18.01.2004 18:15 | Правда | Администратор
ЗАБЫТЫЕ УРОКИ ИЛЬИЧА
КАК ЭТО НИ ПЕЧАЛЬНО, но хотя бы в связи с приближением дня памяти Владимира Ильича Ленина возьму на себя ответственность заявить: нынешняя ситуация — результат того, что его заветы — беречь единство и чистоту партии, исполнять ее Устав и Программу — ушли на второй, третий план. Больше того, члены партии исподволь позволяли себе не замечать нарушений Устава, снисходительно, сквозь пальцы, смотреть на несоблюдение внутрипартийной дисциплины, на неисполнение постановлений.
Пожалуй, уместно вспомнить споры по поводу исключения из рядов партии группы коммуни-стов — депутатов Госдумы. Обосновывая ту или иную точку зрения, редко кто вспоминал об Уставе КПРФ: говорили о прошлых заслугах исключенных, их нынешнем положении. Разве не символично, что беспартийный А. Зиновьев напомнил, что партия — это добровольный союз единомышленников, которые, вступая в нее, добровольно взяли на себя обязанность выполнять все требования Устава, а нежелание их соблюдать ставит человека вне партии. Читала письма в “Правду” и искала у авторов: если считаете исключение нарушением Устава — дайте свои обоснования! Чтобы подтвердить верность идеям КПРФ, Николай Николаевич Губенко, не тая обид, подал заявление и снова вступил в КПРФ. А кто-то не захотел этого сделать...
Но ведь и Центральная контрольно-ревизионная комиссия КПРФ могла, должна была глубоко разобраться в ситуации, дать оценку поступкам, решениям коммунистов и, значит, помочь партии поправить положение, чтобы рядовых членов КПРФ не грызло сомнение в неправедности решения. И значит, еще тогда предупредить болезнь, названную позже семигинщиной.
Одно из серьезнейших нарушений Устава КПРФ — отрыв многих выборных органов — даже городских и районных комитетов, не говоря уж о региональных, — от первичных (теперь — отделений). “Правда” не раз выступала по этой проблеме: и в “горячем телефоне” о жизни первичных, что вела более полугода, и в аналитическом материале по Приморской партийной организации (“Слышит ли крайком коммунистов?”), получила очень много откликов, в которых, увы, названо немало новых фактов нарушения Устава. Редакция по каждому тревожному факту пыталась получить разъяснение в ЦК (у секретаря, кураторов-орговиков), чтобы помочь коммунистам. К сожалению, не всегда это удавалось.
На словах все, с кем приходилось уточнять конфликтную ситуацию, признают, что первичные отделения составляют основу партии, что именно уровень и эффективность работы первичных в конечном итоге определяют уровень деятельности всей партии, ее лицо, авторитет среди населения. Но ни для кого не секрет, что многие первичные еле дышат, а некоторые существуют лишь в отчетах. И много ли в нашей практике примеров, когда руководители горкома, райкома, члены бюро, встревоженные развалом той или иной первичной, взялись и помогли коммунистам оживить работу, обрести второе дыхание? Сразу можно назвать Пензенский обком и горком, Пушкинский райком из Подмосковья, два-три ленинградских райкома, московские (городские) окружкомы. Есть, конечно, и другие крепкие отделения, должны быть!
А давайте полистаем Устав. В пункте 5.8 говорится, что комитет местного отделения “обеспечивает реальную связь местного отделения с первичными и региональными отделениями”. И вот что примечательно: прямые обязанности бюро первичного отделения (п. 4.7) и бюро комитета местного отделения (п. 5.12) во многом дословно совпадают:
“— организует и обеспечивает пропаганду, разъяснение и изучение Программы КПРФ, а также выполнение решений съездов...
— разъясняет и пропагандирует социально-экономические программы партии, а также позицию коммунистов по различным вопросам общественной жизни...
— организует для населения беседы, лекции и встречи с представителями партийного актива” и так далее.
Из этого видно, что Устав предполагает постоянную живую связь комитетов местных отделений с первичными, со всеми коммунистами, населением.
Убедительной иллюстрацией выполнения этого положения Устава может, к примеру, служить работа отделения КПРФ подмосковного города Юбилейного. Первый секретарь горкома Иван Иванович Аксенов вместе с членами бюро работают непосредственно в первичных. Они постоянно, а не только после объявления выборов, общаются с населением. И вот реальный результат: на прошедших выборах в Госдуму кандидат от КПРФ в Юбилейном по числу поданных за него голосов оказался на втором месте, в то время как во всех других городах этого округа он не поднялся выше четвертого места.
Хорошую форму взаимодействия в огромном городе нашел Московский горком КПРФ — День секретаря первичной, когда в одном из домов культуры регулярно, раз в месяц, вместе собираются более 700 секретарей первичных: обсуждают наболевшие общие проблемы, встречаются с лидерами партии, депутатами Госдумы, видными деятелями Советского государства, представителями зарубежных компартий.
Свои формы работы ищут в Омске, на Алтае. Кстати, оттуда в “Правду” приходит немало интересных писем, в которых есть и опыт, и критика, и предложения. Пишут ветераны и молодежь, учителя, ученые и военнослужащие. Пишут откровенно, искренне, не опасаясь, что секретарь, не разобравшись, осудит, укорит, попеняет...
К сожалению, в редакцию приходит немало писем, авторы которых с горечью, недоумением (ведь такое пережили после 1991-го!) сообщают о нарушениях прав коммунистов и первичных отделений партии. Порой секретари райкомов-горкомов навязывают кандидатуры в какие-либо органы власти, представителей в избирательные комиссии вопреки открыто высказанному мнению коммунистов. Это вызывает вполне обоснованное недовольство, “порождает неуверенность и безразличие рядовых членов партии”.
Все это — прямые нарушения Устава. Его если не забвение, то небрежение сказывается самым губительным образом на всей партии. Посмотрите, что происходит сейчас. В постановлениях пленумов, собраний, конференций стали очень редки ссылки на конкретное положение Устава, хотя в Уставе — укладе жизни партии — сформулированы основные принципы, цементирующие партию, определяющие обязанности членов партии и всех выборных органов, принципы взаимоотношений внутри партии.
Случайно ли это умолчание? Ведь в Уставе предусмотрены и меры для пресечения таких нарушений. Выборные органы вправе отстранять от должности секретарей первичных отделений или первых секретарей комитетов, допустивших повторное, после предупреждения, нарушение Устава или невыполнение постановлений, а также распускать бюро и комитеты, принявшие решения в нарушение Устава и Программы КПРФ. Причем эти органы, принявшие решение об отстранении секретаря, роспуске бюро или комитета, обязаны обеспечить проведение соответствующих выборов. “Обращение ко всем партийным организациям КПРФ” (“Правда” от 15 января 2004 года) вместе с Г. Зюгановым подписал председатель Центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ В. Никитин. Очень вовремя он напомнил об органе, который в создавшейся обстановке, на мой взгляд, не сыграл отведенной ему Уставом роли.
Известно, как много внимания уделял Владимир Ильич Ленин четкой формулировке каждого пункта Устава, какую битву на съездах выдержал! И делал он это не для проформы — он создавал партию революционеров, призванную преобразовать социально-экономический строй на принципах социальной, социалистической справедливости. Сейчас ситуация повторяется? В КПРФ начинается полномасштабная отчетно-выборная кампания (решение принято на втором этапе IX съезда партии 28 декабря 2003 года), а в июне состоится X съезд. Предстоящие отчетно-выборные собрания, конференции, пленумы должны пройти под знаком строжайшего соблюдения Устава КПРФ, укрепления единства партии и внутрипартийной дисциплины, повышения личной ответственности руководителей и выборных партийных органов всех уровней.
Итак, идем к Х съезду: коммунист, спроси с себя строго. Эта тема и станет на страницах “Правды” предсъездовской рубрикой.
Валентина НИКИФОРОВА.
www.gazeta-pravda.ru
blog comments powered by Disqus