26.04.2003 11:40 | Правда | Администратор
ТВ: ТОЛЬКО О ПУТИНЕ И О ПОГОДЕ
Проблема взаимоотношений Компартии, да и всех левых сил, со СМИ давно стала притчей во языцех в общественно-политической жизни России. Медленное, но последовательное выталкивание КПРФ сначала на обочину информационного — и особенно телевизионного — потока происходило все минувшие годы постоянно и неуклонно, несмотря на нередкие отклонения и перерывы. К сожалению, попытки выправить положение путем диалога с руководством информационных каналов, который не прекращался все последние годы, успеха так и не принесли. Порою что-то налаживалось, частота упоминаний о Компартии, ее действиях, предложениях и идеях возрастала, однако ненадолго. Следом за слабеньким информационным всплеском обыкновенно следовал провал, стиравший подчас всякие информационные следы оппозиции с телевизионных экранов.
Именно такой провал в информационном пространстве ТВ, приобретший хронические черты, наблюдается в сейчас. Это хорошо видно из материалов исследований, опубликованных в Интернет такой пропрезидентской организацией, как ФОМ, который ведет масштабный анализ информационных и аналитических вечерних программ ОРТ, РТР и НТВ. Результатами этих исследований может воспользоваться любой аналитик.
Если проанализировать данные ФОМ о телепоявлениях пятнадцати ведущих политиков страны, чаще других получивших доступ к эфиру в вечерних информационных и аналитических передачах за период с сентября 2002 по апрель 2003 года, то возникает обобщенная картина всей телеинформационной ситуации. (см. гр.1).
Гр.1. Представленность лидеров партий в информационно-аналитических программах Первого канала, РТР и НТВ. (доля в общем объеме телепоявлений 15 политиков в вечерних информационно-аналитических программах в период с сентября 2002 по апрель 2003 г.)
Примечание: Рассчитано по данным исследования просмотра жителями 18 крупнейших городов России вечерних информационных и аналитических программ Первого канала, РТР и НТВ: 1200 семей, около 3200 человек (источник FOM.RU).
Оказывается, что абсолютное первенство, если не сказать монополию на личное присутствие в информационном потоке, имеет В. Путин. На его долю приходится более 61 процента всех телепоявлений лидеров в информационно-аналитических материалах общефедеральных телеканалов. Если же брать партию власти в целом, то ее главные лица, включая президента Путина, премьера Касьянова и представителей такого думского олицетворения партии власти, как «Единая Россия» — Грызлова, Лужкова, Шойгу, Яковлева, Тулеева, — занимают почти 77 процентов эфира, отводимого телевидением политическим лидерам страны. (См. табл.1).
Табл.1. Доля появлений на ТВ (Первый канал, РТР, НТВ) в общем объеме появлений 15 ведущих политиков
Взяв же в расчет еще и деятелей таких ответвлений партии власти, как СПС, «Яблоко», ЛДПР и прочие (которые иногда позволяют себе нечто критическое, однако в серьезных вопросах всегда держат сторону Кремля), нетрудно подсчитать, что более 97 процентов информационного массива, отводимого телевидением на популяризацию отечественных политиков, безоговорочно монополизированы властью, причем довольно узким слоем лиц.
А что же оппозиция? Как то наглядно следует из данных ФОМ, КПРФ и другие левые силы представлены на телевизионных экранах только Г.Зюгановым. Причем и это присутствие в аналитических программах сжато в своего рода информационную точку. На долю лидера Компартии, за которую на выборах голосует почти треть российских избирателей, приходится лишь 2,5 процента «лидерского» эфирного времени на государственном ТВ. Иначе говоря, он имеет в 25 раз меньше возможностей появляться на телеэкранах, нежели В.Путин, и примерно в 1,5 — 2 раза меньше шансов попасть в информационный телевизионный эфир, чем представители таких электоральных «меньшинств», как вождь ЛДПР Жириновский, лидер СПС Немцов, глава «Яблока» Явлинский и т.д.
Если считать, как это делают в западных странах, что ранг политика — а с ним и его место в информационном пространстве — определяется уровнем полученной им народной поддержки, есть все основания говорить об информационной дискриминации представителей первой по электоральному влиянию в стране Российской компартии.
Причем в последние полгода такого рода дискриминация усугубилась. Так, например, согласно все тем же материалам ФОМ, за период с 18 ноября 2002 г. по 2 февраля 2003 г., а затем с 3 марта по 13 апреля текущего года на Первом государственном канале российского телевидения лидер КПРФ не упоминался вообще. Практически то же самое и в это же время происходило и на другом канале — РТР, из информационно-аналитических передач которого Г.Зюганов был либо абсолютно исключен, либо представлен буквально со считанными упоминаниями, — от 3 до 16 в течение двух недель. Ситуация приобрела скандальную окраску.
Поэтому развернутая в последние дни Компартией и ее союзниками кампания протеста против антидемократической информационной политики телевидения уже с первых ее шагов смогла охватить в той или иной мере сразу 48 регионов страны. Россию как бы «оконтурило» широкое народное движение. Без которого, как учит весь опыт подобных акций, очень трудно ожидать не только исправления информационной политики государственного телевещания, но и элементарного диалога КПРФ как с телевизионной бюрократией, так и с инстанциями, которые на деле определяют информационную стратегию ведущих СМИ страны.
Сергей ВАСИЛЬЦОВ,
доктор исторических наук.
Сергей ОБУХОВ,
кандидат экономических наук.
blog comments powered by Disqus