Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

17.06.2003 17:57 | Правда | Администратор

УПРАВЛЯЕМОЕ РАЗБАЗАРИВАНИЕ «ОБОРОНКИ»

В жерновах реформ

     Мы с вами, уважаемые соотечественники, живем при очередном «великом переломе» в нашей стране, который характеризуется переходом от стихийной растащиловки первых лет гайдаро-ельцинских реформ к стратегии управляемого разбазаривания советского наследства. Если под первый «потный вал приватизации» попали в основном сырьевые отрасли, сельхозпредприятия, сфера торговли и услуг, то есть то, что дает быстрый доход, то второй вал приватизации обращен нашими ревнителями частной собственности на отрасли с более длительным производственно-технологическим циклом и с высокой степенью переработки исходных материалов и сырья. Такие предприятия, развивающие высокие технологии, выпускающие танки и самолеты, ракеты и спутники, электронику, оптику и многое другое — как военного, так и гражданского назначения, относятся к оборонно-промышленному комплексу (ОПК), или попросту к «оборонке».

     До начала периода правления Путина приватизация предприятий «оборонки» шла в основном хаотично, неорганизованно, с разными темпами в разных отраслях. Одни отрасли — такие, как автомобилестроение, авиастроение, металлургия, химическая и легкая промышленность, — приватизированы уже на 80 — 90%. В авиастроении, например, акционировано более 240 предприятий, и всего лишь на 7 из них у государства остался контрольный пакет акций, а на 94 у государства вообще нет ни одной акции. Значительная часть предприятий, в том числе и выпускающих боевую технику, перешла под контроль иностранцев, но характерно, что именно на таких предприятиях объем производства упал почти на порядок! Об этом пишет, в частности, депутат Государственной думы В.И.Шпорт в статье «Разбазаривание отечественной «оборонки» продолжается» (журнал «Российская Федерация сегодня», №21, 2001 год).

     В других отраслях — ракетно-космическая, радиотехническая и электронная, производство обычных вооружений и боеприпасов — степень разгосударствления все еще оставалась невысокой. Как же так?? Непорядок в нашей буржуазной стране! Надо все акционировать — решило государство в лице новой путино-касьяновской генерации управленцев, и с этой целью была разработана Федеральная целевая программа, финансируемая из госбюджета, то есть из нашего с вами кармана, дорогие граждане.

     В 1998 — 2001 гг. эта программа именовалась «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности», а с 2002 по 2006 годы она будет носить еще более гордое название — «Реформирование и развитие(!) оборонно-промышленного комплекса», то есть «оборонки». На выполнение этой программы ежегодно выделяется около 1 миллиарда рублей. Основная цель этого детища Касьянова — Клебанова — Грефа: укрупнение предприятий ОПК путем слияния их по 5 — 10 — 15 фирм в так называемые «интегрированные структуры», или «холдинги». Образовавшиеся из ныне существующих 1600 с лишним предприятий «оборонки» «холдинги» тут же приватизируются, и, таким образом, падёт последний оплот социализма в нашей стране.

     Либерально-демократический читатель, коему вдруг на глаза попадется сия статья, может воскликнуть: а что в этом плохого? Ведь процесс укрупнения предприятий оборонного профиля на благословенном Западе идет уже давно и довольно успешно. И будет прав наш доморощенный либерал, ибо на его любимом Западе такое укрупнение, поглощение более мелких фирм более крупными идет естественным путем в результате конкурентной борьбы на рынках сбыта высокотехнологичной продукции.

     А уж если в отдельных случаях такое укрупнение идет по инициативе самого государства или группы государств (например, в случае европейской оборонно-промышленной корпорации EADS), то уж тут будь спокоен: такая корпорация, пока она существует, будет обеспечена госзаказами под завязку.

     Не так у нас, в России-матушке: реформа сверху, в добровольно-принудительном порядке — самое милое дело! Захотели когда-то колхозов — и одним махом всех околхозили. А через 70 лет возжелали прямо противоположного: всех — в частники. Даешь «холдинги», и все тут! И наплевать, что то и дело скрещивают ужа с ежом. Вот, к примеру, берем Самарский ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», издавна выпускающий ракеты-носители «Союз» и спутники разведки и наблюдения Земли, и сливаем с подмосковным НПО им. С.А.Лавочкина, создателем лунохода и межпланетных станций, добавляем до кучи Санкт-Петербургское КБ «Арсенал», парочку периферийных заводов — и вот вам готова «интегрированная структура»!

     Не важно, что у этих предприятий общего не больше, чем у японца с негром. Не важно, что против насильственного создания подобных «холдингов» выступают коллективы сливаемых предприятий — да кто ж их слушать-то будет? Зато появятся сотни вакансий в руководстве новоявленных «холдингов», куда можно с комфортом усадить «своих человечков», то есть утомившихся от многолетнего радения за государственные интересы чиновников или рвущихся в новые олигархи чиновничьих отпрысков. Вот так и образуется новая управленческая «технократическая» элита, жирующая на труде по-прежнему бесправных и полунищих инженеров, ученых и рабочих.

     Что ж, сия грефо-клебановская идея проста как валенок, и воплотить ее, казалось бы, не представляет труда. Да вот незадача: как любая надуманная реформа, на практике она стала тут же пробуксовывать. Во-первых, оказалось, что такого понятия, как «холдинг», или «интегрированная структура», нет в российском законодательстве! Проект Федерального закона «Об интегрированных структурах» неоднократно отклонялся Госдумой по причине явной юридической непроработанности. Тем не менее деньги на создание того, чего нет в законе, идут — в размере, напомним, миллиарда рубликов в год.

     Во-вторых, предприятия ОПК объединяться в «холдинги» не только не хотят, но и не могут по причине тяжелейшего финансового положения большинства из них. И виной тому — многолетняя задолженность государства перед предприятиями за работы по госзаказу (прежде всего — по гособоронзаказу). Так, только за 2-ю половину 90-х годов предприятиям недоплатили за уже выполненные заказы и поставки вооружений и военной техники 18 млрд. руб. Еще около 12 млрд. руб. долгов накопилось за 2000 — 2002 годы, а на 2003 год в бюджет уже заложена возможность задолжать еще 3 миллиарда. Так будет продолжаться и в последующие годы: не успеют погасить прежние долги, как Минфин тут же наделает новых. А ведь головным предприятиям будущих «холдингов» придется брать на себя долги своих «младших братьев». Так зачем же им это надо? Им и своих долгов хватает. А «младшие» тоже не в восторге: войдя в «холдинг», они утратят право самостоятельной экономической деятельности и тем самым — возможности самим зарабатывать и погашать долги, становясь эдакими бесправными вассалами. И не случайно наскоро сляпанные интегрированные структуры через год-полтора разваливаются (примеры тому — АВПК «Сухой», концерн «Антей-Алмаз», Межгосударственная авиакомпания «Ильюшин» и прочие).

     Ну а кто же рулит сим малопривлекательным процессом? Есть у нас такое Министерство — промышленности, науки и технологий, в просторечии — Минпромнауки, предводимое недавно потерявшим вице-премьерский пост Ильей Клебановым, прославившимся утоплением станции «Мир» и беспомощным лепетом по оправданию гибели «Курска». Этому ведомству и поручена роль «государственного заказчика-координатора» и распорядителя средств, отпущенных на реализацию Федеральной целевой программы по реформированию ОПК. Минпромнауки не имеет в своем распоряжении ни одного предприятия «оборонки» (все они подчинены пяти оборонным агентствам либо Минатому) и соответственно административных рычагов воздействия на них, зато денежки имеет, и вот как любопытно оно ими распоряжается. Ну, начнем с того, что в состав и конкурсной подкомиссии по расходованию бюджетных средств на выполнение программы, и в состав экспертного совета по научно-методическому контролю за работами по программе входят одни и те же люди (то бишь чиновники Минпромнауки), которые сами принимают решения и сами же себя экспертируют — очень удобно!

     Далее. Руководителем департамента координации развития и реформирования ОПК, то есть главным реформатором «оборонки» в Минпромнауки, является человек, ни дня не проработавший в «оборонке», ничем и никогда в ней не руководивший. Это — Азрет Юсупович Беккиев, выходец из Кабардино-Балкарского высокогорного института, подведомственного Росгидромету. Сей бравый метеоролог сразу лихо взялся за дело, выдавив из своего департамента более 20 опытнейших специалистов-оборонщиков, а оставшимися могучими силами разработал такие конкурсные темы работ по вышеупомянутой программе, формулировки которых иной раз достойны некогда славного журнала «Крокодил».

     Ну где еще вы найдете, чтобы на «Выявление механизмов интеграции и оптимизации оборонной промышленности в США и странах Западной Европы» тратили 3 года и отстегивали более 10 млн. руб. в год (неужели сходить в научно-техническую библиотеку и почитать там журнальчики столько стоит???). Зато за вдвое меньшие, извините, «бабки» в другой теме предлагается в течение одного (!) года осуществить «Проведение инвентаризации имущественного комплекса в ОПК», то есть всего, что было создано в самом крупном секторе экономики страны почти за целый век! Еще одна любопытная темочка предлагает исследовать влияние на процессы реформирования ОПК... процессов воздействия на атмосферные образования. Видать, прежняя любовь Беккиева — метеорология — не ржавеет. Ну не нашлось во всей Руси великой, на всех ее 1600 оборонных предприятиях лучшей кандидатуры на роль реформатора «оборонки»!

     Каковы реформаторы, таковы и результаты. Не случайно в материалах Главного контрольного управления президента Российской Федерации (№МК-П7-08148 от 5 июня 2002 г.) по проверке хода выполнения работ по программе реформирования ОПК пестрят следующие формулировки: «отсутствует нормативно-правовая база, создающая экономические, правовые и иные механизмы и условия, обеспечивающие функционирование и развитие ОПК»; «реализация Федеральной целевой программы «Реформирование и развитие ОПК (2002 — 2006 гг.)» практически не начата»; «реформирование ОПК сдерживается из-за наличия на балансе предприятий объектов социальной инфраструктуры»; «Минимуществом России, Минпромнауки России, российскими оборонными агентствами не приняты меры по наведению порядка в учете государственных унитарных предприятий и организаций ОПК»; «интегрированные структуры сформированы без глубокого анализа вопросов загрузки производственных мощностей предприятий, необходимых для выполнения госзаказа. Состав отдельных ИС определен без проведения технико-экономического обоснования».

     И так далее. Короче говоря, работа по выполнению реформирования ОПК признана неудовлетворительной. Но, может быть, это и к лучшему для «оборонки»? Посмотрят на то, как бездарно растранжирены миллиарды бюджетных средств, да и закроют Программу реформирования ОПК, и уцелеет наш славный ОПК от очередного разгрома и разворовывания! И тогда — слава Беккиеву! Ай да джигит! Поистине — «свой среди чужих, чужой среди своих»! Наш казачок-то, засланный.

     Что ж, остается надеяться, что наша Госдума изымет из федерального бюджета на 2003 год строчку под названием ФЦП «Реформирование и развитие ОПК (2002 — 2006 гг.)» и пустит освободившийся миллиард рублей на более благородные цели. А если не закроют программу, то плакали ваши денежки, уважаемые налогоплательщики, в том числе и те, кто еще продолжает трудиться в ОПК.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList