08.07.2003 15:08 | Правда | Администратор
СОЮЗНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РУБЛЯ
1 июля призвано было стать знаменательной вехой в российско-белорусском экономическом сотрудничестве: именно с этого дня российский рубль должен был начать использоваться в Республике Беларусь в качестве средства безналичных расчетов между предприятиями и организациями, а также в качестве средства уплаты ими налогов в белорусский бюджет. Это событие рассматривалось как важный шаг в направлении реализации намеченного в соответствии с Союзным договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь введения с 1 января 2005 года российского рубля в качестве единственного платежного средства на территории Белоруссии. Однако «премьера» рубля в Белорусии не состоялась: она отложена на неопределенный срок, в связи с чем президент Республики Беларусь А.Лукашенко не подписал подготовленный к этому событию указ. Что же произошло?
Читатели «Советской России» уже знают, какое обострение дискуссий в целом о принципах сближения двух братских республик вызвал в последние месяцы именно этот, «валютный» вопрос. Причем с каждым днем, приближавшим нас к 1 июля, это обострение только усиливалось. Хотя, строго говоря, градус дискуссий о судьбах российско-белорусского союза и не снижался практически весь последний год — с тех самых дней лета 2002-го, когда из уст президента России В.Путина прозвучали «предложения» о «вхождении» одного суверенного государства — Республики Беларусь в состав другого — Российской Федерации. Наши читатели хорошо помнят, какую волну возмущения вызвала эта «идея» не только в белорусском обществе, но и среди миллионов российских граждан — искренних сторонников российско-белорусского Союза. Но столь же отчетливо мы помним и другое: вне зависимости от мотивов, по которым они были произнесены, эти слова главы Российского государства стали своеобразной «отмашкой» всем московским «реформаторам» — как из рядов сторонников «Единой России», так и откровенно проамериканских партий — о начале кампании в средствах массовой информации по дискредитации внешней и внутренней политики белорусского руководства. Характеризуя позицию, занятую властными эшелонами России и подконтрольными им СМИ в отношении братского союзнического государства в течение всего последнего периода, президент республики Беларусь А.Лукашенко в своем выступлении 30 июня по национальному телевидению четко заявил, что «сегодня идет давление на Белоруссию, притом с использованием «оружия массового поражения» — средств массовой информации». На взгляд автора этих строк, трудно дать более точную характеристику происходящему.
Спектр «обвинений», раздающихся в адрес братского государства со стороны этих новоявленных, никем на то не уполномоченных «прокуроров», поистине всеобъемлющ — от «недемократичности» действий законно избранного (причем голосами 75 процентов населения!) президента Республики Беларусь А.Лукашенко до якобы «неэффективности» и «неконкурентоспособности» белорусской экономической модели.
Что касается белорусской экономической модели, то хочется лишь напомнить следующее. На сегодняшний день в Республике Беларусь сложилась модель социально ориентированной рыночной экономики. Ее основные характерные черты: сильная регулирующая роль государства и наличие в народном хозяйстве мощного государственного сектора, представляющего собой материальную основу проведения политико-экономического курса, направленного на обеспечение устойчивого экономического роста, сохранение действующих с советских времен основных социальных программ и социальных завоеваний, поддержание на высоком уровне науки, образования, передовых в технико-технологическом отношении производств. Можно сказать, что белорусское руководство выбрало модель развития общества и экономики, сходную с той, которая применяется в Китайской Народной Республике и которая обеспечила китайскому народу за последние 2 десятилетия небывалые в мировой истории успехи в социально-экономическом развитии.
Выступая по телевидению два дня назад, в канун главного государственного праздника — Дня независимости Белоруссии, президент республики А.Лукашенко открыто и прямо подчеркнул, что в стране «взяли все самое лучшее из советского времени, а то, что утеряли, начали возвращать».
В частности, в Республике Беларусь за государством сохранены командные высоты в ключевых отраслях экономики (электроэнергетика, транспортные коммуникации, нефтеперерабатывающий комплекс, оборонные производства, гиганты тракторо- и автомобилестроения, крупные предприятия в других секторах народного хозяйства). В сочетании с развитием крупных агрохолдингов в сельском хозяйстве, обычно состоящих из целой группы колхозов и смежных производств и представляющих собой кооперативную собственность и пользующихся государственной поддержкой частных предприятий в торговле и сфере услуг, это позволило Белоруссии ликвидировать дефицит продовольствия и товаров широкого потребления на полках магазинов и одновременно избежать перекосов в имущественном расслоении общества, свойственных большинству других стран СНГ и в первую очередь — Российской Федерации. Отказ от российской неолиберальной экономической модели, приведшей в нашей стране к концентрации значительной доли общественного достояния в руках нескольких олигархических кланов позволили Белоруссии избежать разъедающего единство нации колоссального разрыва в доходах между сверхбогатым меньшинством и беднейшими слоями общества, не допустить разгула криминала, в первую очередь — уличной преступности в городах и засилья организованных преступных группировок.
Создание в Республике Беларусь благоприятного общественного климата, проведение эффективной государственной экономической политики, оказываемая на постоянной основе реальная, а не декларированная помощь отечественным товаропроизводителям и предпринимателям, в том числе малому и среднему бизнесу, не замедлили сказаться на результатах собственно экономического развития. В условиях, когда в Белоруссии отсутствует имеющаяся в России нефтегазовая «подпитка» (нефти добывается в абсолютном выражении в 210 раз меньше, а в расчете на душу населения — в 15 раз меньше, чем в Российской Федерации), страна обеспечивает устойчивый рост всех основных экономических показателей. По итогам 2002 года рост валового внутреннего продукта составил 4,7 процента, а рост промышленного производства — 4,3 процента. Это — не наращивание добычи нефти и газа, как это имеет место в России, это — рост реального рукотворного производства в химии, машиностроении, электротехнике и бытовой электронике, пищевой промышленности. Рост производства потребительских товаров составил 3,8 процента, в том числе продовольственных — 2,5 процента, а непродовольственных — почти 4 процента.
Еще один из качественных результатов социально-экономического развития Белоруссии в 2002 году: республика полностью восстановила поголовье крупного рогатого скота до уровня, имевшегося на территории Советской Белоруссии накануне контрреволюционного переворота в августе 1991 года. Для сравнения: в Российской Федерации за 10 лет правления президентов Б.Ельцина и В.Путина и проведения ими разорительных «реформ», с 1991-го по 2001 год, сокращение поголовья составило: крупного рогатого скота — в 1,95 раза, свиней — в 2,3 раза, овец и коз — в 3,4 раза. Кажущееся мясное изобилие на прилавках российских магазинов обеспечивается в огромной степени за счет импортных поставок, оплачиваемых, в свою очередь, за счет выкачивания из наших недр во все больших объемах нефти и газа.
Любому грамотному экономисту и честному политику с самого начала процесса российско-белорусского сближения в середине 90-х годов (то есть именно с момента отстранения от власти в Белоруссии «национал-демократов» и прихода к власти команды А.Лукашенко) было понятно, что таковое сближение возможно лишь на путях взаимного обогащения теми достижениями, которые имеются и в белорусском, и в российском экономическом укладах.
Да, к настоящему моменту сформирован важнейший для геостратегических интересов России комплекс эффективных союзнических военно-политических отношений между нашими странами — но даже это, как всем известно, произошло во многом благодаря усилиям и упорству народной власти Белоруссии. Да, на территории суверенного Белорусского государства российским предпринимателям (конечно, если они желают заниматься именно экономической, а не какой-то иной деятельностью в угоду некоторым политическим силам России) созданы исключительно благоприятные условия для их производственной и торговой активности. Взять хотя бы пример с предоставляющей инвесторам важные налоговые льготы свободной экономической зоны «Брест», на территории которой, по данным на май 2003 года, успешно работали открытые российскими компаниями предприятия по деревообработке, производству офисной и другой мебели, разработке, внедрению, адаптации и эксплуатации современных информационных сетей, электрооборудования бытового назначения, пищевкусовой продукции.
Однако сейчас экономическое сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства подошло к такому рубежу, что его дальнейшее развитие представляется уже попросту невозможным без реальной интеграции, то есть взаимного внедрения в хозяйственную практику форм и методов, применяющихся как российской, так и белорусской сторонами. К слову сказать, именно подобным образом формулирует свою позицию белорусское руководство, что зафиксировано, в частности, в послании президента Республики Беларусь белорусскому народу и парламенту, прозвучавшем в апреле 2003 года. Свою часть пути наши белорусские друзья и партнеры проходят честно, например, внедряя в собственную экономическую практику такую характерную для смешанной экономики форму, как акционирование части ранее находящихся в исключительной государственной собственности предприятий, о чем «Советская Россия» уже рассказывала своим читателям. Да, это шаг назад по сравнению с высокоэффективной общенародной формой собственности, особенно на крупных предприятиях, которая существовала в советской экономике, но это — вынужденная мера сегодня, в условиях экономики смешанной, мера, позволяющая объединить разные формы и методы хозяйствования при направляющей и регулирующей роли государства.
Кроме того, в Белоруссии акционирование организовано и проводится в интересах всего народа, а не отдельной кучки «прихватизаторов». Напомним лишь, что, как было еще раз подтверждено на минувшей неделе на состоявшемся совещании под председательством президента республики А.Лукашенко, общее правило при акционировании остается незыблемым: контрольный пакет акций сохраняется за государством, особенно на первой стадии акционирования того или иного предприятия. Это — мудрый принцип, по-государственному продуманный и полностью отвечающий интересам большинства белорусского общества.
А вот российские правители, напротив, демонстрируют явное нежелание хоть что-то менять в своей социально-экономической политике в интересах подавляющего большинства населения нашей страны. Взяв на вооружение махрово-либеральные, не применяющиеся на практике ни в одной современной, даже самой рыночной, экономике мира и существующие лишь в головах некоторых «теоретиков» из СПС и Высшей школы экономики идеи, российское руководство продолжает следовать гибельным курсом закрепления России в «почетной» роли топливно-сырьевого придатка для «друга Джорджа» и «друга Тони». Вполне естественно, что в рамках такого курса любое внедрение в российскую хозяйственную практику полностью оправдавшихся в Белоруссии методов высокоэффективного государственного регулирования социально-экономических процессов представляется покушением на власть нефтегазовых и прочих сырьевых олигархов. Потому-то подконтрольные им пресса и электронные СМИ и используют практически любой повод для абсолютно необоснованных, наглых и попросту провокационных нападок на Белоруссию, ее народ и ее руководство. В преддверии 1 июля, как уже говорилось выше, такой повод был найден в виде обсуждающихся условий предстоящего перехода к использованию российского рубля в качестве единой валюты Союзного государства, а в последние два дня — в связи с отказом белорусского руководства спешить с введением безналичного российского рубля из-за остающихся непроясненных деталей.
Какой только грязи не вылито на Белоруссию в последние недели и дни! Здесь и откровенная ложь в отношении позиции президента А.Лукашенко, который якобы вначале, еще весной, в ходе переговоров с российскими представителями «сдал суверенитет» своей страны, согласившись на то, чтобы единый эмиссионный центр будущей единой валюты со всеми полномочиями находился в Центральном банке России и фактически определял бы все условия экономической жизни в Беларуси, а затем, мол, «отыграл назад». И притязания российского «Газпрома» на контрольный пакет акций белорусской компании «Белтрансгаз», занимающейся прокачкой российского природного газа на Запад по территории Республики Беларусь, да еще с попыткой диктовать свою, многократно заниженную (вероятно, по рецептам российской «прихватизации») цену. Что это, если не прямое паразитирование на исключительно добрых отношениях белорусского народа к российскому и его долготерпении? Но ведь известно, что всякому терпению приходит конец... Может быть, именно на такую реакцию белорусского общества и законной власти Республики Беларусь как раз и рассчитывают те, кто раз за разом инспирирует в российских средствах массовой информации и в кругах российской «элиты» провокационные антибелорусские кампании?
Что же касается откладывания намеченного на 1 июля введения в безналичное обращение российского рубля, то президент А.Лукашенко в интервью руководителям белорусских телеканалов четко объяснил причины, побудившие его принять такое решение. Введение российского рубля сначала в качестве параллельной, а затем и единой валюты не должно быть оторвано от выполнения всех прочих намеченных решений в рамках союзного строительства. То есть, подчеркнем, строительства союза двух равноправных государств. Нельзя допустить, чтобы введение национальной валюты одного из них в качестве средства обращения в другом стало рычагом давления на союзников и партнеров, средством втягивания белорусских предприятий в «омут приватизации».
И вообще, как представляется, все искренние сторонники российско-белорусского Союза должны заявить, что будущее введение российского рубля как единой для России и Белоруссии валюты должно работать на равноправное положение обеих братских республик в Союзном государстве. Валютный союз двух государств может и должен предполагать только равенство белорусского и российского экономических укладов, их взаимообогащение и, если хотите, взаимное соревнование на предмет выявления наиболее эффективных с точки зрения как экономики, так и социальных задач развития общества, форм и методов хозяйствования. Как только такое понимание утвердится, для введения российского рубля в качестве будущей единой валюты Союзного государства не будет никаких препятствий.
Олег ЧЕРКОВЕЦ.
blog comments powered by Disqus