27.10.2003 18:56 | Правда | Администратор
ВЫРАСТИТЬ СВОЙ САД НА ПЕПЕЛИЩЕ
К сожалению, не смогли быть в назначенный день по разным причинам Т. Доронина и Ю. Бондарев, В. Распутин и С. Куняев, А. Пахмутова и Ж. Болотова, С. Есин и С. Кара-Мурза, но мы надеемся встретиться с ними для продолжения начатого разговора в следующий раз.
Зато все-таки выкроил время среди своей напряженной творческой и общественно-политической занятости Н. ГУБЕНКО, чье мнение о сегодняшних проблемах отечественной культуры наши читатели особенно хотели услышать. Прибыли А. ЗИНОВЬЕВ, много размышляющий о том, что произошло со страной, ее интеллигенцией и культурой за последние годы, и старейшина русской советской поэзии Е. ИСАЕВ — лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда. Отозвались на приглашение два выдающихся композитора и дирижера, народные артисты СССР
Н. КУТУЗОВ и М. КАЖЛАЕВ. Приняли участие в обсуждении замечательный живописец, заслуженный художник РСФСР (он подчеркнул, что надо назвать именно РСФСР!) К. АНТОНОВ и ведущий публицист журнала “Наш современник” А. КАЗИНЦЕВ, заместитель главного редактора одного из лучших патриотических изданий страны. Мы пригласили также нескольких молодых актеров из тех театров, которые в труднейших условиях достойно выполняют миссию создателей истинной культуры. Пришли лауреат премии имени Виктора Розова Г. ПОДГОРОДИНСКИЙ из Малого театра, Е. КАТЫШЕВА и А. ДМИТРИЕВ из МХАТ имени А.М. Горького, Е. ОБОЛЕНСКАЯ и А. ТЫНКАСОВ из “Содружества актеров Таганки”.
“ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЗОВРАЛОСЬ!” — утверждает народный артист России Николай Губенко
Первым слово было предоставлено ему. Не только как крупному художнику, признанной личности в нашем кино и театре, но и как государственнообщественному деятелю, причастному к организационным, финансовым, идеологическим проблемам культуры. Был министром культуры СССР, возглавляет Комитет по культуре и туризму в нынешней Думе. Член КПРФ.
И вот что Николай Николаевич Губенко сказал, открывая наш “круглый стол”:
— Существует закон, по которому финансирование культуры не может составлять меньше двух процентов от расходной части бюджета на федеральном уровне и шести процентов — на региональном уровне. Президент в свое время устно согласился с этим. Но вот минувшим летом состоялось заседание Госсовета по проблемам культуры, где свое благое намерение президент не подтвердил. И все наши мечтания “истлели быстрой чередой, как листья осенью гнилой”.
Конечно, не единым финансированием жив художник. Главный результат почти двадцатилетнего нравственного хаоса, в котором мы живем,— все большее одиночество людей, понимающих, что произошло со страной. Наиболее сплоченными оказались преступные группировки. Начиная с правящих верхов и кончая какими-нибудь “братками”. Те же, кто призван осмысливать происходящее, разобщены и предоставлены каждый сам себе.
Что мы имеем сегодня, скажем, на телевидении, которое стало важнейшим из искусств, поскольку входит в каждый дом? Где здесь национальная духовная опора, фундамент, былая мощь Руси?
“Где дух, где честь, где стыд?!
Где свои, а где чужие?!
Как до этого дожили?!
Неужели на Россию нам плевать?!” — как писал Владимир Высоцкий.
Где великое русское слово — Толстой, Достоевский, Пушкин? Где Есенин и Рубцов? Где музыка Чайковского и Рахманинова, Шостаковича и Свиридова, которых мы знали и любили со школьных лет?
Ничего этого нет! Считается, что сегодня в искусстве заслуживает внимания лишь то, что больше похоже на американское. Как только появляется некий американизированный образчик, чуждый нашей традиционной национальной культуре, сразу средства массовой информации поднимают шумиху, придавая этому характер события, характер блистательности и гениальности.
Только что я прочитал книгу великого Георгия Свиридова, его дневники, где основные свои впечатления от последних лет он выразил так: русский художник никому не нужен. Полностью с ним согласен и могу это подтвердить.
Так что дело не столько в финансировании, сколько в культурной политике. Для финансирования же нормой стало невыполнение властью своих обязательств.
Вот была утверждена федеральная целевая программа “Культура России. 2001—2005 гг.”. Каждый год правительство не выполняет своих обязательств, взятых при утверждении программы.
В бюджете на предстоящий год мы опять последние в очереди. Правительство настолько изовралось (извините за непарламентское выражение) и чувствует себя до такой степени неподконтрольным, что не считается ни с кем. Даже с главным контролирующим органом страны — Счетной палатой. Так что уповать на нынешнюю власть не приходится.
“МЫ — НАРОД ВЕЛИКОГО ДОСТОИНСТВА, КОТОРОЕ ТЕПЕРЬ ПОПИРАЮТ”, — убежден поэт Егор Исаев
— Так что же, правительство сознаёт или не сознаёт, чт`о оно делает? — поставил вопрос Егор Александрович Исаев, взявший слово сразу после Н. Губенко.— А может быть, действительно наша культура уже не нужна? Может, нам и надо жить не своей, а заёмной культурой?
Поэт говорит это очень страстно — и столь же горячо высказанные предположения опровергает:
— У нас были созданы великая культура, великая литература, и без них Россия впредь просто не сможет существовать. Мы — народ великого национального достоинства, которое теперь всячески попирают!
Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Егор Александрович попросил обратиться к Сибири. Мы привыкли, сказал он, что Сибирь — это нефть, газ, древесина, алмазы. Но вот в советские послевоенные годы она дала целую когорту писателей. И каких! Шукшин — явление поистине великое, выдающийся русский поэт Василий Федоров, тот же Астафьев, Распутин, Вампилов, Чивилихин, Куваев...
Всех он даже перечислять не взялся. А ведь это лишь часть огромной страны, сумевшей после революции за исторически кратчайший срок стать страной всеобщей грамотности, вырастить изумительных ученых, инженеров, конструкторов и в конце концов победить в самой страшной войне, когда против нас шли людская сила и железо не только фашистской Германии, но почти и всей Европы.
Мое седое поколенье —
Оно особого каленья,
Особой выкладки и шага
От Сталинграда до рейхстага.
— А какие у нас были созданы театр и кино! Какая музыка и какая живопись! Какие великолепные хоры, звучавшие на весь мир!.. Нам, интеллигенции советской, есть что помнить, есть чему радоваться. И гневаться — тоже.
Егор Исаев настаивает: не печалиться, а именно гневаться! Всё учиненное с отечественной культурой за последние десять — пятнадцать лет должно вызывать, как он убежден, не просто сожаление, а категорическое неприятие, сопротивление, протест той части интеллигенции, которой эта культура по-настоящему дорога. Как и сама Россия.
Он говорит, что интеллигенция, когда она перестает быть народной, уже не интеллигенция. Остается лишь видимость, беспринципное самолюбство. Быть наднародной или в стороне от народа интеллигенции Богом противопоказано! Ее призвание в служении. Пример — слабый здоровьем Чехов, на перекладных отправившийся в сверхдальнюю сахалинскую поездку и создавший свой не только художественно-публицистический, но и подлинно научный труд “Остров Сахалин”.
— Интеллигент — это кто думает прежде не о себе,— сформулировал поэт Е. Исаев.
Мне же вспомнилась современная “примадонна”, демонстративно заявившая недавно:
— А я для бедных не пою!
И ведь она, подобные ей сами себя называют не просто интеллигенцией, а элитой...
“В КУЛЬТУРЕ СЕГОДНЯ ХОЗЯЙНИЧАЮТ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАРОДЕРЫ” — так считает философ, социолог, писатель Александр Зиновьев
Вернемся к вопросу Егора Исаева: сознательно ли делает власть в сфере культуры то, что она делает? Ответ Александра Александровича Зиновьева: конечно, сознательно!
— Они прекрасно всё сознают,— начал он свое выступление.— Более того, это все было спланировано. И разгром нашей страны, и разгром нашей культуры были подготовлены заранее, о чем я уже не раз в своих работах писал. Да сегодня и сами разрушители этого особенно не скрывают. Громили советскую систему, потому что, по их представлению, она угрожала Западу. В их планы входило и входит также разрушение России, уничтожение русского народа. Нас хотят вычеркнуть из истории вообще! И вычеркивание это вовсю идет — целенаправленно и систематически.
Разные тому примеры приводил А. Зиновьев. Можно ли, скажем, представить книги по истории авиации, где нет Жуковского и Чаплыгина — основателя турбодинамики, где нет русского летчика Нестерова? Однако такие книги на Западе уже выходят. Из химии выбрасывают... Менделеева, из литературы — Шолохова, Маяковского, Твардовского...
— К сожалению,— замечает Александр Зиновьев,— интеллигенция в разгроме Советского Союза и России как “пятая колонна” приняла самое активное участие. И теперь интеллигенция интегрировалась в этот режим, она его укрепляет. Марк Захаров, Евтушенко и прочие — они разрушали страну, и все они теперь прекрасно устроились. Потому что эта система дает им возможность припеваючи жить и богатеть. Культура же по существу отдана на разграбление всякого рода идеологическим мародерам!
— Почти во всем согласен с Александром Александровичем,— снова вступает в разговор Николай Губенко,— кроме одного. Нельзя так говорить обо всей интеллигенции! Это лишь часть ее. Причем вот что интересно: в основном те же самые люди, которые и раньше были у корыта власти. Они только поменяли свои взгляды с точностью до наоборот. Раньше у них был “кровавый царизм”, теперь — “кровавый большевизм”. Но все же таких, прикормленных властью, деятелей культуры не так уж и много. Другое дело, что они очень влиятельны и все время на виду, на слуху, вот и принято считать, что это — истинное лицо интеллигенции. Но для меня настоящая интеллигенция — наши учителя, музейщики, библиотекари, которые тащат на себе огромный груз трудов и забот. За копейки! Семен Гейченко, пришедший с фронта без руки и поднявший из руин Пушкинский заповедник,— вот настоящий интеллигент. Или Юрий Авдеев, ослепший, но сделавший чеховское Мелихово местом паломничества.
А я от себя не мог не добавить, что таким же подвижником был основатель и многолетний (почти полвека!) директор Тютчевского музея в Овстуге на Брянщине Владимир Данилович Гамолин, который ушел из жизни 17 сентября нынешнего года. Но ведь “российское” телевидение не сообщило об этом! Хотя ушел человек, совершивший настоящий подвиг в нашей культуре.
И тут возникает серьезнейший вопрос о том, кто у нас сегодня на телеэкране. Увидите, услышите вы там Николая Губенко? Или Егора Исаева? Или Юрия Бондарева? В день 75-летия всемирно прославленного Ансамбля имени А.В. Александрова ни на одном телеканале не было его концерта. Зато на следующий день, отмечая 70-летие Марка Захарова, все каналы буквально гудели этим именем. Да и не один день! Несколько часов лучшего вечернего времени на Первом канале было отдано прямой трансляции юбилейного “капустника” из так называемого Ленкома.
Ну как же, ведь юбилей того самого Марка, который публично сжег в свое время перед телекамерой свой партбилет, а затем восхищенно приравнял чтение ельцинских “Записок президента” к романам Льва Толстого. Конечно, Борис Николаевич почтил собственным присутствием пышное торжество, новый же президент не забыл увенчать его заслуги высочайшим орденом...
“С кем вы, мастера культуры?” — вопрос Максима Горького и сегодня звучит предельно актуально. Страна расколота на кучку богачей и многомиллионную армию неимущих. Эта армия и есть народ.
— Я член Попечительского совета пенитенциарной системы, то есть мест заключения,— заметил Н. Губенко.— Бывая там, вижу, кто сидит. Беднота, голодная нищета! Недавно президент заявил, что у нас около миллиона заключенных. Сидят подчас за украденную буханку хлеба или коробку конфет. А те, у кого большие деньги, откупаются даже от тягчайших преступлений. Задача культуры, которая является родиной души народа, — определить стратегический приоритет в простой истине: не участвовать во лжи, быть источником подлинности, источником доверия человека.
“НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО ОТЛУЧАЕТСЯ ОТ МАССОВОГО СЛУШАТЕЛЯ И ЗРИТЕЛЯ” — это главная боль народного артиста СССР Николая Кутузова
Все-таки в оценке интеллигенции, пожалуй, Губенко правильно уточнил Зиновьева: далеко не вся она предала и продалась. Есть МХАТ имени М. Горького во главе с Татьяной Дорониной. Есть великий Малый театр. Есть, наконец, театр самого Николая Губенко. Собственно, гости нашего “круглого стола” и представляли эту, другую, не предавшую интеллигенцию, сохранившую верность идеалам национальной культуры. Но в каких условиях приходится им работать сегодня?
— Пятьдесят лет руковожу я Академическим хором русской песни,— рассказывает народный артист СССР Николай Васильевич Кутузов. — Более четырех тысяч русских песен записали мы в фонд радио. Коллектив наш и родился как хор Всесоюзного радио, к которому позже добавилось телевидение. Но теперь нас плотно отлучили и от телевидения, и от радио! Русская песня, как вы знаете, в эфире сегодня совсем не звучит, не транслируется, не пропагандируется.
Россия — без русской народной песни... Это ли не парадокс? Народ лишают и песни советской, которая в свое время успешно продолжила лучшие традиции отечественной музыкальной культуры, помогала людям в труде и в бою.
Народный артист СССР Мурад Магомедович Кажлаев — руководитель Академиче-ского большого концертного оркестра имени Юрия Силантьева, который, как и хор Кутузова, родился на Всесоюзном радио в первый послевоенный год, а в последующие годы очень много сделал для пропаганды советской песни и лучших образцов эстрадной музыки. Это был эстрадный оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого, потом эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио, руководимый Юрием Силантьевым и принявшим от него эстафету Мурадом Кажлаевым,— высочайшая марка исполнительского мастерства и эстетического вкуса, признанная во всем мире.
И какова же судьба знаменитого коллектива сегодня?
— Нас не только лишили эфира,— говорит Мурад Кажлаев,— но и выгнали из Дома радио на улице Качалова, где мы находились со дня своего рождения. Выгнали вместе с другими замечательными коллективами — кутузовским хором, Академическим хором под управлением Ермаковой и т.д. Просто дали пинка под зад, грубо говоря, и восемь месяцев мы были на улице. У меня даже три дорогостоящих инструмента украли. А знаете, какую зарплату получают музыканты оркестра? Самая низкая — 640 рублей, а у меня (народный артист, профессор, член разных зарубежных академий!) — 3 тысячи 600 рублей.
И, замечу от себя, такое отношение к уникальному, талантливому, высокопрофессиональному коллективу — на фоне засилья абсолютного непрофессионализма и пошлости, бездарностей и самой настоящей порнографии, которые заполняют телеэкран. Чего стоят хотя бы все эти шоу типа “Фабрики звезд” или “Народного артиста”?
— Убожество! — не удержался от восклицания Мурад Магомедович, когда об этом зашла речь.— Раковая опухоль шоу-бизнеса, где крутятся огромные деньги, разъедает искусство. Не думал, что доживу до такого. Чудовищный период для нашей культуры.
Он вспоминает недавние гастроли своего оркестра в Корейской Народно-Демократической Республике, “которая так презираема нынешней российской властью”:
— А вот мы увезли оттуда совсем иное впечатление. Да, живут небогато. Но на концертах — по пять, по семь тысяч человек и с упоением слушают Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. Именно там я услышал формулу, которая меня поразила: “Мерилом величия государства являются его искусство и культура”. А в их государственной символике вместе с бывшими нашими серпом и молотом — кисть художника!
Работающий этой кистью Константин Михайлович Антонов, заслуженный художник РСФСР, сравнивает, какие были условия для творчества в советское время — и сейчас. На Западе изумлялись, когда узнавали, что у советских коллег есть свой Художественный фонд, своя поликлиника и т.д. Сегодня художники всего этого лишились. А “полная свобода”, которой многие так жаждали, далеко не всегда оборачивается высокими творческими результатами. Тревожат подделка под низкопробные “коммерческие” вкусы и замечаемая мастером утрата школы. Если же посмотреть, кому из художников создают персональные музеи, а кому — нет, то и здесь есть повод для серьезных огорчений.
— Недавно была выставка Пластова,— делится своими впечатлениями Константин Михайлович.— Вот кому надо бы музей! И редкостный талант, и профессионализм, и гражданская позиция, и подлинная народность. Но музея Пластова, увы, не существует.
А кто и как определяет нынче кандидатуры на присуждение Государственных премий? Раньше было широкое и поистине гласное обсуждение выдвигаемых работ во всех сферах литературы и искус-
ства. В комиссиях работали самые авторитетные, в полном смысле слова выдающиеся мастера. Сегодня все решается невесть кем и сугубо келейно. Удивительно ли, что выбор зачастую бывает более чем странным.
— Голосуют деньги,— констатирует Егор Исаев.— И кланы. Но если вы называете себя “демократами”, так допустите народ к обсуждению культурных ценностей!
“ХУДОЖНИК БЕЗ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСЕН”,— сознаёт молодой артист Малого театра, лауреат премии имени Виктора Розова Глеб Подгородинский
У молодых, которые в нынешних условиях приходят в жизнь, разное бывает состояние и настроение. Вот говорит о своих чувствах Елена Оболенская, актриса театра “Содружество актеров Таганки”:
— Иногда кажется, будто рушится все вокруг. Как будто тебя валят в какую-то бездну. Понимаешь при этом, что свою жизнь надо строить по другим принципам, а не по тем, которые такая действительность тебе навязывает. По крайней мере стараться быть честной по отношению к своим зрителям. Может, будет тогда людям от тебя какая-то поддержка.
Ее товарищ по театру Артем Тынкасов подтверждает, что Лена именно так старается работать и жить. Она молода, но растит троих детей. Несмотря на маленькую зарплату, не изменяет родному театру. Да и сам Артем очень серьезно относится к жизни и к своему сценическому труду. Я видел недавно поставленный им спектакль “Оглянись во гневе” — зрелая и проникнутая глубокими размышлениями работа, обращенная прежде всего к молодым.
В свои тридцать с небольшим лет Артем уже стал доцентом ГИТИСа, где преподает. Главное, чему учит студентов,— щедро тратиться душой, жить не только для себя, а для других: “В противном случае человек разоряется духовно”. Книгу Станиславского “Этика” этот молодой актер и режиссер считает настоящей библией русского театра.
А Елена Катышева, представлявшая на нашей встрече МХАТ имени М. Горького, говорила о важности православных принципов для сохранения высокой духовности отечественного искусства. Не потому ли этот театр не пускают на телевидение, что он несет духовность, а не растление? Отсюда и злобные атаки “демократической” прессы с требованием отдать русскую сцену Татьяны Дорониной под американизированные мюзиклы.
“Чем ночь темней, тем ярче звезды”,— вспомнил Тютчева Александр Дмитриев, тоже актер доронинского театра. Конечно, речь об истинных звездах, а не о поддельных, фальшивых, которыми пытаются нынче гипнотизировать молодое поколение.
— Наша первейшая задача — сохранить для этого и для будущих поколений основы национальной культуры,— сказал Александр.— Что делает в конечном счете американская музыка, оглушающая нашу молодежь,— рэп, рок и прочее? Говоря словами Льва Гумилева, уничтожается ритмическая культура народа. А это, как считал ученый, уничтожает в конце концов и сам народ.
Так что тема ответственности художника, на которой заострил свое выступление актер Малого театра Глеб Подгородинский, приобретает сегодня поистине жизненно важное значение. Зачем тот или иной спектакль? Что несет фильм или телепередача?
— У меня сын, которому четыре года,— размышлял Глеб,— и я наглядно вижу, что с воспитания начинается человек. Художник может воспитать и хорошее, и плохое. Без чувства ответственности за то, что он делает, художник может быть опасен.
“ОБЪЕДИНЯТЬСЯ, БОРОТЬСЯ И ПОБЕДИТЬ!”— призвал заместитель главного редактора журнала “Наш современник” публицист Александр Казинцев
Итак, ощущение или сознание опасности звучало почти во всех выступлениях. Речь шла по сути о смертельной опасности для отечественной культуры и для страны в целом. Но что же при этом делать? На такой (самый главный!) вопрос попытался ответить Александр Иванович Казинцев, чью речь приведу дословно, хотя, по необходимости, с некоторыми сокращениями.
— Всем честным людям сейчас плохо,— сказал он.— И все честные художники прекрасно понимают: в смысле социальной и профессиональной защищенности раньше было гораздо лучше. Но жалобы, сетования и надежды, что власть что-то должна сделать и что-то, может быть, сделает, абсурдны и даже, простите, смешны. Власть, которая садила из танков по представителям народа (что же, мы забыли юбилей, который только что с горечью отметили?), эта власть в лице нынешних ее преемников ничего не будет делать ни для народа, ни для искусства, которое с народом останется.
Сегодня эта власть говорит о стабилизации. Лозунг дня. Но что значит стабилизация в нынешних условиях? Если треть населения, даже по официальным данным, живет сегодня ниже прожиточного минимума — значит, и всегда так будет жить. Если сегодня подводные лодки тонут, а самолеты и вертолеты бьются чуть ли не через день — значит, они всегда будут тонуть и биться. Если сегодня культура недофинансируется или не финансируется вовсе — значит, она всегда будет в положении Золушки.
Добавлю: эта власть, говоря о стабилизации и не желая публично вспоминать о насилии, тем не менее готовит запасной вариант. Мы собрались недалеко от стадиона “Динамо”, где недавно, как сообщалось в прессе, проходили своеобразные учения. Часть омоновцев сидела на трибунах и скандировала: “Отдайте наши деньги!”, а другая часть поливала их из водометов и била дубинками. То есть если народ заговорит о своих нуждах (“Отдайте деньги!” — какое преступление: ведь не ваши же деньги, а наши, свои...), власть собирается реагировать точно так же, как десять лет назад.
И чего вы ждете от этой власти? Что вы жалуетесь ей? Эту власть надо менять!
Художники, люди культуры очень много могут сделать, чтобы ее изменить. Вот Александр Зиновьев говорил здесь: надо, чтобы народ осознал, чт`о с ним и со страной произошло. Концептуально я с Зиновьевым согласен. Но не просто же изучать и ждать. Сам по себе народ ничего не осознает. Ему это нужно говорить. И нужно, чтобы он это услышал.
Да, сегодня художник одинок. Об этом говорили и Губенко, и сам Зиновьев. Значит, надо объединяться! Значит, в противовес официальной культуре и элите надо создавать свою контрэлиту и контркультуру.
Это звучит ненормально? Однако мы живем в ненормальной ситуации. И когда нормой стала антинациональная культура, то и Рахманинов, знаете ли, — это контркультура. Потому что всей своей национальной сущностью он противостоит антинациональной культуре, утверждаемой сегодня.
В таком положении, кстати, оказались нынче не только мы. Вспомните: на пике протестов против войны в Ираке по всему миру в один день выходило 10 миллионов человек. В Испании 90 процентов населения не одобрило эту войну, а власть поддержала ее. Большинство населения Англии не приняло эту войну, на улицы с протестом выходило по миллиону человек в день, а обе партии системы — лейбористы и тори — войну поддержали.
Пытаются оформиться, объединиться разрозненные силы в мире. Каждый год в Порту-Алегри в Бразилии проходит форум “Другой мир возможен”. Две тысячи организаций присылают туда своих делегатов, собираются сто тысяч человек! И возглавляет их нынешний президент Бразилии, потому что уже не Советский Союз, не Россия, а Бразилия предводительствует сегодня в третьем мире. То есть мы видим здесь оформление какого-то очень серьезного явления. Противоречивого, но серьезного!
И мы должны объединяться. Мы должны присоединяться и к этому международному движению протеста и думать, какие свои структуры можем создать. Структуры, которые объединили бы всё здоровое и чистое, что есть в нынешней нашей интеллигенции — той интеллигенции, которая не предала.
Как это сделать? Кто это сделает? Конечно, должно быть движение, что называется, снизу, от самой интеллигенции. Но помочь ей призваны такие газеты, как “Правда”, “Советская Россия”, такие журналы, как “Наш современник”. Главный смысл деятельности нашего журнала мы и видим сегодня в том, чтобы соединить и оформить эти патриотические силы, выставить их и сказать: вот мы отвечаем вам, губителям России, ненавистникам России, клеветникам России!
А еще большая роль и еще большее значение в таком объединении принадлежат, конечно, КПРФ — Коммунистической партии Российской Федерации. Это крупнейшая оппозиционная сила, истинно оппозиционная. Потому и пытаются ее всячески оклеветать и размыть. Но, вопреки этому, она должна еще решительнее заявить о себе как о собирательнице всех патриотических сил и народных инициатив, помочь сплочению организованного сопротивления, в том числе в сфере культуры. И дать возможность этим силам — победить!
www.gazeta-pravda.ru
blog comments powered by Disqus