18.01.2004 18:17 | Правда | Администратор
ЗАКЛИНАТЕЛИ РУБЛЯ: ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Однако после публикации в нашей газете статьи “Заклинатели рубля” (“Правда”, 25 апреля 2002 г., № 46) шум в СМИ на эту тему заглох. Но, как оказалось, ненадолго. Противники укрепления реального курса рубля вновь начинают творить свои заклинания.
СЕГОДНЯ они, в соответствии с политической модой, переоделись в патриотические одежды. И о неизбежности очередного дефолта уже не кричат. Они лишь вкрадчиво стараются “разъяснить”, что политика укрепления рубля приводит к снижению конкурентоспособности несырьевого экспорта. Уверяют, что “завышенный” курс национальной валюты не дает развиваться высокотехнологичным отраслям российской экономики, замедляет темпы экономического роста в стране, ведет к стагнации и делает невозможным решение поставленной президентом задачи удвоения за 10 лет валового внутреннего продукта. Бьют тревогу по поводу неизбежного вытеснения отечественных товаров с внутреннего рынка.
Эти аргументы как будто убедительны: люди заботятся о будущем страны, о защите ее экономических интересов, о рабочих местах, о благосостоянии населения. Но так ли это?
Последствия кризиса 1998 года рассматриваются заклинателями рубля, да и не только ими, как однозначно положительные. В самом деле, экономика России ожила, многие “лежачие” предприятия начали выпускать продукцию, люди получили работу и заработок, пошла на спад волна забастовок.
До дефолта все налоговые поступления в федеральный бюджет уходили на выплаты по госдолгу, прежде всего по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО). А для государственных нужд “приходилось” вновь и вновь занимать деньги под все более и более высокие проценты. Теперь на выплаты по госдолгу тратится чуть больше 40% федерального бюджета. Резко сократились долги по зарплате бюджетникам. Вроде бы чего еще желать?
Вот только эта публика старается тщательно замалчивать одно очень существенное обстоятельство. По данным Минэкономики, промышленное производство в стране к 2003 году, по сравнению с 1997 додефолтным годом, увеличилось на 25%. Валовой внутренний продукт вырос на 21%. В натуральном выражении рост производства был еще выше, так как используемый Госкомстатом дефлятор усреднял резко возросшие цены на импортную продукцию с ценами на отечественную. А вот доходы и уровень жизни основной массы населения России не достигли и додефолтного уровня.
Куда же делась разница? В 1997 году экспорт из Российской Федерации составил 88,3 миллиарда долларов, а импорт в страну — 73,5 миллиарда. То есть официально, через таможню, вывезено товаров из России было на 14,8 миллиарда долларов больше, чем ввезено. А уже в 2000 году экспорт возрос до 105,6 миллиарда долларов, в то время как импорт упал до 44,9 миллиарда. То есть вывезено товаров из страны было на 60,7 миллиарда долларов больше, чем ввезено. И что же, спрашивается, в этом хорошего?
Понятно, для западных “партнеров” это очень хорошо. Все выдержано в лучших традициях колониального грабежа.
Хорошо это и для так называемых олигархов, руками которых осуществляется колониальный разбой. Число долларовых миллиардеров среди них достигло в 2003 году 17. Не обижено, думаю, и правительство России.
Плохо только подавляющему большинству населения страны, которое горбатится на западных колонизаторов за гроши, услаждает их в борделях, умирает от голода, холода, болезней, живет на нищенские пенсии и пособия, погибает от беспризорности, наркотиков и СПИДа, бандитских ножей и пуль. Именно его доходы упали в 1998 году в 2—3 раза. И с этого сверхнизкого уровня росли в последующие годы, создавая иллюзию прогресса.
ОДНАКО начиная с 2001 года по естественным причинам, в том числе и за счет укрепления рубля, этот колониальный разбой стал ослабевать. Если в 2000 году 44,5 % созданного в России валового внутреннего продукта ушло на экспорт, то в 2001 году эта доля сократилась до 36,3%. Да и разница между вывозом товаров из России и ввозом в нее снизилась в 2001 году до 47,8 миллиарда долларов. Вот тут-то организаторы этого колониального разбоя и подняли шум о неизбежности нового дефолта.
И хотя затея с дефолтом провалилась, правительство предприняло ряд мер по стимулированию экспорта. В частности, ввело упрощенную процедуру возврата НДС экспортерам. Даже председатель Счетной палаты Сергей Степашин стал жаловаться, что в результате этой меры возвращаться налогов экспортерам стало больше, чем они их заплатили. По экспертным оценкам, в год бюджет на этом потерял до 300 миллиардов рублей! В результате в 2002 году превышение экспорта над импортом товаров вновь стало расти, достигнув 53,8 миллиарда долларов. Однако доля ВВП, отправляемого на экспорт, все же снизилась до 34,9%.
Поэтому в 2003 году правительство продолжило предпринимать меры по стимулированию экспорта капитала из страны. Это прежде всего снижение Центробанком норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами с 50 до 25%. А затем и принятие сверхлиберального законодательства по валютному регулированию, о чем “Правда” уже писала.
Эту же цель, судя по всему, преследовали и акции Генпрокуратуры. К примеру, арест отдельных представителей бизнес-элиты по обвинениям, не затрагивающим основ системы грабежа России. И капитал опять потек усиленно из страны.
Но такого рода меры, разумеется, не дают столь впечатляющего эффекта, как существенное ослабление рубля. Поэтому атаки на рубль опять возобновились. В средствах массовой информации разного рода “эксперты” и “специалисты” подняли вой, что рубль слишком укрепился, что это вредит развитию отечественного производства.
ТОЛЬКО зачем нам такое производство, которое работает на чужого дядю? Зачем нам всем работать на Запад, оставаясь в нищете? Разве не лучше работать на себя?
Что касается конкурентоспособности на внешнем рынке — так Бог с ней! Мы и без того вывозим в два раза больше товаров, чем ввозим. Особенно, если учесть, что низкая конкурентоспособность большинства наших товаров создана искусственно. Она поддерживается с помощью разработанной специально для России специалистами МВФ налоговой удавки и уникальной по масштабам и эффективности системы бюрократического рэкета.
Вопрос о защите внутреннего рынка при таком торговом балансе тоже, мягко говоря, не актуален. Да и зачем делать это столь экстравагантным способом? Ведь защищать внутренний рынок гораздо проще, удобнее путем регулирования ввозных пошлин и квот.
Мало того, именно те, кто сейчас вопит о необходимости защиты внутреннего рынка, являются ярыми сторонниками присоединения России к ВТО. Только ведь вступление в ВТО означает почти полное снятие и невозможность использования защитных барьеров.
Напомню и главное требование к России западных участников Всемирной торговой организации: чтобы внутренние цены на энергоресурсы были установлены на мировом уровне. А спросите любого производителя, как это скажется на конкурентоспособности его продукции. Вы получите очень эмоциональный ответ, скорее всего, с использованием ненормативной лексики, поскольку для большинства российских предприятий это означает смерть.
Сегодня основная проблема экономики России не в том, насколько защищен внутренний рынок, а в его емкости. Вопрос заключается в том, чтобы его расширить, вывести из состояния коллапсического сжатия. Если мы хотим, чтобы ресурсы и деньги, вырученные за них, не уходили безвозвратно на Запад, нам нужно оставлять эти ресурсы и эти деньги у себя. Иными словами, надо увеличивать емкость внутреннего рынка.
А это возможно только при одном условии: если мы будем увеличивать собственное потребление собственных ресурсов. В принципе, если будет наращиваться внутреннее потребление, то не только ослабеет грабеж, но и появится возможность возврата сбежавших из страны капиталов. Ведь бегут-то они в основном из-за невозможности их приложения внутри страны.
ИСТОЧНИКОВ роста внутреннего потребления два. Первый — личное потребление граждан. Второй — государственное потребление. И то, и другое у нас искусственно сжато, задавлено той экономической политикой, которую вела ельцинская и продолжает вести путинская администрация.
Мало того, что у нас занято чуть более половины трудоспособного населения, так еще и работающие получают ничтожную часть той стоимости, которую они производят. На Западе доля заработной платы в стоимости продукции составляет около 50%, у нас — 7%.
Но чем меньше получают люди, тем меньше они могут купить. Поэтому, чтобы увеличить емкость внутреннего рынка, первым делом надо увеличить долю заработной платы в цене продукции. То есть прежде всего — повышать оплату труда. Причем не на проценты, а в разы.
В течение нескольких месяцев этого, конечно, сделать без разбалансировки рынка невозможно. Но за несколько лет — вполне реальная задача. Соответствующие технологические решения имеются. Здесь никаких проблем нет. Проблема — в политическом курсе и его носителях.
Второй источник — государственное потребление. Если государство не заказывает вооружений, боеприпасов, космических аппаратов, оборудования для институтов, школ, больниц, труб для ремонта коммунальных сетей, не строит жилье для бездомных, то и внутренний рынок сужается. Почему оно этого не делает? Что, у правительства денег нет?
Посмотрите на бюджетную политику последних лет, и вы увидите: денег у него в избытке. Оно не знает, куда их девать. Стерилизация денежной массы — основной предмет забот кабинета министров и Центробанка. Не увеличивать емкость внутреннего рынка за счет государственных закупок, государственных заказов, государственных расходов — центральный пункт программы правительства. Для маскировки оно это называет политикой максимального ограничения “непроцентных расходов”.
Этой цели служат и всемерное сдерживание роста заработной платы, и пенсионная реформа. Она уводит в сферу финансовых спекуляций существенную часть денег, отобранных у работающих для выплаты пособий пенсионерам. Чтобы как те, так и другие меньше могли купить.
Ради этого правительство замораживает в своем резерве, а теперь и в стабилизационном фонде сотни миллиардов рублей, досрочно гасит внешние долги и искусственно создает новые. Центральный банк ради поддержки непомерно заниженного курса рубля накопил бессмысленные по объему валютные резервы, зашкалившие за 70 миллиардов долларов. Притом вложил их в долговые обязательства правительства США, то есть в американскую экономику.
ЕСЛИ ЗАМЕНИТЬ нынешний кабинет правительством, ориентированным на интересы России, и изменить экономическую политику на противоположную, то обе эти составляющие начнут работать. Внутренний рынок будет быстро расти. И тогда начнет в полную меру работать третья его компонента — инвестиционная.
Сейчас эта инвестиционная составляющая не покрывает даже потребностей амортизации основных средств предприятий, жилого фонда и коммунального хозяйства. А ведь нужно, чтобы все это хозяйство не разрушалось, поддерживалось в работоспособном состоянии. Да еще и развивалось. Это еще одна важнейшая составляющая роста внутреннего рынка.
Расширение производства потребует дополнительных закупок оборудования, строительства производ-ственных помещений, повысится грузооборот транспорта, потребление энергетических ресурсов. Начнется восстановление производства средств производства.
Это все азбучные истины рыночной экономики, которую у нас якобы строят наши “реформаторы”. На деле же они строят в России колониальную экономику. Суть ее цинична и примитивна.
Так называемые страны “золотого миллиарда” потребляют более 80% мировых ресурсов. Они намерены и дальше процветать, но для этого им нужно, чтобы остальные страны сокращали потребление ресурсов, доступные запасы которых в мире истощаются. Вот они и стараются насаждать повсюду свою колониальную администрацию с помощью современных “интеллектуальных технологий” дестабилизируют политическую обстановку в странах-жертвах и приводят к власти зависимые от них криминальные элементы.
А те уже под их диктовку всеми возможными, порой самыми варварскими методами, как это делалось в бывших республиках СССР, сжимают внутренний рынок. Они доводят до нищеты население, чтобы снизить его потребление. Разворовывают бюджет и урезают государственные расходы до запредельного уровня. Разрушают промышленное производство, высвобождая потребляемые им ресурсы для экспорта в развитые страны.
В последнее время стало модным утверждать, что правительство у нас ни с чем не справляется, не может решить ни одной проблемы, никуда не годится. Об этом говорят как левые, так и правые. Думаю, такая оценка несправедлива. Наше правительство (точнее, колониальная администрация) прекрасно справляется с теми задачами, которые ставят его заокеанские хозяева. А чтобы решать проблемы России, нужна другая власть.
Владимир ДЕКТЕРЕВ.
blog comments powered by Disqus