Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

13.08.2003 05:41 | Правда | Администратор

Семнадцать мгновений и вся жизнь

30 лет — со дня выхода на экран легендарного телефильма

В эти дни исполняется тридцать лет, как на телеэкраны страны вышел ставший культовым фильм народной артистки СССР Татьяны Лиозновой “Семнадцать мгновений весны”. Эта лента стала одним из самых значительных произведений советского телевизионного кинематографа. Положенный в основу картины детективный роман Юлиана Семенова в киноверсии Татьяны Лиозновой обрел мифологическое звучание и завоевал любовь миллионов телезрителей, а советский разведчик Максим Исаев —Штирлиц в исполнении Вячеслава Тихонова стал кумиром не одного поколения россиян.

И ВСЕ-ТАКИ один из главных героев фильма “Семнадцать мгновений весны” — Татьяна Лиознова, которая смогла так показать войну, разведку, немцев, что в героев фильма поверили, как в живых персонажей. 12 серий, 200 действующих лиц, костюмы, которые шили на нескольких швейных фабриках страны... Это был один из первых отечественных фильмов, где фашисты были показаны не набитыми дураками, а умными врагами. Правда, в среднем звене руководителей КГБ уже тогда ходили слухи, что Мюллер работал на СССР, да и Бормана тоже в конце войны ухитрились перевербовать. Эта версия есть и в мемуарах Шелленберга. Вот она — настоящая связь искусства с жизнью, которой так недостает многим фильмам про разведку и разведчиков. Некоторое время ходили упорные слухи, подтвержденные источниками из Главного разведуправления Генштаба, что одним из прототипов героя Юлиана Семенова — Штирлица был гауптштурмфюрер СС Вилли Леман, шеф общей контрразведки гестапо. Смолоду Леман крайне отрицательно относился к гитлеровским молодчикам, но это проявлялось лишь в его высказываниях в узком дружеском кругу. Друг Лемана поведал о его настроениях сотруднику советской резидентуры, и вскоре Лемана завербовала советская резидентура в Берлине. Москва ему дала агентурный номер А-201 и псевдоним “Брайтенбах”. Леман был яркой фигурой, достойной отображения в искусстве, однако образ Штирлица — собирательный, вобравший в себя лучшие качества выдающихся советских разведчиков.

С чего же начиналось создание фильма? Конечно, лучше всего об этом может рассказать режиссер. Татьяна Михайловна уже оправилась от прошлогоднего инсульта и вместе со всей страной отмечает юбилей фильма.

— Как-то в библиотеке я открыла журнал “Знамя”, где была опубликована новая повесть Юлиана Семенова “Семнадцать мгновений весны”,— вспоминает она.— Я прочитала ее взахлеб и сразу увидела, как она может быть экранизирована — динамичный, острый детектив. Я работала по двенадцать часов в сутки, не помню, спала ли тогда. Некоторые фрагменты фильма специально делала как хронику. Сцены, когда Штирлиц встречается с женой, в книге вообще не было, я ее дописала сама. Действительно, разведчики, как правило, не видятся с семьями годами, отпуска тоже редки, но встречи супругам иногда устраивали.

Вячеслав Тихонов подошел на эту роль как никто, — говорит Татьяна Михайловна, — да и Юлиан Семенов видел в роли Штирлица только Тихонова. Актер на эту роль согласился сразу.

“Любовь к жизни и стране, к ее истории — это все для нас было очень важно”,— вспоминает сегодня Вячеслав Васильевич.

Невероятная популярность пришла к Тихонову с первыми же сериями. “Лиознова лишила меня имени,— шутит он,— и превратила в Штирлица”. Успех фильма Татьяны Лиозновой, конечно же, и в том, что она сама пережила войну и все ее тяготы.

— Во время войны я была школьницей,— вспоминает она.— Это было страшно. Чувство войны у людей, переживших ее, не проходит никогда. У нас в семье погибли все мужики — отец и три маминых брата. Остались одни бабы. У меня было огромное чувство горечи, когда союзники медлили с открытием второго фронта и пытались отделаться от нас тушенкой и поношенной одеждой. Так что в этой работе сказались мое личное ощущение войны, собственные переживания.

Для меня важно и то, что наша страна была единственной, которая строила свой путь развития по принципам Евангелия, то есть дружбы, равенства, братства,— говорит режиссер “Семнадцати мгновений весны”.— Она на этом пути была ребенком. Разве возраст для державы —70 лет? Сегодня многие наш народ называют совками, плюют на наше прошлое, на погибших, овдовевших, осиротевших. Я считаю, что все мы — предатели, и я в том числе, мы предали и продали свою неповторимую страну. Но многие все же верят в то, что бы-лая слава нашей Родины возродится. И я тоже в это верю.

Екатерина КУШТАПИНА.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList