Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

18.10.2001 02:40 | Правда | Администратор

ЗЕМЛЕПРОДАВЦЫ

Наверное, не будет преувеличением сказать, что дореформенный Совет Федерации вырабатывал характер долго и проявил его по-настоящему в земельном вопросе. Три года назад, когда сенаторы работали над Кодексом, они, казалось нам всем, стали тем государственным оплотом, которого так не достает России вот уже 10 лет. Не могу не вспомнить, как с уважением и пониманием слушала тогда слова даже таких далеких от политики людей, как например, бывший губернатор Московской области Тяжлов, о том, что идет шельмование депутатов Госдумы, несогласных с Кремлем, и "теперь добрались до нас". Кремлевский жим оскорблял сенаторов, вызывал протест, они говорили, что их избирал народ, и потому они обязаны выполнять его волю, а не команды кремлевской администрации...

Так было три года назад. Вероломный и сумасбродный Ельцин отступил перед таким отпором. Он так и не решился подписать тщательно разработанный, многажды обсужденный и взвешенный кодекс. Однако и не настаивал на его либерализации. Вопрос остался открытым. Ельцин положил доработанный и принятый в мае 1998 года Кодекс под сукно. Видимо, этот обретенный в борьбе "сенатский" характер и стал одной из причин, по которой новый президент начал свое правление с реформы Совета Федерации.

Чтобы понять, что произошло теперь, давайте вкратце вспомним драматичную судьбу того Земельного кодекса. Над ним работали три года. Казалось, компромиссы были найдены, земля с ее недрами, водами и лесами не была предметом свободной купли-продажи. Но президент наложил на этот проект свое вето.

В феврале 1998 года против вето, т.е. фактически против купли-продажи проголосовали 67 членов СФ, поддержали вето - 70. Для решения вопроса требовалось 90 голосов "за" или "против". Проект отправили в Думу на доработку, и 20 мая 1998 года он снова рассматривался в Совете Федерации. Как и в феврале, свободная купля-продажа земли в нем не предусматривалась. И вот тогда за этот кодекс проголосовало 97 сенаторов! Против - всего 21. Новый кодекс был принят. Но мы не можем сказать, кто конкретно тогда отдал свой голос в защиту русской земли. Сенаторы условились голосовать тайно, чтобы не подвергаться персональным гонениям со стороны президентской администрации.

Почти три года и еще три месяца потребовалось на размышления Совету Федерации, чтобы придти к этому государственному решению. Три месяца ушло на дополнительную совместную работу над кодексом в Думе и в Совете Федерации. Мнение регионов тщательно изучалось и учитывалось, в краях и областях проходили референдумы по этому вопросу, и от 80 до 99 процентов граждан говорили "Нет - купле-продаже земли"! Три месяца, судя по всему, не были упущены и оппозицией, которая работала и с сенаторами, и с народом, организовывая людей на активный протест против пагубного дела продажи, и массовые выступления трудящихся, конечно, оказали влияние на глав регионов. Таким образом, за три месяца сумели пробудить государственную ответственность еще у 30 членов Совета Федерации. И при обсуждении поступившего из Госдумы доработанного проекта в мае 1998 года впервые, может быть, за мрачные годы реформ, возникло чувство: так и надо работать над важнейшими законами страны: содержательный уровень полемики, учет мнения регионов, юридическая, процессуальная проработка проекта. Конструктивная консолидация складывалась между двумя палатами парламента, которая была так необходима стране. Ростки ее уверенно пробивались, и парламент в целом становился мощным тормозом в разрушительной деятельности Ельцина.

Вот эти ростки и были смяты путинской реформой "властной вертикали". Вертикаль уложили горизонтально. На обе лопатки. Когда сравниваешь обстоятельства принятия Земельного кодекса в 1998 году и в октябре 2001-го, то смысл путинского реформирования -- как на ладони.


Если работу над парламентским вариантом Земельного кодекса с полным основанием можно назвать законотворческой деятельностью государственных мужей, то как назвать нынешнюю ситуацию, когда Совет Федерации всего за два с половиной часа принимает закон государственной важности, скоропостижно, будто по требованию нетерпеливого заказчика, испеченный в недрах грефовского ведомства? Давайте подумаем и разберемся вместе.

О юридических прорехах принятого документа, нарушении процедуры и регламента его принятия сказано было достаточно. Куда дальше: оба правовых управления - Госдумы и Совета Федерации - усмотрели в нем ряд существенных изъянов. Эксперты предупредили об опасных экологических последствиях проекта: все-таки не торговая палатка выставляется на продажу, а среда обитания миллионов людей, населяющих Россию. Криминалогическая экспертиза во весь голос предостерегла: принять этот кодекс - значит ввергнуть страну в новый, невиданный даже до сих пор этап криминализации со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая угрозу национальной безопасности и полный хаос. Граждане России завалили президента, Госдуму, губернаторов сотнями тысяч подписей: не продавайте землю! 39 регионов России выступили с предложением не принимать этот вариант кодекса, обсудить все на согласительной комиссии...

Налицо энергичные попытки предотвратить принятие ущербного закона, не спешить с ним. Общество через свои институты воздействия на власть было здесь едино. Политические убеждения, пристрастия, отступили перед угрозой общей безопасности, целостности страны, перед стремлением к соблюдению законности. По существу, заодно выступали - каждый своим способом - высокопоставленные чиновники из правовых управлений и 84-летний ветеран Великой Отечественной войны, герой Прохоровки и Сталинграда Петр Семенович Катасонов из села Чащино Тамбовской области, который, не имея сил на иные методы борьбы, каждый день, сколько мог, стоял на израненных ногах у своего дома с плакатом "Земля - мой Сталинград". (К сведению: глава администрации Тамбовской области О.И.Бетин проголосовал за продажу земли, председатель законодательного собрания В.Н.Карин - против). Одно дело отстаивали и московские ученые-криминалисты, и атаман казачьей общины М.П.Вихлянцев, председатель уличного комитета Т.М.Авилова, просто гражданка своей страны Т.А.Александрович, все - жители хутора Заольховский Волгоградской области. Они собирали подписи против купли-продажи земли среди своих земляков и пришли к такому выводу (цитирую их письмо): "Вопрос о земле - сердечное дело каждого человека. "Ведь если продадут землю, то нам негде будет жить, не по чем ходить", -- говорили многие, ставя свою подпись против продажи земли". Хоть и далеко друг от друга, но стояли плечом к плечу, за общее дело депутаты-коммунисты и аграрии в Госдуме, ученые, экономисты мирового уровня, честные писатели и артисты, депутаты 39 областных и краевых законодательных собраний и простая русская женщина Галина Михайловна Новичкова из Подмосковья, собравшая более 800 подписей в защиту земли.

И таких примеров народной инициативы, общественного единства в защите родной земли - тысячи. Видно, такое свойство у нее - объединять. Какое уж тут может быть деление на политические партии и пристрастия, какие могут быть уловки и политтехнологии, когда поднимается такая масса народа?

Но оказалось, что народная масса с ее честной простотой как раз и не принимается в расчет центральной властью. Под честностью народа надо понимать не только стихийный массовый протест в виде сбора подписей, или организованный - в виде региональных референдумов, митингов, пикетов, но и решения областных законодателей, и протестное голосование народных избранников в Думе и в СФ, и объективные, беспристрастные заключения ученых экспертов, правоведов, криминалистов на предложенный правительством проект. Все это - явления одного ряда, очередной раз доказывающие, что народное нравственное чувство всегда верно и соответствует заключениям ученых умов, когда они честны в своей науке.

Как же поступает власть? Она все это выбросила за борт, растоптала, оплевала с такой циничностью, что и печатного слова не найти. И сделано это было руками - буквально, через нажатие кнопки - 257 депутатов Госдумы и 103 членов Совета Федерации. 360 человек - вот и вся партия власти, которая противостоит народу, конституции, здравому смыслу. Да, без сомнения, они - всего лишь орудие той политической интриги, которую ведет со страной кремлевская администрация. Видимая составляющая интриги, наделенная правом доступа к кнопке для голосования. Подсчет голосов, пожалуй, единственное, что еще позволяет партии власти разглагольствовать о демократии. И она пользуется инструментом голосования, как дубиной. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы нажимающих кнопку в тотальном режиме было как можно меньше. Мы могли сделать это с помощью выборов в Думу. Не сделали. Совет Федерации теперь из-под народного выборного контроля выведен. Избранные губернаторы и главы законодательной власти из него вымываются так называемыми представителями, в чем и состоит существо путинской реформы.


Обратимся к именам, регионам и цифрам, чтобы все сказанное обрело наглядность. Сравним поименное голосование от 18 февраля 1998 года и от 10 сентября 2001-го. Прежде всего, каков нынешний состав СФ? 83 его члена сегодня - эта представители региональных администраций и законодательных органов власти. Так сказать, дети путинской реформы властной вертикали. Из 103 голосов, поданных за правительственный кодекс, именно их-то - большинство: 67. А теперь сравним, как голосовали в феврале 1998 года назад главы тех регионов, представители которых сегодня отдали свои безропотные голоса правительственному проекту. Глава республики Марий Эл Кислицын не голосовал за куплю-продажу, сегодня его представитель голосует за. Губернатор Ставрополья А.Л.Черногоров голосовал против, его представитель А.А.Коробейников воздерживается, точно так же, как и глава законодательного органа края А.А.Шиянов, хотя в 1998 году это были два протестных голоса. Глава Амурской области Белоногов три года назад протестовал, но его представитель Карпов сегодня - за. А вот - Брянская, пограничная область России. Разумеется, что и ее глава Лодкин, и председатель областного Совета Понасов были против купли-продажи земли, зато теперь представители партизанской Брянщины Лушкин и Демина голосуют "за". Возьмем еще несколько регионов: Кемеровская область - вместо тулеевского минуса прошлый раз, представитель губернатора Шагиров ставит плюс купле-продаже земли. Есть и еще более поразительные открытия в этом списке. Вот, к примеру, Курская область. Справедливо преданный анафеме оппозицией ее бывший губернатор Руцкой голосовал-то против купли-продажи земли. Однако, "красный" губернатор, вчерашний член ЦК КПРФ Михайлов через своего представителя ставит "крестик". Пропала, выходит, Курская область! Чудеса и во Владимирской: ее губернатор Виноградов тоже был в 1998 году против, а теперь его представитель Густов, не чуждый, как видно, патриотическим идеям, коль представляет Виноградова, избранного от КПРФ, голосует "за". То же самое - в Рязани, где губернатор-патриот, а его представитель Одинцов голосует за продажу земли.

Таким образом оказались потерянными только за счет наличия в Совете Федерации представителей, а не самих региональных глав не менее 33 голосов. Отнимите эти 33 голоса от тех 103-х, что отданы за кодекс Касьянова-Грефа, и вы получите все те же 70, что и феврале 1998 года.

Очевидно: не будь представителей, новый кодекс был бы обречен на провал. Понятно теперь, для чего вся эта реформа СФ затевалась?

Никому не надо объяснять, кто такие, скажем, Н.И.Кондратенко или В.К.Гусев, или О.В.Татаринов и ряд других членов Совета Федерации, чье голосование отвечает народным представлениям о назначении земли. Но ведь они в меньшинстве, а остальные откуда пришли? Самое возмутительное, что эти люди даже не задумываются, наверное, что они представляют здесь не себя лично со своими верноподданническими чувствами к "реформаторам", но целый регион. Впрочем, это характерно не только для представителей, но для некоторых глав, хотя и в меньшей мере.

Посмотрите, что происходят, так сказать, в статистике: 39 областных, краевых, республиканских законодательных органов высказались против данного проекта Земельного кодекса и выступили за создание согласительной комиссии. Но только 19 из 39 членов СФ проголосовали в соответствии с позицией своего законодательного органа власти. Не только представители, но и главы этих органов из Саха(Якутии), Ставропольского, Приморского краев, Амурской, Астраханской, Костромской, Курской, Московской, Оренбургской, Пензенской, Тверской областей или воздержались от голосования, отгородившись "нулями", или не голосовали.

Против правительственного кодекса высказались так же органы законодательной власти в Бурятии, Приморском крае, в Брянской, Воронежской, Ульяновской областях, в Еврейской автономной области, в Ханты-Мансийском и Чукотской автономных округах. Посмотрите в таблицу. Как отражено это мнение в голосовании глав и представителей этих органов на деле? С точностью до наоборот. Чего же ждать простым людям от этого реформированного Совета Федерации, если он попирает даже конституционно закрепленные полномочия представительных органов власти?

Вот так и рвется из-под пера слово, которым принято называть тех, кто преступает закон, конституцию, кто ни в грош не ставит законные права и свободы других граждан. Но ведь обидятся, скажут, что клевещет газета...

Еще одно интересное с этой точки зрения наблюдение. Обратите внимание на то, как голосовали главы и представители автономных округов - ведь в нашей стране это и есть те самые сырьевые земли, об опасности продажи которых много раз предупреждал Н.И. Кондратенко, выступая и в прессе, и в Совете Федерации. Самые крупные из них уже захвачены олигархами в том или ином виде - то в виде приватизации власти, то в виде приватизации крупнейших предприятий и месторождений. Осталось преподнести им на блюдечке землю. Что и делают своим голосованием представители этих округов в Совете Федерации - Ефим Львович Карпельман из Ямало-Ненецкого, Леонид Иосифович Биндар из Таймыркого, Оганес Арменакович Оганесян из Коми-Пермяцкого округов. Все, как вы догадались, представители самых что ни на есть коренных северных народов.

Все случившееся - суровый урок для оппозиции. Не случайно же среди прошлых протестных голосований явно выделяются региональные руководители, избранные от КПРФ или при поддержке лево-патриотических сил. Почему же так легковерно подошли к выбору представителей, почему утратили, упустили контроль над губернаторами, обязанными оппозиции своим избранием? Да что там - оппозиции! Народу прежде всего они обязаны, потому что только оппозиционные Кремлю идеи и обещания могут привести ныне человека к власти при условии более-менее честных выборов. И если кто-то из тех глав, чьи представители своим голосованием предали народ, решат сделать вид, что их хата теперь с краю, люди им просто не поверят. Так что такое голосование от "красных" регионов - общая беда и оппозиции, и губернаторов. Вместе надо из нее и выбираться.

А представители... Что ж - никому не известные люди, за исключением нескольких имен. Они получают министерскую зарплату, заседая в СФ полтора - два дня в месяц, пользуются за бюджетный счет транспортом, связью, множеством иных льгот, будут до конца дней обеспечены высочайшей пенсией, большей, чем у Героев страны. Вот как ценит нынешняя власть способность прогибаться и правильно нажимать кнопки. Когда видишь эти консолидированные итоги голосования 360 представителей партии власти в Думе и в СФ, хочется дать практический совет главе президентской администрации г-ну Волошину: гораздо проще в день голосования в Совете Федерации или в Думе просто командировать туда низших чинов своей администрации для нажатия нужных кнопок. Подойдут даже лифтерши - работа для них знакомая. А экономия для бюджета - ой какая существенная, можно нанять еще один батальон "идущих вместе".

И это - не шутка. Надо всерьез народу задуматься о государственном устройстве страны. Нужна ли нам такая власть, которая будто в насмешку называется представительской? Кого она представляет на самом деле? Волошина? Путина? Абрамовича? Буша? Можно назвать еще десяток-другой имен, и все подходит. Но вот кого она не представляет совершенно, так это наш народ. Поэтому и народ должен действовать соответственно, чтобы защитить себя от этой власти.

Что можно сделать? Провести в каждом крае и области референдумы о земле? Вручить результаты главам регионов и потребовать выполнять хотя бы на местном уровне? Можно. Но при этом надо помнить горбачевщину-ельцинщину. И держать в уме то, как они поступили с нашим волеизъявлением в марте 1991 года по поводу сохранения СССР, и не позволять более издеваться над народным волеизъявлением.

Можно устроить акцию гражданского неповиновения, но ее надо тщательно подготовить, выступать единым фронтом с четкими требованиями.

Можно отказать в доверии депутатам, чья работа не отвечает интересам большинства, потребовать изменения закона, добиться их отзыва и переизбрания, хоть это и дьявольски трудно. Можно... Много чего можно. Но для этого нужны ответственность, ум, честь и воля. Думай, оппозиция, думай! Так дальше жить нельзя!

Жанна КАСЬЯНЕНКО.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList