09.08.2001 02:50 | Правда | Администратор
ЖУКИ & ВАЛЮТА
Много раз в Госдуме возникал вопрос: куда идут зарубежные кредиты, заимствованные правительством РФ -- а речь идет о целом ряде кабинетов министров, которые охотно выпрашивали средства то у МВФ, то у МБРР, у правительств состоятельных государств? Сумма задолженности России уже превышает 140 миллиардов долларов. Выходит, каждому россиянину предстоит вернуть не менее одной тысячи долларов. Растут проценты. А через год-два почти половина бюджета страны должна расходоваться на погашение кредитов. Ни Парижский, ни Английский клуб, где заседают сильные мира сего, не "списывают" российский долг, считая, что пора возвращать денежки с наваром. Германия, к примеру, поглотив ГДР, требует вернуть и займы, которые когда-то выделялись для СССР. Не берутся в расчет ни военные объекты, оставленные "убегающими" российскими частями с немецкой земли по согласию Г.Коля, М.Горбачева и Б.Ельцина. Канули в бездну и культурные центры, построенные в ГДР на советские деньги.
Долго пытались выявить думцы судьбу кредитов. Наконец, Счетная палата РФ по поручению Думы провела проверку эффективности расходования средств, привлеченных в качестве займов международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, банков и фирм. Особое внимание было уделено реализации средств Международного банка реконструкции и развития. Скажем прямо: это направление -- лишь часть финансовых потоков, денежного "дождя", павшего в руки российских чиновников.
Зря валюту кредиторы Запада не дают. Получатель должен представить проект прежде всего "содействия реформам", то есть пообещать, что каждый доллар попадет в "нужные руки" , а часть капитала -- на подкормку зарубежных дельцов, именуемых консультантами, аудиторами, советниками. И даже министерства российского правительства обязаны не скупиться, выплачивать весьма солидные ставки, гонорары, премии частным лицам, без которых якобы все "реформы" в России остановятся.
Дележ госсобственности через приватизацию с криминальным уклоном, "сращивание" и "реформирование" производственных объединений, отраслей, естественных монополий идет полным ходом, а при В.Путине даже набирает новый виток, как бы получает ускорение. Видимо, пока люди ожидают от президента чуда, пересмотра ельцинского курса, олигархи, навещающие Кремлевские палаты, ведут передел сырьевых отраслей, выкачивают за рубеж нефть , газ, вывозят цветные металлы, лес, удобрения, оружие -- а выручка, значительная ее часть оседает на закордонных счетах или же уходит на нужды и аппетиты этих же монополий, фирм и чиновных людей.
А.Чубайс, присосавшийся к РАО "ЕЭС России", убедил Путина и Касьянова в необходимости реформирования энергосистемы страны, чтобы распродать "своим" собственникам и иностранным инвесторам станции, окончательно сбросить с плеч социальную сферу и продавать электроэнергию "тем, кто платит". А средства нынче в основном у западных друзей Чубайса.
Не будем подробно рассматривать задумки этого хозяина рубильника, а возьмем лишь так называемый "Проект содействия реформам в электроэнергетическом секторе". Такой документ имеет, как говорится, папу и маму, и под ним стоят подписи представителей РФ и МБРР. В 1998 году правительство С.Кириенко утвердило соглашение. Общая стоимость фолианта -- 40 миллионов долларов США. Из них 29 миллионов долларов из займа для РАО "ЕЭС" выдавались на платной, срочной и возвратной основе. То есть за счет энергетиков. Однако 72 процентов этих средств заранее намечалось выплатить будущим консультантам за "услуги", за операционные расходы -- 21,6 миллиона долларов отдай и не мешкай. 11 миллионов долларов предназначалось израсходовать не реализацию всяческих мероприятий "по содействию реформам" в энергетике. Погашение и обслуживание возлагалось на федеральный бюджет. Займ вступил в силу аккурат в дни знаменитого кириенковского дефолта, 19 августа 1998 года. Закрытие его намечалось на 31 декабря 2000 года. Но хотели, как лучше, а получилось, как всегда: в сроки не уложились и пришлось срок окончания кредитной линии продлить еще на целый год. Однако и этого не хватило, и Минэнерго и РАО "ЕЭС" просят правительство сдвинуть срок расплаты на 31 декабря 2002 года.
Аппетит, как говорится, приходит во время еды. А у олигархов "голод" круглосуточный: валюту, если имеется ее запах, выгребать до дна, ни экономя, ни возвращая. Займ не использовался своевременно, что принесло прямые потери федерального бюджета. По платежам МБРР они составили более 80 тысяч долларов. Появились среди "нужных " заказчиков фирмы, которые не предусмотрены в Соглашении. Среди таких оказалась ЗАО "Прайс-уотерхаус Куперс Аудит". И не бескорыстно. Ею получено 1,485 миллиона долларов. План закупок производился без проектов контрактов и других обосновывающих материалов. Помимо штатных работников Минэнерго и ФЭК России привлекаются "внешние консультанты", а оплачиваются их услуги за счет займа. В июле 2000 года министерство заключило контракт с индивидуальным консультантом "по вопросам управления Проектом". Видимо, своих мозгов чиновникам недостает, а за "чужие" надо выложить не менее 50 тысяч долларов. Понадобился агент "по закупкам", специалист "по расходованию средств". И каждому потребовалась высокая ставка.
По контракту с компанией Генинжконсалт стоимостью 265 тысяч долларов /и снова заемные деньги/ содержались координатор проекта, консультант по закупкам, финансовый консультант, специалист по информационным технологиям и переводчик. Их ежемесячное вознаграждение предусматривается в размере 7 -- 8,2 тысячи долларов /в рублях составляет от 210 000 до 250 000 рублей/. Это, считайте, в сотню раз выше средней зарплаты по стране. Зарубежный "интеллект" ценится в России по весьма высокой шкале. Но напомнить о таком факте -- это еще сказать не полную правду. Дело в том, что большинство работ, выполненных "консультантами", в том числе и иностранными, на содержание которых израсходовано 250 тысяч долларов США, фактически не востребованы. То есть "плакали" наши финансы. Но и это еще не все. На момент проверки аудиторами Счетной палаты ни один проект не был готов к реализации в установленные сроки. По этой причине, в связи с уплатой в пользу МБРР комиссионных за резервированные и неиспользуемые средства, федеральной казне нанесен прямой ущерб в размере почти 15 миллионов долларов.
Если судить по результатам проверки, анализировать материалы "бурной" деятельности министерских чиновников и руководства РАО "ЕЭС", то невольно теряешься в догадках: неужто российским управленцам не по плечу реформы, вопросы государственного, федерального управления? Или они совсем забубели, интеллектуальные возможности их оскудели (а может, они и вовсе отсутствовали?) и приходится привлекать чуть ли не по каждому поводу консультантов со стороны, а то нередко "выписывать" закордонных реформаторов, которые наезжают в Россию, дают советы и рекомендации, но не несут никакой ответственность за "уроки".
В той же сфере энергетики реформы "двигали" не менее десятка различных фирм. Не могу умолчать и назову хотя бы некоторые, чтобы читатель сам мог судить, нужны ли были услуги пришлых советников.
Юридические консультации и услуги давали "Степто энд Джонсон", "ЛеБоф, Лам, Грин и МакРэй", финансовые консультации предложила "Артур Андерсен". Планирование передачи электроэнергии осуществляла "Нэшнл Грид Компани". Информационно-рекламную продукцию готовило ЗАО "ЮВЕРС". Фирменный стиль компании "глянцевала" ЗАО "Премьер--ЮГ". Как вести реструктуризацию передающих сетей, учила "Бэйн Консалтэнс Инк". А в реструктуризации всех предприятий, входящих в РАО "ЕЭС", участвовала /вернее содействовала/ "МакКензи энд Компани Инк". Сайт компании создавало ООО "Грант-парк". Не обошлись российские "электрики" без консультантов из-за рубежа. При этом почасовая ставка их составила от 125 до 550 долларов. Одним словом, затей реформу, объяви свои планы -- и коршунами будут витать над головой многочисленные любители высоких гонораров и ставок, предлагая различные услуги, вплоть до фирменного образа, устраивая семинары, консультации, смотры. И похоже, чем больше этих коршунов над российскими просторами, тем хуже живут россияне, люди труда, доверив свою судьбу "неумехам", мотам, безжалостным чиновникам, готовым разбазаривать бюджет, кредиты, собственность государства.
Есть у нас Фонд социальных реформ. Российского масштаба, кратко именуемый РСФР. Создан решением правительства 2 августа 1997 года. Недавно он отметил четвертую годовщину существования. Надо полагать, существует, чтобы улучшить социальную политику государства. Облегчить участь впавших в нищету десятков миллионов граждан РФ? Имея статус некоммерческой организации и независимого юридического лица, Фонд, заполучив займ, произвел так называемые операционные расходы только в 2000 году на сумму 842,7 тысячи долларов. Из этих средств 360,7 тысячи долларов шло на содержание персонала, 64,4 тысячи долларов -- на обучение и командировочные расходы. 125,2 тысячи долларов получили "консультанты". Имена их нет смысла воспроизводить. Особого интереса они не вызывают, раз их приняли и взялись обучать азбуке социальной политики.
Но обратим внимание на численность сотрудников и их материальное положение. Штатное расписание Фонда утверждено в количестве 17 единиц. Установлены и должностные доклады в иностранной валюте, а не в наших "деревянных" и мятых, обесцененных рублях. Секретарь в приемной получает не менее 300 долларов США. Заведующий делопроизводством -- 700 долларов. Как видим, больше ответственности за сохранность бумаг -- выше и оклад. Координаторы по отраслям расписываются в ведомости, получая по 1600 долларов. Заместители гендиректора /а их двое/ имеют по 2350 долларов. Ну, а самому гендиректору установлена ставка в размере 2590 долларов США. Месячный фонд заработной платы этого Фонда -- 22,45 тысячи долларов. В 2000 году чиновники РСФР получили за свой скромный труд 360,7 тысячи долларов. В нынешнем году зарплата и выплаты во внебюджетные фонды планируется в объеме 384,3 тысячи долларов США.
Чтобы не было скучно пребывать на службе штатным лицам, при Фонде создан Экспертный совет и работает он не на общественных началах: только в 2000 году на его нужды израсходовано почти 12 тысяч долларов. Штатные работники свои прямые обязанности, за которые получают валюту, перекладывают на этот совет. Кроме того, привлечены услуги некоего ЗАО "ЦПРИП Проспект". Суть этих услуг -- закупки. Расходы превысили 58 тысяч долларов. А между тем, в штате Фонда есть менеджер по закупкам с окладом 1700 долларов в месяц. Чем же он занимается?
Есть у Фонда еще одна "дружеская" фирма -- "Падва и партнеры". Она по просьбе РСФР осуществляет проверку банков, предоставляющих гарантии по договорам на поставку оборудования в так называемые пилотные регионы, дает юридические консультации чиновным людям Фонда. В прошлом году фирма получила от Фонда за "услуги" 30 тысяч долларов. В нынешнем году запланирована та же сумма. И в этом случае, заметим, что Фонд имеет в своем штате специального юриста с месячным окладом 1600 долларов.
Явно необоснованно завышаются расходы на проведение аудиторских проверок. Так, по договору с фирмой "Руфаудит" в 2000 году ей выплачено почти 25 тысяч долларов. Подобная сумма предусмотрена для этой конторы и в нынешнем году.
Нередко в рабочую программу включаются многочисленные "мелкие" услуги, технические задания и отчеты, без которых вполне можно обойтись. Но договаривающие стороны идут навстречу друг другу, чтобы завысить стоимость контракта, побольше сорвать куш. Тем более деньги-то не частные, не личные руководителей Фонда, а казенные и, видимо, их куры не клюют, трать, сколько желаешь. На последние два года было утверждено 84 технических задания. А фактически работы производились по 27 техзаданиям.
Любят наши чиновники выезды за рубеж. Не за свой, конечно, счет. В связи с разработанным компонентом "Помощь безработным", проведено множество семинаров, встреч и курсов за границей. Наши спецы обучались, как бороться с массовой безработицей. В этих стажировках участвовали работники ряда министерств РФ, депутаты и сотрудники аппарата Госдумы, В январе 2001 года три чиновника Минэкономразвития на неделю выезжали в Будапешт, оставив там 4,8 тысячи долларов. Вопросы накопительной системы в пенсионном обеспечении россиян 11 соотечественников Минтруда и других ведомств РФ изучали недавно в Бостоне /США/. Наших стажировщиков нисколько не смутило, что за океаном от накопительной системы отказались много лет назад как неэффективном способе заботы о пенсионерах. Расходы в Америке составили 11,6 тысячи долларов.
12 человек выезжали даже в Мексику, чтобы ознакомиться с программой социальной помощи. По результатам поездки ведомство А.Починка предложило использовать "мексиканский опыт" адресной соцпомощи в районах Крайнего Севера и в Чечне. Затраты на мексиканский вояж превысили 33 тысячи долларов США. В Польше наши собесовцы знакомились с информационными технологиями в области социальной защиты. В Турин / Италия/ выезжали 7 депутатов и 5 сотрудников аппарата Госдумы, министерские работники. Изучение международного опыта законотворчества в трудовой сфере обошлось для Федерального бюджета в 60,5 тысячи долларов.
Существует компонент под названием "Пособия на детей". И на него выделяются средства. Особенно на приобретение копировально-множительного оборудования и компьютерной техники для офисов соцзащиты, иначе, объясняют нам сведущие люди, падaeт престиж этих служб, не на чем подсчитывать задолженность по детским пособиям. Подписаны договора с некоторыми фирмами, авторами докладов. Так, я узнал, что издание аналитического доклада "Роль Фонда социального страхования в предоставлении социальных пособий и политике в отношении выплаты пособий по беременности и родам" готовилось по конкурсу и победителем вышло в нем ООО "Визави". Расходы на этот доклад составили 12 тысяч долларов.
Не удивляйтесь, беря в руки брошюру под названием "Прожиточный минимум в Российской федерации". Сей труд обошелся в 9,5 тысячи долларов. Издан тиражом 500 экземпляров. Выходит, затраты на экземпляр составили почти по 20 долларов. Анализ и мониторинг данных о питании в малоимущих семьях обойдется для казны почти в 300 тысяч долларов. 44,7 тысячи долларов уже израсходовано. Через год-два мы узнаем, как вымирают малоимущие семьи, чем питаются старики, дети, многодетные матери, инвалиды. А нищих у нас уже не менее 54 миллионов человек. Прочитают в Кремле очередной "научно обоснованный" фолиант и... отправят в архив. Курс реформ -- прежний: ельцинской дорогой идут нынешние правители, сгрудившись в угодническом раже вокруг Путина. СМИ явно идеализируют фигуру "наследника", избегая анализа ошибок президента и правительства. Визиты сановников по стране обставляются пропагандистскими пиарщиками и клакерами, чтобы замазать провалы в политике, убожество мыслей и дел, держать россиян за наивный и доверчивый электорат.
Приведя лишь некоторые сведения о разбазаривании кредитов, бюджетных ассигнований, хотел бы привлечь к этому позорному явлению внимание соотечественников, посеять в их сознании тревогу за судьбу детей и внуков, за жизнь людей труда. Ждать, как говорится, у моря погоды, надеясь, что все само собой "рассосется", насытятся нынешние "реформаторы" и дадут нормально жить рядовым гражданам -- это самообман. Вы же убеждаетесь, как к госкормушке тянутся алчные рты российских и иностранных фирм, криминальных дельцов, жаждущих поживиться. И делается это не без участия правительственных служивых лиц, наделенных властью, правом подписи и распоряжения народным достоянием.
Ударить по жадным рукам, отогнать "фирмачей", заезжих консультантов и советников, восстановить народную власть, законность и ответственность всех руководителей на всех этажах управления -- наша с вами прямая задача. Иначе и не стоит жить, прозябая на ветру диких реформ.
Юрий НИКИФОРЕНКО,
депутат Государственной думы ФС РФ.
blog comments powered by Disqus