19.07.2003 10:01 | Правда | Администратор
ВЕЛИКИЙ ВЕК «АВРОРЫ»
Пророчески поучительно сошлись в нашей истории несколько дат-юбилеев. В июле 110 лет назад родился пролетарский поэт Владимир Маяковский. Его стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» неожиданным образом опрокинулось в наши дни, когда страна — а в ней всяк по-своему — отмечает 100-летие крейсера «Аврора» и 85-летие со дня расстрела царской семьи.
Судьбы человека и корабля неожиданно пересеклись во времени. Так что же высветилось нам на этом перекрестье?
Вспомним, что дом, где казнили августейших особ, был снесен с лица земли по приказу генетического разрушителя Ельцина в бытность его секретарем Свердловского обкома КПСС. А теперь хоть на мгновение представьте Ельцина в июле 1918-го, в том же городе, тогда еще Екатеринбурге, с маузером на поясе и пьянящим предчувствием власти безграничной, беспредельной, замешанной на безнаказанном убийстве всего лишь одной семьи. Пусть даже и царской. Тут много воображения не требуется. Вспомните октябрь 1993-го — тоже в этом году кроваво-юбилейный. Тогда была убита не одна семья — тысячи человек, в том числе и несовершеннолетние отроки, ровесники царевича, и юные девушки — ровесницы великих княжон... И вот ельцинско-путинская Россия отмечает дату казни русского царя...
Не хочется даже полемизировать с артистом Жженовым, ведущим сегодня на телевидении натужно-патетическую программу о последних месяцах и днях царской семьи — столько в ней заезженных клише насчет процветания России при Николае, будто и не было Ходынки, попа Гапона и 9 января 1905 года, Ленского расстрела рабочих, взбунтовавшихся от безденежья и непосильного труда, голода в Поволжье, не говоря уже о позорных войнах, проигранных царем бездарно и с равнодушной беспощадностью к собственному народу. Трагический фарс последних лет правления Николая Второго, его отречение, подписанное под нажимом Временного правительства, были прелюдией к физическому уничтожению царской семьи. Божественным знаком пресечения династии была гемофилия наследника. Большивики-комиссары лишь поставили кровавую точку в агонии царизма, которая тянулась все 23 года правления Николая Второго. Судьями тех николаевских лет остались все-таки для грамотных людей Толстой и Чехов. Так что при чем тут Жженов? При чем тут юродивый авантюрист Гришка Распутин, предрекший царю погибель от русского народа, так настойчиво цитированный Жженовым, видимо, только ради того, чтобы вопреки истории обвинить русский народ в несуществующей вине.
Весь пафос нынешних торжеств в связи с открытием храма в Екатеринбурге и памятника царской семье имеет совершенно определенный политический контекст: во всем виноваты русские и коммунисты! Да, комиссары, воспетые Багрицким, и «большевики» ельцинского типа, без сомнения, виноваты во многом. И в прошлом, и в настоящем. Не приведи Господь, нам допустить их в будущее!
Но исторический фарс, связанный с последним русским царем, продолжается и сегодня, несмотря на всю патетику. Что за горькая судьба — и после смерти нет покоя, все мелочная, нечистая какая-то суета вокруг убиенной семьи. Кощунственно выставляют напоказ куски скелета, таскают туда-сюда прах, преданный земле, — гробокопатели, каббалисты! Не задайся Ельцин целью разваливать Россию, это было бы невозможно. И едва ли был бы сегодня построен такой храм на Крови на месте казни царской семьи и воздвигнут такой медный монумент. Но страна разрушена, ельцинский курс продолжается. А власти в разрушенной стране необходимы какие-то знаки созидания, какие-то ритуальные поступки и действия. Спешно, срочно, сейчас! В итоге получаются кощунство и глупость. Храм достраивали к дате в спешке, с недоделками, с памятником вообще позор вышел. Не случайно Патриарх не прибыл на его освящение. Но храм с горем пополам освятили, а памятник даже самые угодливые попы освятить не рискнули. Прошу не путать попов со священниками. Так вот даже у попа не поднялась рука окропить святой водой пустотелого медного царя, стоящего спиной к храму, и царевен с крестами поверх платья. Будто не читали Куприна скульпторы и архитекторы: в царской России нательный крест поверх рубахи носили только обитательницы «Ямы», это был их «крест», опознавательный знак. А может, как раз наоборот: читали и знали это, но... Кто теперь, по прошествии лет, более грешен перед царевнами — их физические убийцы или нравственные? Но то, что они одной крови, — несомненно.
Вот в такой горький и уродливый одновременно сюжет вылился этот юбилей, из которого власть хотела выжать хоть малый политический дивиденд. Но получился позор и стыд.
Теперь — иное. «Аврора».
Нынешней весной один наш добрый знакомый впал в депрессию. Это порой случается с людьми, остро переживающими великую отечественную трагедию. «Поеду, — говорит, — в Питер, у меня на «Авроре» знакомые ребята-офицеры служат. Может, отляжет от сердца, хотя вряд ли»... Думали: вернется через день-другой. А он «загулял» на неделю. Возвращается — другой человек! Рассказам не было конца: какие прекрасные офицеры, капитан, какие замечательные пацаны— матросы, как сохраняются флотские традиции, патриотизм, историческая память! Словом, вылечила «Аврора» человека, и снова принялся он за свои оппозиционные дела с удвоенным пылом. А хандры как не бывало.
Все на «Авроре» истинное, исторически чистое и честное. Потому и будет жить в веках этот корабль-герой, защитник России и хранитель ее нравственной силы. Корабль честно дрался и честно жил. Его судьба пересекалась с судьбой царя не раз. И, не будь того исторического залпа в октябре 17-го года, едва ли дожил бы ветеран флота до наших дней, овеянный славой и народной любовью. Он принял Революцию как воплощение народного возмездия, как торжество справедливости и — остался в веках.
Корабль родился на стапелях Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1897 — 1903 годах. Это имя — «Аврора» — досталось ему «по наследству» от боевого фрегата, построенного невскими корабелами на Охтинской верфи в 1835 году. Парусная «Аврора» сражалась за Севастополь в 1854-м. В 1857 году вернулась домой на Балтику, чтобы передать свое честное имя другому кораблю.
Боевое крещение крейсер 1 ранга «Аврора» получил в русско-японскую войну 1904 — 1905 годов, участвовал в Цусимском сражении и попал под огонь японских броненосных крейсеров. «Аврора» получила 18 попаданий снарядами. Осколки одного из них разнесли боевую рубку и ранили большинство из находившихся там офицеров. Всего в бою убито было 15 человек (все похоронены в море) и 83 ранено. Корабль получил серьезные повреждения и, оторвавшись от преследования японцев, прибыл в Манилу. После окончания войны, в феврале 1906 г., крейсер вернулся в Либаву, залечив раны, полученные и от японцев, и от беспомощного царского режима, стрелявшего в спину русским героям.
После войны крейсер стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. С началом Первой мировой войны в 1914 году крейсер «Аврора» проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу, участвовал в операциях по обороне Рижского залива, поддерживал артиллерией сухопутные части, отражал атаки самолетов противника на русское соединение. Осенью 1916 года «Аврора» встала на капитальный ремонт на Франко-Русском заводе в Петрограде.
Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий русской Революции. Питерские рабочие постоянно работали с матросами крейсера «Аврора», которые всем сердцем восприняли революционную агитацию. Они видели, что война поставила Россию на грань катастрофы. Когда в феврале 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся февральской революции, матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.
На «Авроре» был избран судовой комитет. На протяжении весны — лета — осени 1917 года падало доверие матросов и офицеров, как и всей страны, к Временному правительству. Росло влияние партии большевиков на корабле. Отношения между судовым комитетом и офицерами стали нормальными: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле. В октябре 1917 года большая часть команды была на стороне РСДРП(б). По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 7 ноября 1917 года: крейсер дал холостой выстрел из бакового орудия по Зимнему, где располагалось Временное правительство. «Аврора» грозно предупредила: трудящихся в обиду не дадим! Ах, если бы спустя десятилетия, в 1991-м или в 1993-м, на Москве-реке стоял этот крейсер — защитник простого люда, защитник Отечества — сколько крови и горя удалось бы избежать нашей стране одним холостым выстрелом!
Молодая Советская республика, еще не оправившись от потрясений и разрухи империалистической и Гражданской войн, уже в 1922 году начала активное восстановление Морских сил России. Решено было восстановить «Аврору» как учебный корабль. Заслуга «Авроры» в подготовке грамотных специалистов для флота молодого Советского государства была огромна. В 10-летнюю годовщину Революции учебный крейсер был награжден орденом Красного Знамени.
В годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провел в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых же дней блокады города он огнем своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации. Зимой «Аврора» продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. Моряки крейсера и учащиеся-курсанты уходили на действующие корабли Балтийского флота, на корабли вновь создаваемых речных флотилий, на сухопутный Ленинградский фронт. Из девяти орудий «Авроры» была сформирована артиллерийская батарея «А», огневые позиции которой располагались в районе Дудергофа, к юго-западу от Ленинграда. Моряки крейсера, служившие на этой батарее, приняли неравный бой с немцами и пали смертью храбрых, до конца исполнив свой воинский долг 6 — 13 сентября 1941 года. Сам крейсер после полученных им 30 сентября 1941 года повреждений от попадания артиллерийских снарядов был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия с него были выгружены, но до самого конца войны «Аврора» не спускала Военно-морской флаг СССР. Неподвижный, полузатопленный крейсер продолжал жить и бороться.
Советское государство не предавало своих героев. Еще до окончания войны, в 1944 году, было приято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Великой Октябрьской социалистической революции. «Аврора» прошла капитальный ремонт, кораблю вернули его прежний вид. Внутренние помещения переоборудовали для жизни и службы курсантов и преподавателей. В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников нахимовского военно-морского училища, против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года.
Музей на корабле начал создаваться с 1950 г. силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остается до настоящего дня) и команда для охраны корабля и обслуживания механизмов. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции.
Даже в это время корабль продолжает отстаивать честь России, которая очень нуждается в сохранении своей истории от искажения и лжи. В среднем за последние 5 лет музей на крейсере «Аврора» посещают до полумиллиона человек в год. Сотрудники музея проводят ежегодно около 2000 экскурсий. А за все время работы музей посетило более 27 миллионов человек — целая европейская страна! Начальник музея на крейсере «Аврора» — вице-адмирал Лев Чернавин.
Тридцать пять матросов, которые несут срочную службу на корабле 1 ранга, доводят «Аврору» до блеска. Михаил Кокурин служит здесь всего несколько дней. Как самому молодому, ему поручают только медь драить. Матрос гордится, что попал сюда, говорит: «Можно сказать, я — счастливчик, не каждый может попасть на «Аврору».
Это и в самом деле так — счастливчик. Столетняя «Аврора» сияет флотской славой. Честь великого корабля хранят новые поколения русских матросов. Здесь все истинное — и сам корабль, и служба, и чувства людей, ступивших на палубу.
Жанна КАСЬЯНЕНКО.
blog comments powered by Disqus