29.08.2002 09:15 | Совраска | Администратор
БОРМОТУХА ОТ "БЕЛОГО ОРЛА"
Потом рекламу алкогольной продукции вообще и американского пойла в частности на экранах телевизоров запретили, но появились видеоклипы загадочной группы «Белый орел», в которых сами исполнители не спешили «светиться». Два «хита» этого коллектива заполонили радиоэфир. Рефреном в одном из них звучали слова:
«Потому что нельзя, потому что нельзя быть на свете красивой такой...», а во втором — с маниакальной навязчивостью повторялось: «Как упоительны в России вечера...»
Тогда же попалась мне какая-то бесплатная газетка, в которой специалист по рекламе и психолог раскрывал читателям секрет этого своеобразного рекламного трюка. Оказывается, и название группы, и ключевые слова их песенок («потопу что нельзя» и «как упоительны») призваны были воздействовать на психику потенциального покупателя. Получалось что-то вроде пресловутого 25-го кадра, вмонтированного в киноленту, — глаз его не замечает, а мозг фиксирует, а здесь чуть по-другому: слушал человек музыку с пустым текстом вроде бы ни о чем, а ноги сами за водкой побежали...
Теперь, слава Богу, в нашей продаже «Белого орла» не встретишь, но одноименная группа, похоже, продолжает эксперименты над психикой людей. Взять хотя бы их последнюю кассету:
«Пьян, не пьян от заморского зелия, то ш с хмеля, а то ли с похмедия» — продолжает рекламу алкоголизма запойный «орел», да еще и откровенничает в сивушном угаре: «От хмеля сам не свой, что делать мне с женой...», или «...А когда я тебя привел, под ногами качнулся пол», а то и вовсе: «Что искал пьяный в дым, даже страшно вспоминать. Я бы умер молодым, только поздно умирать...»
Вряд ли есть нужда комментировать этот вздор — он сам по себе весьма красноречив в своей косноязычности. Удивительно другое: даже если в иных «умозаключениях» «орла» и не говорится о попойках, тексты все равно воспринимаются как бессвязный пьяный бред.
Среди особых «перлов» хотелось бы выделить несколько: «...Сейчас твои глаза я слезами атакую», или «Есть у меня сестра, как школьная пора», или «Конь мой вороной, неси меня стрелой, не то пойдем ко дну (это на коне-то! — О.Ж.), а я люблю страну», или «Есть у меня страна — на всей земле одна. Когда грустит со мной, могла бы стать судьбой», или «Только эти две снежинки, одиноко и любя, будут спать, как на картинке, на ладони у тебя...». А какие «изысканные» рифмы:снежинки — картинке; любя — тебя — дня; заново — Иванове; похмелия — дембеля; чума — с ума... Согласитесь, на фоне сумбурной «поэзии» «Белого орда» тексты группы «Божья коровка», например, покажутся образцами высокого стиля!
Любопытно, что, оставшись без подпитки «заморского зелия», эти «орлы» умудряются в своем пьяном бормотании замаскировать новые объекты скрытой рекламы. На последней кассете они лихо «рекламнули» косметическую фирму «Л` Ореаль», подобрав и для нее оригинальные созвучия: мадам Л` Ореаль — рояль — печаль — жаль — боль — роль — прощай. А потом «замахнулись» пьяные «орлы» и на президента РФ, всерьез обозначив песенку о нем своим «суперхитом».
Вот этот «шедевр» во всей своей стихотворной «красе»: «Посмотришь на небо — там звезды одни. Мне гроздья салюта напомнят они. Кому-то напомнят, возможно, они принцессы Дианы жемчужную нить. Летят самолеты, плывут корабли. Обломки Нью-Йорка в небесной пыли. Вся жизнь проплывает, как будто во сне, а взглянешь на небо — там звезды в огне. Простые ребята седлают коня. Ну как там они на войне без меня? Талибы считают последние дни, а глянут на небо — там звезды одни...».
У слушателя, не разучившегося думать, эти ложномногозначительные строки не могут не вызвать недоуменные вопросы. А что еще, кроме звезд, можно увидеть на небе? А почему «звезды в огне»? При чем здесь несчастная принцесса и ее ожерелье? Какое отношение имеют плывущие корабли к обломкам Нью-Йорка? Сколько всадников могут разместиться на одном коне? Судя по тому, что талибы «считают последние дни» (что, кстати, тоже под большим вопросом), «простые ребята» на одиноком жеребце — это американцы в Афганистане, так как же в их ряды может затесаться отечественный пьяный «орел»? А где вообще он видел американских кавалеристов?
В общем, все выходит по известной поговорке:
«В огороде — бузина, а в Киеве — дядька». Только вот «дядькой» оказался... президент РФ, который неоднократно поминается в припеве этого «гимна новому американскому порядку»: «А в чистом поле — система «Град». За нами — Путин и Сталинград».
Что-то давно знакомое слышится в этих словах. Чуть покопавшись в памяти, вспоминается и первоисточник «орлиного» плагиата — «Комбат», группа «Любэ». В той, признанной армейской средой песне тоже «летят самолеты и танки горят», но принципиально разнятся роли командиров. Батяня-комбат «сердце не прятал за спины ребят», за которыми были «Россия, Москва и Арбат», а запойные «орлы» клекочут, что Путин, мол, «за нами», а не впереди, как положено отцу-командиру.
Трудно уловить причинно-следственную связь и между Путаным, обломками Нью-Йорка и последними днями талибов. Да и зачем нам прима-зываться к «победе» американцев в «международной антитеррористической операции», в которой янки бомбят не скопления боевиков, а мирные афганские свадьбы?
А еще непонятно, почему смертоносная система «Град» стоит в чистом поле, а не в горах, где засели международные террористы, и почему в чистом поле не работает сельскохозяйственная техника и система... орошения? И наконец, какая связь между Путиным и Сталинградом? Ведь современный Сталинград, вернее, Волгоград, ныне «прославился» тем, что создают на его священной земле фашистские кладбища наших несостоявшихся завоевателей, и трудно нам, как прежде, считать этот город символом русской непокоренной твердости духа. Кстати, припев в песенке звучит еще и на «родном» для президента немец-ком языке... Почему?
Куда вернее было б спеть: «За нами Путин и Ленинград», извините, Санкт-Петербург. Такую «величальную», пожалуй, с радостью и пониманием прочувственно подхватила бы вся президентская рать.
А вот рядовым россиянам песнь эта совсем непонятна. Пробовала я ее напеть своим друзьям л коллегам, а они смеются: «Это наверняка прикол такой! Юмор! Ты просто не поняла».
Может, и вправду прикол? А может, на этот раз «орлы»-пиаровцы прокололись и будет их «супер-хит» для президента антирекламой, вызывающей не гордость, а недоумение и смех? Такая вот псевдопатриотическая бормотуха у «Белого орла» получилась! Впрочем, возможно, что появление подобных «шедевров» теперь станет закономерностью, ведь «патриотическая риторика» президента подчас сбивчива и, увы, не соответствует реальным делам и поступкам государственных чиновников.
Ольга ЖУКОВА,
культуролог.
blog comments powered by Disqus