Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

22.09.2001 02:30 | Правда | Администратор

"В РОССИИ КОММУНИСТЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ"

Под таким заголовком одна из двух ведущих газет США - "Вашингтон пост" - 18 сентября опубликовала большую статью заведующей московским бюро этого издания Сьюзен Глассер. Несмотря на известные нашему читателю происки местных властей и волошинской администрации Кремля, направленные на срыв выборов коммунистов-губернаторов в Иркутской и Ростовской областях посредством крючкотворства и подтасовок, уже происшедший приход к коммунистов к власти в ряде ключевых регионов страны всерьез заинтриговал, удивил и всполошил Запад, давно справивший поминки по "коммунизму в России". Всполошил до такой степени, что Глассер даже отправилась выяснять в Нижний Новгород, что произошло. До этого с теми же целями там побывал корреспондент "Чикаго трибюн", а кроме того, британская "Файнеэшл таймс" и бостонская "Крисчен сайенс монитор" той же вновь возникшей у Запада дополнительной "головной боли" также посвятили подробные публикации.

Как пишет Глассер, имиджмейкеры действовавшего губернатора Склярова построили его кампанию по классической схеме начала 90-х - запугивании обывателя. Листовки призывали его запасаться мылом и спичками на случай победы кандидата от КПРФ Геннадия Ходырева, а судьбу Нижнего при таком варианте представляли в следующем виде: "Цвет: серый. Город: Горький. Хотим ли мы этого снова?". Как с иронией отмечает американская журналистка, ответ избирателей оказался "да". Во-первых, их советское прошлое видится им теперь в сравнении с настоящим в совсем даже не сером виде, а во-вторых, избранного ими губернатора многие из них видели как кандидата будущего.

Победа Ходырева ("совершенно современного человека", по его собственным словам в интервью "Вашингтон пост"), по словам Глассер, явилась "особенно выдающейся, поскольку произошла в высокоиндустриальной области России, когда-то рассматриваемой столицей экономических реформ западного образца, в регионе... где коммунисты вплоть до последнего времени не могли и мечтать вернуться к власти".

В статье говорится: "Растущее число регионов России, которые решительно отвергали коммунистических кандидатов в ранние годы после падения Советского Союза только затем, чтобы заключить их в объятия сегодня, по словам политических аналитиков, является частью растущего протеста против неспособности российского капитализма создать лучшие условия для жизни в регионах вне Москвы. С учетом выборов в Нижнем Новгороде, "красные губернаторы" ныне контролируют исполнительную власть в 35 из 89 регионов России".

Далее Глассер приводит слова Ходырева: "Мои оппоненты говорили, что в случае, если меня изберут губернатором, вернется ГУЛАГ и инвестиции прекратятся. Однако ничего пугающего здесь не происходит. Это не движение назад; это просто трудный шаг вперед".

При этом газета отмечает, что четыре года назад Ходырев уже боролся на выборах против того же оппонента, получив тогда всего 42 процента голосов. На этот раз, он победил Склярова, набрав уже 60 процентов, причем завоевав не только сельские районы, но и региональную столицу, которая за 10 лет "демократии" никогда не голосовала за коммунистов.

"Значение этой победы для Коммунистической партии трудно переоценить, - цитирует "Вашингтон пост" секретаря нижегородского обкома КПРФ Владислава Егорова. - Здешние результаты демонстрируют изменения в России за последние несколько лет; коммунисты начинают выигрывать в тех местах, где они и не мечтали одержать победу".

При этом Глассер заявляет, что "коммунистическая региональная реставрация" происходит в России в то время, когда на общенациональном уровне влияние партии, по ее утверждению, "значительно снизилось". При том, что фракция КПРФ продолжает быть самой большой в Думе, контролируя там 24 процента голосов, партия, как представляется корреспонденту, "удовлетворена сделкой по дележу власти, давшей ей пост спикера и председательство в некоторых комитетах" в то время, когда президент Путин "на рутинном уровне превалирует в парламенте при чуть более чем ритуальных протестах со стороны коммунистов".

Однако, вне Москвы возвращение к власти таких "людей советской эры" как Ходырев, по мнению журналистки, свидетельствует о том, что "партия до сих пор играет важную роль в политике в эпоху Путина". При этом она замечает, что даже 70-ти процентный рейтинг президента не помогает ему в попытках изменить в свою пользу результаты местных выборов. Так, в Нижегородской области побитый Ходыревым бывший губернатор был из "путинской партии", а "подобранный президентский представитель" в регионе ( Сергей Кириенко) открыто за Склярова агитировал.

Успехи партии, продолжает далее Глоссер, происходят в то время, как КПРФ, по ее мнению, якобы "все еще находится в агонии десятилетнего кризиса идентичности, пытаясь определить будущее для партии, чьи основные приверженцы старее, беднее и менее образованны, чем российский электорат в целом. В ответ партия выходит к избирателям с продуманно неидеологическими призывами. Ее нынешние победители обозначают себя как прагматики, говорящие, что они являются единственными политиками, имеющими опыт в руководстве регионами".

В подтверждение такого своего вывода журналистка приводит мнение сотрудника Всероссийского центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) Льва Гудкова: "За последний год в Нижнем Новгороде и в других местах коммунисты выступили успешно в работе не только с их обычным электоратом пожилых избирателей, но также и с людьми среднего возраста и с имеющими более высокий уровень образования, - сказал Гудков.- А те поддержали этих кандидатов не потому, что они коммунисты, но потому, что приняли их за прагматиков".

Понятно, что ничего другого сотрудница американской газеты в качестве объяснения причин коммунистического ренессанса коммунистов в России своим читателям преподнести и не могла (иначе уже у нее самой не дай бог случился бы "кризис идентичности"). По той же видимо причине не могла она привести и официальные данные, согласно которым в 2000 году 40 процентов вступивших в КПРФ были молодые люди в возрасте до 30 лет, сознательно выбравшие социалистическую перспективу для своей страны. Однако интересно, как и без этого ее собственный дальнейший текст опровергает многие ей же принадлежащие штампы.

По словам Глоссер, статистика также подтверждает, что "коммунисты идут немного лучше, чем просто сохраняя свою базу поддержки. В прошлом месяце, они недобрали лишь два процента в попытке отправить в отставку губернатора сибирской Иркутской области, другого предполагавшегося бастиона экономических реформ ( американская журналистка ничего не говорит при этом о том, что там старого зубра Говорина чуть не отправил в нокдаун совсем еще молодой коммунист Левченко, отнюдь не обладавший большим управленческим опытом "советской эры"). В Ивановской области, продолжает она, избранный восемь месяцев назад коммунист (Тихонов) "хвастается более высокой зарплатой и выплатой долгов за энергию".

По словам секретаря ЦК КПРФ Олега Куликова из интервью "Вашингтон пост", приводимого в газете, прием новых членов в партию в этом году увеличился на 10 процентов, и в настоящее время в ней 550 тысяч членов. "Мы хотим быть известной как партия будущего, а не прошлого, - сказал Куликов. - Они всегда пытаются столкнуть нас в прошлое. Но ныне мы - демократическая партия, представляющая широкий спектр населения; мы понимаем, что пути назад нет". Но при этом, удивляется Глоссер, Куликов выражает поддержку возвращению Волгограду прежнего имени "советского диктатора Иосифа Сталина" ("любимый проект коммунистов на сегодня", - колко замечает она), и хвалит Путина за восстановление "наших традиционных тесных отношений" с коммунистическими Кубой и Северной Кореей". Можно подумать, что назвав свою партию демократической, мы с ходу бросимся дружить с Тайванем или Хавьером Саланой каким-нибудь.

Вполне понятное раздвоение сознания происходит у Глоссер и в дальнейшем. Как она пишет, "в то время как Куликов потратил много времени, объясняя приверженность его партии свободе слова и другим демократическим правам (по его словам, "мы в большей степени демократы сегодня, чем так называемые "демократы"), политический вопрос первостепенной важности для коммунистов этой осенью - борьба с поддерживаемым Путиным Земельным кодексом, разрешающим продажу несельскохозяйственных земель впервые за семь десятилетий". Как известно, в США купля и продажа земли относятся к "основополагающим правам" американцев, и состояние демократии во всех других странах они оценивают в том числе и с этого своего угла.

Рассуждая далее о причинах победы коммунистов в Нижнем, журналистка информирует своих американских читателей о том, что после определенного периода эйфории, когда Ельцин в 1991 году вместо Геннадия Ходырева поставил там у власти "реформатора" Немцова, дела в области постепенно начали валиться вниз, причем по убыстряющейся траектории. Когда-то третья в стране по объему зарубежных инвестиций после Москвы и С.-Петербурга, область ныне оказалась на 13 месте. Средняя зарплата в регионе оказалась ниже, чем по стране (по этому показателю она на 51 месте среди 89 регионов). Из-за обрушенной промышленности, прежде всего оборонной, были потеряны и так и не восстановлены десятки тысяч рабочих мест.

"Всем прекрасно известно, что мы так и не смогли стать третьей столицей России, что здесь существует разрыв между реальным жизненным уровнем и нашими мечтами, - приводится в статье знаменательное признание областного руководителя немцовской партии "Союз правых сил" Алексея Лихачева. - За последние несколько лет мы потеряли почву под ногами". Другие же характеризуют обстановку еще более резко: "Нижний Новгород гиперболически превозносился здесь как столица реформ, в то время как дела здесь оставались такими же, как и прежде, - заявил американской газете местный обозреватель Владимир Янов. - Вот почему Ходырев и победил - из-за неудовлетворения здешним жизненным уровнем".

Далее в статье говорится, что после победы Г. Ходырев "приостановил" свое членство в партии, заявив, что хочет работать как "объединяющий всех губернатор", однако при этом он, как особо подчеркивает "Вашингтон пост", "не отмежевался от коммунистической платформы или своей собственной приверженности программе партии. Как Ходырев сам об этом сказал, "То, что у человека в сердце, то не меняется". В разные моменты интервью он ссылался на себя как на "рядового члена партии" и говорил о "нашей партии".

Однако при этом он старался представить себя как коммуниста иного склада. "Возможно, вы не знакомы с платформой нашей партии, а мы осведомлены о рыночных реформах, мы принимаем все формы собственности", - сказал он. При этом он клялся в лояльности Путину, говоря что президентский акцент на "стабильность" был так же важен, как особенности его (президента) экономической программы, и превознося его за "медленное исправление ельцинских ошибок".

Однако тем, замечает Глассер, кто ищет "ранних намеков" на то, какого рода губернатором на самом деле станет Ходырев, "назначение другого коммунистического руководителя в качестве его главного советника дает серьезный сигнал. Владимир Кириенко, отвечавший за экономику области во время коллапса Советского Союза и руководивший кампанией по возвращению Ходырева говорит, что тот выиграл из-за "непродуманной политики последних десяти лет, которая привела к обнищанию населения".

Однако никто из собеседников Глассер, по ее словам, "не изъявил желания изложить в деталях, что собирается осуществить новая администрация, кроме обещаний "социальной справедливости", самой общей поддержки путинской программы и настаивания на том, что они не будут внедрять руководимую государством экономику советского прошлого.

Нынешние коммунисты, сказал В. Кириенко, это единственные политики, имеющие опыт для того, чтобы решить существующие проблемы. "Я не изменил своих политических убеждений, и я их не стыжусь, - сказал Кириенко, который в отличие от своего босса не приостановил членства в партии.

"Не бойтесь коммунистов, - сказал он, заканчивая интервью в своем недавно занятом офисе. - Мы - нормальные люди".

На этом заканчивается необычно большая для крупной американской газеты публикация, посвященная российским коммунистам. Пока трудно сказать, что побудило Глассер и других ее западных коллег проявить такой интерес, а главное, что стало побудительным мотивом для их боссов в Вашингтоне, Бостоне и Лондоне дать им такое редакционное задание. Честно говоря, автор этих строк очень далек от идеализации благородных намерений западных гозетчиков дать свои читателям абсолютно объективную информацию об успехах в России "новых коммунистов". Скорее, в условиях продвижения американских армад ближе к нашим границам, можно предполагать другую цель - еще больше запугать либеральное общественное мнение на Западе "сохранением коммунистической угрозы" как части "растущего неблагополучия" в России Путина.

Может быть, это и не так, и в основе интереса - желание искренне разобраться в непонятных для Запада хитросплетениях нашей политической жизни. Однако вне зависимости от намерений репортера, перед нами очень примечательная реакция на повседневную деятельность КПРФ.

Леонид НИКОЛАЕВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList