Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

04.07.2003 11:20 | Правда | Администратор

ВЛАСТЬ И ОППОЗИЦИЯ

Кто в области хозяин?

Всякая борьба лишь тогда оправданна, когда она приближает к достижению главной цели. Но стоит ли коммунистам бороться за власть в регионах, если мы не можем остановить ход разрушительных реформ или хотя бы изменить их направленность?

Нередко на собраниях в первичных партийных организациях звучат прямо противоположные мнения: «Обязательно бороться за любую должность» и «Коммунистам во власти сегодня делать нечего». И у каждого свои аргументы. Где же истина? На наш взгляд, критерий целесообразности вхождения во власть может быть только один: насколько это приближает нас к главной цели — смене режима.

Мы, коммунисты, возглавляем исполнительную и законодательную власть в Рязанской области с 1997 года. Эти должности выигрывали дважды. Как и пост главы администрации областного центра — г. Рязани, ряда других муниципальных образований. Скоро третьи выборы.

Поэтому первый вопрос: что нам в Рязанской области удалось сделать за годы руководства?

После непрерывного семилетнего падения с 1997 года отмечается ежегодный рост объемов промышленности и сельскохозяйственного производства. Снизилась безработица. Построены 6 лечебных корпусов при центральных районных больницах, ряд лечебно-оздоровительных объектов для ветеранов и детей, 11 школ, 3 Дома культуры. За это время построено 4200 км газовых сетей. После известного дефолта расходы областного бюджета на образование и здравоохранение увеличились в 3 раза, на культуру и искусство — в 2 раза, на социальную политику — в 4 раза.

Решило ли это наши основные проблемы? Нет, и не могло.

Непрерывный рост цен и тарифов сводит на нет все наши попытки улучшить финансирование социальной сферы. Несмотря на то что в прошлом году крестьяне области сработали лучше предшествующего года, а по зерну они достигли наивысшего с 1996 г. результата, их прибыль сократилась в 10 раз. Чего же еще ждать? Уже в эти дни вновь дорожают хлеб, услуги ЖКХ.

Так обладаем ли мы реальной властью на местах?

Региональные бюджеты остаются практически в полной зависимости от федеральных органов власти. Идет прямое наступление на права регионов.

Богатство все более концентрируется на федеральном уровне, а ответственность — на региональном и местном. Они превращаются в своего рода отстойники, куда «скидываются» все полномочия, невыгодные для правительства.

Как пройти между народом и Кремлем?

Один из путей: если президент и правительство постоянно игнорируют мнение регионов, надо заставить их считаться. И здесь решающее слово за нашим Президиумом ЦК партии или руководством НПСР. Надо стать реальным центром объединения всех левопатриотических руководителей регионов в защите их интересов. Создавать свою «фракцию» губернаторов для решения важнейших региональных социально-экономических вопросов. Я думаю, в этом случае к нам подтянутся губернаторы и других «некрасных» регионов. Вообще нашим товарищам стоит поработать среди них. Надо блокироваться не только между собой, но и со всеми руководителями регионов, которые хоть сколько-нибудь близки к нам и заинтересованы, чтобы их слышали и с ними считались. Ведь беда-то общая. Одинокие голоса не слышны.

Просматриваются все более тревожные попытки выстроить достаточно жесткую финансово-зависимую авторитарную вертикаль власти, назначаемую единым лицом — президентом России, который сам находится в зависимости от узкой группы самых богатых людей страны. Это подтверждается попыткой быстро принять и сразу по всей России ввести в действие Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Несомненно, это приведет к тому, что и без того нищие бюджеты районов и городов будут поделены еще на 10—15 частей. То есть все местные органы власти будут лишены сколько-нибудь серьезных сумм для выполнения своих, точнее, навязанных им обязательств перед населением.

В результате скоро можно будет поставить вопрос об упразднении сначала районной и городской власти, а следом — и областной. Затем под видом борьбы за порядок может последовать прямое назначение президентом областных органов власти, а ими — местных. И послушная вертикаль выстроится.

Одновременно Центром серьезно усиливается давление на региональные власти в проведении в жизнь разрушительных реформ. Цепь, на которой Москва держит регионы, с каждым годом укорачивается и все сильнее душит. В начале мая мы получили предписание от полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе, где нашей областной Думе указывается, что мы, дескать, не проводим необходимой работы по практической реализации Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Предписывается значительно ускорить эту работу и о принятых мерах информировать. Как быть в этой ситуации, если наша Дума трижды высказывалась против принятия этого Федерального закона? Депутаты и наши специалисты убеждены, что его реализация окончательно уничтожит все мечты о сильной, независимой России. Насколько возможно, мы будем «держать позицию». Но, думаем, это припомнится области при разработке федерального бюджета на 2004 год. Другими словами, реформы по уничтожению России стараются проводить нашими же руками.

Проголосуем за этот оборот у себя в Рязани — предадим своих избирателей, что недопустимо. Не проголосуем — ухудшится финансирование всех расходов на социальные нужды, что неизбежно скажется на авторитете левых сил и результатах очередных выборов.

Этому можно противопоставить только объединение наших «красных» и близких к нам по духу и нуждам руководителей регионов. Это объективное требование сегодняшнего дня, требование политической обстановки. Это наш важнейший резерв.

Что оправдывает должность?

Идти и в исполнительную, и в законодательную власть надо. И бороться надо за каждую должность: будь то глава администрации, его заместители, начальники управлений и т.д. Надо стремиться, чтобы во властных структурах всех уровней было как можно больше коммунистов или наших сторонников.

Но при одном условии. Работа коммунистов во власти оправданна только в том случае, если она за достаточно короткое время способствует максимальному укреплению партийных позиций. Прежде всего укреплению финансовой и материально-технической самостоятельности. Иначе вхождение во власть для нас теряет всякий смысл. Пока мы решаем бытовые, сиюминутные проблемы, занимаемся «латанием дыр», федеральная власть все равно проводит реформы, уничтожающие страну. Вот тут-то и должен проявляться истинный партийный характер наших товарищей. Нередко я слышу: «Надо идти в законодательную власть и не надо — в исполнительную». Но дело не в форме власти и не в должности, а в характере и партийности того, кто ее занимает.

Нужны серьезные и достаточно конкретные обязательства каждого, кто с нашей помощью идет на выборы. Прежде всего это обязательства по укреплению партийных организаций. Если они не выполняются или выполняются не полностью — должен быть механизм воздействия на нарушителя партийной дисциплины, вплоть до самого сурового наказания. И не надо им обижаться.

Мы убеждены: обязательства и регулярный отчет необходимы. Иначе мы никогда не окрепнем и не наберем силы для настоящей борьбы. Ряд руководителей-коммунистов могут отчитываться на уровне бюро обкома, а первые лица области прежде всего— на Президиуме ЦК. Пока этого нет.

Мы иногда говорим так, будто нас зовут во власть, а мы делаем выбор: идти или не идти. Нет у нас выбора. И никто нас там не ждет. Не пойдем — «Единая Россия», президент и правительство будут только рады. Поэтому каждое место в региональной и местной власти, особенно исполнительной, следует рассматривать как трамплин для завоевания власти более высокой.

Возникает вопрос: почему же мы, понимая это и обладая властью, например, в Рязанской области, не имеем сколько-нибудь серьезной основы для работы левопатриотических организаций? Что дали партии победы на региональном уровне? Вопросы непростые.

Вообще, взяв власть в области, мы разделились как минимум на четыре группы:

1) те, кто непосредственно пришел во власть, имеет достаточно большие доходы, возможность быть на телеэкранах, печататься в газетах;

2) те, кто принят в их команду. Эти люди активно защищают своего руководителя на любых партийных собраниях, чувствуя себя в долгу.

Третья группа не очень многочисленная, но с ярко выраженным обостренным восприятием нашей политической борьбы и ее недостатков. Это те наши товарищи, которым и президент с правительством не нравятся, и многие наши коммунисты во власти — как центральной, так и местной. Они считают, что мы больше делим власть и зоны влияния между собой, чем занимаемся партией, и тем самым создаем дополнительные трудности.

Вот выдержка из письма, переданного мне одной из партийных организаций. «Коммунисту во власти быть очень выгодно: должность — это власть, почет, внимание, трибуна, вхождение на более высокую служебную лестницу, высокая пенсия, да, наконец, высокая зарплата без больших энергетических усилий и риска для жизни и семьи. Есть и отрицательные стороны. Одна из них — самая значительная: коммунисту во власти нужно постоянно бороться со своей совестью, но она (совесть) в условиях капитализма в России медленно и уверенно увядает.

Должностей (государственных, муниципальных, выборных) значительно меньше, чем численность КПРФ. Проще говоря, должностей на всех коммунистов не хватает. Поэтому борьба среди коммунистов за должности сегодня идет жесткая, бескомпромиссная.

Что делать? Извечный вопрос. Ответ прост. Нужно бороться идеологией партии, а не кадрами партии». Жестко сказано.

Четвертая группа — самая многочисленная. В нее входят товарищи, которые полностью разделяют нашу Программу, достаточно активно участвуют в демонстрациях, митингах, пикетах. Но обходят острые вопросы. Не хотят или почему-то боятся по-настоящему потребовать от коммунистов-руководителей оказания необходимой и регулярной помощи в нашей борьбе. Эта группа, как и первая, для меня самая сложная, она вызывает наибольшую тревогу. Так, мы пропустили Горбачева с его перестройкой. Чем это кончилось — сегодня все знают.

Почему растет тревога?

Видимо, мы подошли к рубежу, когда по крайней мере у некоторых руководителей личные интересы превысили идеологическую целесообразность. А, как известно, потеря идеологического иммунитета, идеологического стержня — это начало гибели партии. Партии нужен настоящий коммунист, а не человек с партбилетом. В чем проявляются партийность и патриотизм коммунистов-руководителей? Приведу еще одну выдержку из письма: «Прошло 100 лет большевистской идеологии в России. Если раньше большевики гнили в тюрьмах, скитались в ссылках и за границей, готовы были отдать жизнь за дело революции, то в конце столетия все с точностью до наоборот».

Эти вопросы приобретают особое практическое значение. Мы стремительно приближаемся к выборам в Государственную думу и президента Российской Федерации. Как будут и как должны вести себя губернаторы в этой ситуации? По-прежнему достаточно нейтрально и к тем, и к другим? Оставят «простых» коммунистов на поле боя одних с более денежным и организованным противником? Я уверен, это было бы грубейшей и трагической ошибкой. Времени на такие эксперименты у нас больше нет. Еще четыре года такой ситуации — и шансов для возвращения России в разряд развитых государств практически не останется. Именно поэтому многие требуют идти на обострение, поскольку мы подходим к ситуации, когда и нам, и России терять будет нечего. Народ становится все более разобщенным. Время работает не на нас.

Хочу обратить внимание и на то, что наш актив, коммунисты также очень устали.

Следует учитывать и тот факт, что опытных, прошедших большую партийную школу коммунистов становится все меньше. Молодежь, которую принимаем в наши ряды, неравноценна ветеранам. Конечно, мы ее учим. Но еще не скоро они станут настоящими борцами.

Надо спешить! Иногда один бросок на амбразуру стоит больше, чем десять лет позиционной борьбы. Но это в том случае, когда достаточно четко прописана идеология нашей борьбы. Сегодня это одно из наиболее узких наших мест. На мой взгляд, между нашей партией и основной массой населения образовался некий вакуум, который все активнее заполняется проправительственными средствами массовой информации. Нам сегодня противостоят не только миллиардеры-олигархи и их кланы, но и, возможно, более опасная, постоянно растущая мелкобуржуазная стихия. Ей уже не нужны перемены.

В.И. Ленин в марте 1921 г. на X съезде РКП(б) отмечал: «Мы переживаем время, когда перед нами встает серьезная угроза: мелкобуржуазная контрреволюция, как я уже говорил, более опасна, чем Деникин».

Спустя восемь десятилетий мы сталкиваемся с подобной ситуацией.

Потенциально люди готовы подняться на защиту себя и страны, но если будут уверены, что в нужный момент мы защитим их. Пока они в это не верят. Значит, ленинское требование идти в массы по-прежнему живет. Но нынешний этап иной по сравнению с тем, в котором действовали большевики. Они шли против царизма, помещиков, буржуазии, за будущую демократию и социализм. Мы же — против нарождающейся буржуазии, использующей все возможные средства для охаивания недавнего социалистического прошлого. Мы боремся за возврат на истинно социалистический путь. А это исторически новая задача, и в какой-то степени она тяжелее.

Понятно, что идеологию нельзя выдумать. Она вырастает из нашей борьбы, из нашего опыта побед и поражений. Из поиска теоретической мысли. Наконец, из нашей честности друг к другу. Составляющих много, а времени — все меньше.

Сегодня идеологическая работа стала занимать подчиненные, вспомогательные позиции. Как правило, она направлена на обслуживание предвыборных кампаний. При этом предполагается, что в случае удачного исхода выборов будут использованы полученные рычаги для изменения идеологической и политической ситуации в стране. В результате идеология оказалась как бы отодвинутой на второй план. Но она, как известно, должна идти впереди самой борьбы и лишь корректироваться с учетом особенностей того или иного этапа.

Как распорядиться властным ресурсом?

Основная особенность нынешнего этапа: как нам с наибольшей пользой для партии распорядиться ресурсами власти? Я знаю очень многих губернаторов. Вижу, сколько сил они отдают решению конкретных, в какой-то степени частных региональных социально-экономических вопросов. Но и другое очевидно: мы никак не можем создать для себя, говоря словами Ленина, действительно широкую и действительно достойную арену борьбы за социализм.

В связи с этим необходимо отдельно остановиться на наших взаимоотношениях с губернаторами, главами администраций.

Первое. Главы администраций — это конкретные распорядители денег. И немалых. У нас только рязанский областной бюджет на текущий год составляет 6,5 млрд. руб. На 80% он имеет социальную направленность. По предложению исполнительной власти выделяются средства на строительство и ремонт больниц, поликлиник, приобретение оборудования, теплоснабжение, молодежную политику, социальное обслуживание ветеранов, строительство дорог и т.д. Очень много руководителей различного ранга и различных сфер просят, чтобы на их нужды обратили особое внимание.

Включая те или иные объекты в первоочередное строительство, губернатор получает очень важные преимущества. К его мнению особенно внимательно прислушиваются. Его просьбы выполняются особенно старательно. Это очень важно для социальной, бюджетной сферы, где у левых сил еще нет решающего влияния. Это веская причина, почему мы, на мой взгляд, должны бороться за должность губернатора.

Второе. Треть бюджета — это фонд финансовой поддержки районов и городов, в большинстве из которых доля собственных доходов составляет 30—40%. Из 29 муниципальных образований области только 2 самодостаточны. Остальные дотационны. И так по всей России. Примерно 95—97% муниципальных образований без внешней «помощи» не проживут. Поэтому главы исполнительной власти областей имеют мощный рычаг влияния на положение дел в районах и городах, на глав их администраций. Это второе крупное преимущество.

Третье — исполнительная власть занимается управлением собственностью, определяет судьбу очень многих предприятий. Как правило, именно глава администрации имеет последнее и решающее слово в предложении налоговых льгот или их отмене, формировании инвестиционной среды в регионе. Это очень серьезное наше потенциальное преимущество. Но пока лишь потенциальное.

Четвертое — взаимоотношение законодательной и исполнительной ветвей власти. Глава администрации области имеет очень большое (решающее) влияние на депутатов, на их голосование. Почему? Да хотя бы потому, что в его личном распоряжении находится так называемый резервный фонд. И он единолично распоряжается им. В нашей области размер этого фонда составляет 60 млн. рублей. Можно тратить по 5 млн. рублей в месяц. Многие депутаты вынуждены просить у главы администрации средства на какие-то задачи своего округа: на ремонт крыши, отопления или на книги, компьютер для школы. Но это ставит депутата в зависимость от губернатора. Постепенно — в полную. И губернатор получает решающее влияние на подготовку, содержание и принятие законов, на ход голосования. Деньги нужны депутатам любых политических ориентиров. Значит, на всех можно влиять.

Можно назвать и еще целый ряд преимуществ, по которым мы должны бороться за эту власть. Например, широкое владение информацией, возможность в любой момент и по любому вопросу обращаться к населению по телевидению, радио, в печати. Наши противники никогда не откажутся от борьбы за эту ветвь власти. И будут только рады, если откажемся мы.

Оброк или долг чести?

Нельзя смотреть на обязательную поддержку партии, как на барщину или оброк с губернатора. Если коммунист не готов добровольно и честно выполнять это условие — не иди во власть. Наша задача — через региональную власть завоевать реальные рычаги федеральной власти и повернуть все российские природные, финансовые, людские и другие ресурсы на службу народу. А не спасать существующий режим. Да, при такой постановке задачи, наверное, долго на этом посту не удержаться. Максимум один срок. И за этот срок губернатору надо решить две важнейшие задачи: максимально помочь партии в ее борьбе и подготовить себе достойную замену.

Нередко я слышу: «Хозяйственная работа — это мое главное партийное поручение». Это было бы правильным, если бы вся власть в государстве была нашей. Но пока этого нет — вопрос так ставить нельзя. Да, это важное дело, но лишь в той степени, в какой дает нам время и возможность для накопления сил и все более полного завоевания тех местных и региональных структур, которые приблизят нас к главной цели: победе на выборах президента Российской Федерации и формированию нашего национально-патриотического правительства.

Главное — вся наша работа во власти должна способствовать скорейшему укреплению партии, чтобы в любой ситуации, при любом исходе выборов мы могли вести эффективную наступательную борьбу и победить. В связи с этим хочется привести выдержку из статьи В.И. Ленина «Насущные задачи нашего движения», написанной в 1900 г.: «Содействовать политическому развитию и политической организации рабочего класса — наша главная и основная задача. Всякий, кто отодвигает эту задачу на второй план, кто не подчиняет ей всех частных задач и отдельных приемов борьбы, тот становится на ложный путь и наносит серьезный вред движению».

Жизнь показывает, что на поведение коммунистов-руководителей действуют две группы факторов.

1) объективные — должность, ответственность, предвыборные обещания и ожидание народа, низкий уровень жизни людей и др.;

2) субъективные — возможность пользоваться благами, которых нет у других; личная скромность самих руководителей или отсутствие таковой. Соблазнов много, и не каждый может устоять.

Нет, я не хочу обвинить глав администраций в неверности или в чем-то еще худшем. Но одно вполне очевидно: наши ожидания на полевение ситуации после избрания «красных губернаторов» оказались сильно завышенными. И дело не в исполнительной власти. И не в креслах! Дело в людях, их занимающих. Вот где корень. Ленин не раз говорил: «Охрана идейной и политической самостоятельности партии пролетариата есть постоянная и безусловная обязанность». И не совсем понятно, почему под недавно опубликованным заявлением с призывом к единству патриотических сил стоит подпись только одного нашего губернатора — В.А. Стародубцева. А где же остальные? Что, не хватает бойцовского характера постоять за наше дело?

К нам, коммунистам-руководителям, люди относятся строже, чем к другим. То, что прощают кому-то, нашим не прощают.

Врастание во власть и использование ее в личных целях — самая большая зараза. Сегодня по-прежнему актуальны слова В.И. Ленина, сказанные им 100 лет назад на II съезде РСДРП. «Наша задача, — говорил он, — оберегать твердость, выдержанность, чистоту нашей партии...».

С кем вы, губернаторы?

Самое время задать этот вопрос. Если с нами, то в чем это выражается? Если одновременно на двух стульях: и с нами, и с партией власти, то почему? Хочется сказать: нельзя быть коммунистами только в удобные для себя дни и в удобных для себя ситуациях. Выгодно — коммунист, невыгодно — хозяйственник. Еще и еще раз вспомнишь слова Сталина: «Кадры решают все».

Мы думали, что кремлевские удары по региональной и местной власти усилят индивидуальную и коллективную оппозиционность наших губернаторов, сплотят их в борьбе против реформ. Но этого не случилось.

Думаю, надо стремиться объединять экономические и финансовые возможности наших регионов в укреплении и поддержке друг друга. Создавать реальный «красный пояс». Пояс экономического и финансового сотрудничества. Эту проблему нужно обсудить на Президиуме ЦК с участием самих губернаторов, наших специалистов и ученых. Только разговор должен быть прямой и откровенный. У «левых» губернаторов должен быть свой экономический совет. Кто-то из них станет его председателем или сопредседателем. Хотя бы на год. Потом его сменит другой. Это необходимо как воздух.

Мы должны видеть и в депутатах ГД прежде всего профессиональных партийных работников. Практика второй и третьей Государственной думы со всей убедительностью показала, что чисто парламентским путем мы не добьемся победы.

Депутатам Госдумы, как и губернаторам, потенциально даны достаточно большие возможности. Но используем мы их как-то однобоко. Конкретной организаторской работы мало. Наверное, это одна из причин недостаточного роста наших рядов. Нельзя считать большой заслугой только то, что при голосовании в Госдуме наши товарищи правильно нажимают кнопки. Этого крайне мало. Это должно быть само собой.

Отдельные наши депутаты больше работают на себя: очень хочется снова остаться в Госдуме. И все это видят. К тому же шансов у них для этого значительно больше, чем у любого другого нашего начинающего кандидата. Их имена уже на слуху. Они ездят с отчетами. Партийность добавляет им веса. А нам серьезно осложняет работу.

А что дает нам такая депутатская работа? Немного. Очень хочется, чтобы они перешли от пропаганды себя к пропаганде партии и вовлечению в ее ряды новых и новых бойцов.

Вот почему в начале июня на бюро обкома партии мы рассмотрели и утвердили обязательства того кандидата, который пойдет в Госдуму с поддержкой нашей областной партийной организаии и НПСР. Главное в них — укрепление материального и финансового состояния наших организаций в своем округе.

Эти обязательства предельно конкретны и достаточно напряженны. Но иначе нельзя.

Идти во власть надо, чтобы укрепить наши позиции, приблизить нашу победу, а не спасать режим. Даже если это делается невольно, под лозунгом заботы о людях. Без серьезной корректировки нашей тактики сегодня не обойтись.

Владимир ФЕДОТКИН,

первый секретарь Рязанского обкома КПРФ,

председатель областной Думы.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList