГУ — первого вуза России — меньше 560 рублей, или около 18 долларов. Как говорится, почувствуйте разницу — в 2,4 раза. А ведь это Московский университет, где усилиями руководства созданы куда более благоприятные условия и для преподавателей, и для студентов с аспирантами, чем где бы то ни было еще в нашей стране. Что же тогда говорить о других российских университетах!..

Можно возразить: так ведь и 43 доллара в месяц для готовящего диссертацию молодого ученого — тоже не бог весть сколько. Да, конечно, хотелось бы больше, да только нет в Белоруссии такого обилия природных ресурсов, как в России, где, впрочем, львиная их доля используется совершенно не во благо подавляющему большинству населения. Как говорится, все познается в сравнении.

По данным, которые приводит в той же «Российской газете» директор Института социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук профессор Н.Римашевская, в настоящее время в рамках одной Российской Федерации существуют на самом деле две России — Центр и вся остальная огромная страна. При этом 5 процентов нашего населения — это «очень богатые люди», в то время как 30 процентов населения находится за чертой прожиточного минимума, а остальные 60 процентов получают два таких минимума. На бытовом языке это означает: тянут от получки до получки, хотя, конечно, в их числе встречаются и относительно обеспеченные люди. В результате неудивительно, что разница в уровне доходов между десятью процентами наименее оплачиваемых и десятью процентами наиболее обеспеченных наших сограждан достигла уже запредельной по меркам сегодняшнего мира величины — в 30 раз. Мало того, что такое положение просто немыслимо ни в одной из развитых западных стран, столь милых сердцу наших «демократов» и «реформаторов», оно еще и однозначно признается абсолютно взрывоопасным в социальном смысле.

В Белоруссии же нет ни такого дикого расслоения в обществе в целом, ни такой вопиющей разницы в положении Минска и всей остальной территории страны. При этом белорусское руководство, думая о завтрашнем дне, находит в своем скромном бюджете средства для развития науки и образования — и уже одним этим может и должно служить примером путинской России, ничего не делающей для того, чтобы изъять богатейшие ресурсы, принадлежащие всему народу, из загребущих рук кучки олигархов.

А теперь посмотрим на те самые моменты в тексте Конституционного акта, которые, с нашей точки зрения, нуждаются как минимум в существенной конкретизации. Вот, например, в статье 5-й сказано: «В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности.

В Союзном государстве хозяйствующим субъектам всех организационно-правовых форм обеспечиваются равные права и гарантии деятельности, устанавливаются равные обязанности».

А вот это мы все уже проходили — в ельцинско-путинской России, где равным образом декларировано право на защиту и собственности олигархов, и жалкого скарба мелких бизнесменов, и остатков государственной собственности. И мы все на собственной коже хорошо ощущаем, чья собственность из перечисленных реально охраняется и приумножается, а чья — влачит жалкое существование. Такие формулировки фактически развязывают руки олигархическим группировкам. Результат — завал науки, образования, социальной сферы, чудовищное расслоение в российском обществе, о чем уже говорилось выше. Так не бывает, чтобы в условиях формального равенства всех форм собственности олигархическая собственность не подмяла под себя все остальные — с хорошо известными последствиями для всего общества и страны.

Нет, если мы хотим, чтобы в Союзном государстве не были воспроизведены чубайсовские порядки сегодняшней России, необходима совершенно иная запись в соответствующую статью Конституционного акта. Такую запись, напомним читателям, выдвинули делегаты состоявшегося в Москве 15 марта I съезда народов Союзного государства Белоруссии и России, в обращении которых прямо сказано, что нашей целью является «единое союзное государство, основанное на принципах равенства и суверенитета, многоукладной экономики при определяющей роли государственной собственности и мощном воздействии государства на все сферы жизни общества».

Вот именно только такая роль государства и государственной собственности — при действительном уважении всех прочих форм собственности и хозяйствования — способна обеспечить и соответствующее наполнение, и более справедливое распределение бюджета.

Но этим не ограничиваются наши замечания к согласованному тексту Конституционного акта. Взять ту же статью 1-ю, которую мы уже цитировали. Что там еще сказано? А сказано там, что «Союзное государство является правовым, демократическим, социальным, светским государством, в котором признается политическое и идеологическое многообразие». С отмеченными положениями тесно перекликаются формулировки статьи 24-й, которые гласят, что «граждане Союзного государства имеют право на получение, хранение и распространение информации о политической, экономической, культурной и международной жизни, о деятельности органов Союзного государства, политических партий и общественных объединений, состоянии окружающей среды в Союзном государстве».

Хорошо сказано, не правда ли? Да вот только иные теле-, радио— и пишущие журналисты в России, политики и даже представители высокого руководства отчего-то уверились и пытаются уверить остальных граждан нашей страны в том, что это якобы именно по российским политическим и идеологическим стандартам должна строиться демократия в Союзном государстве, что это именно российская «информационная открытость» должна служить примером и для граждан братской страны при строительстве Союзного государства. А вот у нас — сторонников КПРФ — есть очень, мягко говоря, серьезные сомнения на этот счет; более того — мы уверены, что эти сомнения разделит подавляющее большинство белорусского общества.

В самом деле, какими такими «достижениями» в области демократии может похвастать перед соседями сегодняшняя Россия? Не далее как в тот самый упоминавшийся уже нами день 15 марта, когда в Москве проходил I съезд народов Союзного государства, граждане обеих стран могли воочию убедиться в «торжестве российской демократии» — причем именно в сфере распространения информации. Ни один государственный телеканал — ни ОРТ, ни РТР — не сказал об этом историческом событии ни слова. Государственное телевидение России, содержащееся на деньги налогоплательщиков, среди которых миллионы сторонников КПРФ и ее союзников по народно-патриотическому блоку, самым бессовестным образом попрало право граждан на то самое получение и распространение информации о политической жизни, которое продекларировано в статьях согласованного Конституционного акта, более того — информации, напрямую имеющей отношение к жизни Союзного государства России и Белоруссии.

А что говорить о повседневной деятельности первого и второго российских телеканалов? Самый главный телеканал — ОРТ словно бы задался целью не упоминать в своих новостях ни слова о крупнейшей политической партии России — КПРФ. Ну нет в России такой партии — и все тут! Зато буквально не сходит с государственного телеэкрана информация о рыхлой, безликой партии «Единая Россия», а ее лидер, он же министр внутренних дел Б.Грызлов, не обращая внимания на шквал совершаемых в стране убийств депутатов, предпринимателей, журналистов, просто рядовых граждан, самым беззастенчивым образом эксплуатирует свой административный ресурс, колеся по стране за государственный счет, в прямом смысле слова вытягивает эту партию за уши. И вы хотите убедить белорусский народ согласиться с тем, чтобы подобным образом и на территории Белоруссии распространялась «информация» о политических партиях, движениях и в целом о политической жизни?

Нет, если мы хотим подлинного обеспечения демократии и свободы информации на территории Союзного государства, необходимо подумать об обеспечении подлинных гарантий этого — в том числе, может быть, со стороны образуемых союзных органов власти. В любом случае об этом необходимо думать, это нужно обсуждать — всенародно и гласно. И здесь у КПРФ, ее сторонников есть серьезные возражения относительно того, что весь процесс подготовки важнейших для судеб народов двух братских стран решений с российской стороны фактически отдан на откуп чуть ли не одному-единственному политику, получившему практически монопольное право оценки приемлемости или неприемлемости тех или иных положений Конституционного акта. Речь идет, как вы уже догадались, о Г.Селезневе. Да, в настоящее время он является председателем Парламентского собрания Союза России и Белоруссии и в этом качестве, вполне логично, принимает участие в процессе окончательной подготовки Конституционного акта к утверждению президентами обоих государств с последующим вынесением на всенародные референдумы. Против такого участия никто и не возражает — но если речь идет именно об участии, а между участием и чуть ли не монопольным правом на толкование степени готовности или неготовности Конституционного акта, согласитесь, уважаемые читатели, разница принципиальная.

В этой связи мы задаем вопрос: кто, какая общественная сила вручила столь ответственную, в прямом смысле слова — историческую миссию чиновнику, пусть и председателю Государственной думы, но в настоящее время не представляющему ни одну серьезную политическую партию страны? Не считать же в самом деле в качестве таковой его собственную «диванную» Партию возрождения, которая, согласно всем рейтингам политической популярности, устойчиво демонстрирует результат между нулем и одним процентом голосов потенциальных избирателей.

Мы считаем, что необходимо незамедлительно поставить дело доведения текста Конституционного акта до приемлемого уровня под гласный общественный контроль, пусть выскажутся все общественные силы, в том числе и те, кто является ярым противником российско-белорусского союза, — народ должен знать как своих героев, так и антигероев. И пусть все то, что мы изложили выше, будет известно российскому общественному мнению, а для этого по решению президента необходимо использовать те самые государственные теле— и радиоканалы, которые сейчас работают совсем не в том направлении. Словом, пусть будет, как в советское время, когда гласно и в течение нескольких месяцев обсуждали текст новой Советской Конституции. Только в этом случае мы получим гарантию того, что на утверждение президентов России и Белоруссии ляжет не большая отписка, а отвечающий интересам народов обеих стран стратегически важный документ.

Олег ЧЕРКОВЕЦ


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList