Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

19.03.2004 17:02 | Совраска | Администратор

ЧТО ВПЕРЕДИ?

«Не важно, какого цвета кошка
— лишь бы ловила мышей».
Дэн Сяопин.

     В октябре минувшего года власть сделала сильный ход. Олигарх №1 — за решеткой. Все взволнованы: у простаков новые надежды, у криминала — тревога и затаенный страх. Главные слова были сказаны без промедления. Вот они, процитированные комментатором 3-го канала Пушковым (Постскриптум, 8.11.03 г.): Ссылка на западные источники: Брюс Джексон — «Это крупнейшая экспроприация еврейской собственности со времен нацизма»; Сорос — «Это конец эпохи. Конец эры грабительского капитализма и начало эры государственного капитализма. Единственный шанс остановить — это давление из Европы»; «Нью-таймс» — «Самый главный олигарх не только тихо вывез из страны на Запад самую главную нефтяную компанию «ЮКОС», но и занялся там (в США) благотворительной деятельностью: пожертвовал 1 млн. долларов библиотеке конгресса, 0,5 млн. — фонду Карнеги...» Как понимать крутой шаг власти? Что это было? Ловкий пиаровский трюк в канун выборов новой Думы? Если так, то тогда она внесла свою весомую долю в победу «партии власти».

     Прошло 4 месяца, и опять выборы — теперь президента. Опять власть делает следующий нежданный ход. В преддверии голосования смещен действующий премьер — рулевой посудины криминальной олигархии.. Снова взлет надежд. Снова тревожное ожидание — куда двинется страна завтра. Может быть, власть обернется лицом к народу? Или это еще один предвыборный фокус мастеров пиара? Интересна, но малозначима фамилия нового главы правительства, важен будущий курс российской посудины. Ясно, он будет всецело путинским. Говоря предметно, по делу, то важно, куда направятся результаты труда и природные богатства страны: в зарубежные банки, в западные футбольные клубы, дворцы на европейских курортах, куда их перекачивали все минувшие годы, или они пойдут на борьбу с беспризорностью, нищетой, на развитие науки, укрепление армии, здоровье населения. В государственный бюджет или в бездонную криминальную мошну?

     Перед страной — два пути. Путь первый — это востребованный Западом курс по уже накатанной колее в глубины колониального прозябания. Производство сырья для европейского хозяина и открытый внутренний рынок для его товаров. Успехи России на этом пути мы уже описали («СР» №16, 3.02.04). Задача в целом решена, колониальный добывающий сектор уже оправился от гайдаровской шокотерапии, добыча нефти и другого сырья наладилась, уже растет. За счет ее роста растет и ВВП. Это дает основание нашим западникам гордиться успехами в производстве. В социальной области правительству западных интересов (колониальной администрации) удалось расчленить народ на две враждебные части: глубоко обнищавших и прилично обогатившихся за их счет. При этом некоторые из последних разжирели до безобразия и снискали ненависть во всем народе. И об этом мы тоже писали под заголовком «Апартеид» («СР» №20, 12.02.04). Такой вариант развития был назван «криминальной олигархией». Сорос назвал его «эпохой бандитского капитализма», а альтернативный курс — госкапитализмом. Финансовый бог не скрывает своего враждебного отношения к госкапитализму и призывает бороться против него давлением с Запада.

     Каким же путем идти России? Это тема сегодняшнего обсуждения.

     

Перспективы: выбор из двух

     Говорят: «Надежда умирает последней». Или она вообще бессмертна? Вот и сегодня, когда страна потеряла свою независимость, когда против нее большие деньги врагов внутренних и колоссальные ресурсы врагов внешних. Когда в обществе сложилась многомиллионная социальная база прикормленных и потому удовлетворенных криминально-олигархическим, евроориентированным капитализмом, мы, прочие обделенные и униженные, продолжаем надеяться. Продолжаем рассуждать не без надежды на лучшее будущее, по какому пути идти дальше, как выбираться из постыдного колониального состояния.

     Если посмотреть широко, кинуть взор на прошлое столетие, глянуть на зарубежье дальнее и ближнее, то правильный выбор изначально очевиден. Не нужно ничего придумывать. Нужно следовать проторенным магистральным путем мирового прогресса. По нему прошли к своему процветанию все ныне высокоразвитые страны. Этот путь можно назвать социально ориентированным, управляемым в национальных интересах госкапитализмом. Или рыночным госкапитализмом китайского типа. Или рыночным социализмом шведской модели. Последний отличается от советского монополистического государственного капитализма лишь тем, что в нем под контролем государства взаимодействуют на рынке конкурирующие между собой и взаимодополняющие различные формы собственности. Далее, чтобы обосновать предпочтительность выбора, напомним читателю некоторые примеры, иллюстрирующие проявления госкапитализма в наши времена.

     Шведский социализм. Для тех, кто боится испоганенного в нашей стране идеологическими холуями слова «социализм», можно применять несколько громоздкое, но точно замещающее его определение — «социально-ориентированное, далеко продвинутое, направляемое гражданским обществом многоукладное, госкапиталистическое хозяйство». Правильным будет и термин «шведский госкапитализм». Эту модель экономики на Западе общепринято называть «шведским социализмом». В разной степени она реализована в остальных государствах Западной Европы и других развитых странах мира.

     Его важные особенности: высокий уровень жизни и социальной защищенности народа, выравнивание доходов населения путем перераспределения национального продукта через ГБ. Среди количественных показателей шведского госкапитализма: высокий процент расходов ГБ в % от ВВП (в Швеции 50—55%, в то время как в России 12—15%); низкий показатель разрыва между богатыми и бедными (в Швеции в 4 раза, в России в 20 раз), массированные государственные инвестиции в интеллектуальный, человеческий капитал и инновационные технологии. В частности, финансирование через государственные фонды бесплатного здравоохранения, образования и др. Работодатели там отчисляют на пенсионное страхование 43% от фонда ЗП (в России — 14%). Прогрессивный подоходный налог только на богатых достигает 50% (в России для всех равный — 13%). Пособия по болезни или по уходу за ребенком выплачиваются в размере до 90% от заработка.

     Швеция еще в тридцатые годы первой на Западе перешла на путь развития на основах принципа социально ориентированного рыночного хозяйства. И на сегодняшний день она остается наиболее продвинутой на этом пути страной. Поэтому и называется подобная модель «шведской». «Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получает почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики» («Экономист» №1, 2000 г.).

     «Китайский госкапитализм». Это пример трансформации хозяйства, подобного советскому монополистическому госкапитализму, в систему со смешанными формами собственности, но строго управляемую государством. Беспрецедентные успехи экономики Китая стали одним из важнейших событий мировой истории последних десятилетий. За 20 лет, с 1980 по 2000 г., по производству ВВП он переместился с 10-го на 2-е место, уступая только США. В это же время Россия (РСФСР) совершила не менее впечатляющее падение, отступив в обратном направлении со 2-го места на 9-е (Мировая экономика за 100 лет, «МЭ» и «МО», 2001 г., №9). Где источник роста китайского социализма? Первый из них — это наличие контрольного пакета в ключевых отраслях производства у государства или коллективов, что определяет общественный характер собственности в них. Второй, словами главы партии и государства, произнесенными на ХV съезде КПК: «Нужно приготовиться к затяжной войне с коррупцией, жизненно важной для самого существования партии и государства. Без эффективного противодействия разложению должностных лиц КПК утратит поддержку и доверие народа». Действительно, борьба с коррупцией проводится демонстративно, мерзавцев расстреливают на площадях, при стечении честного народа. Сомнений, что такая борьба ведется, ни у кого нет. Об этом и мы знаем. Добавим, что у нас к взяточникам примыкают лица, позволяющие себе не платить полностью налоги, уклоняющиеся от них всякими изощренными способами. И правительство Касьянова всячески поощряло это зло. Предлагается бороться с этим злом путем снижения налогов и с помощью рекламных телероликов на ТВ: «Платите, господа, пожалуйста, хоть 13%. Это самые низкие налоги в Европе».

     Корреспондент еженедельника «Эхо», беседуя с солидным бизнесменом из КНР, приходит к выводу: «Сегодня при отсутствии других эффективно действующих общественных институтов лишь одна сила может справиться с вызовами в экономике, социальной, национальной сфере, сохранить единство страны и противостоять внешнему натиску. Это компартия Китая». Его китайский собеседник сказал так: «Поймите, что, если компартия вдруг выпустит бразды правления из рук, в Китае сразу же начнется период нестабильности, который похоронит все достижения двух десятилетий реформ. И соответственно надежды и благополучие миллионов китайцев, мои в том числе» («Эхо», 1997, №40).

     Белоруссия. Кто-то возразит: «Так то Китай, Россия — страна другая, ей государственный капитализм не подходит». Посмотрим, что происходит на нашем постсоветском пространстве. После распада СССР бывшие республики реформируют экономику разными путями. Большинство из них последовали примеру России и вслед за ней приняли гайдаровскую модель «шоковой терапии». Государство устранилось от экономики, отдало все ресурсы доморощенным «либералам», своим единомышленникам и сообщникам. Терпеливо наблюдает, что получится. По такому пути пошли Россия, Украина, Грузия, Молдавия и некоторые другие. В итоге за 12 лет реформ Россия утратила почти треть своего ВВП, Украина — более половины. В то же время в республиках, где государство сохранило свое присутствие в экономике, потери от реформ за последние пять лет были в основном восполнены. Белоруссия, в которой государство сохранило свое присутствие в ключевых отраслях производства, уже восстановила предреформенный уровень производства ВВП, а Узбекистан его существенно превзошел. Динамика ВВП за годы реформ отражена на диаграмме и таблице.

     

     

Производство валового продукта в процентах от советского уровня 1990 г.

     

     Страны, пораженные шокотерапией и упорно сохраняющие путь криминально-олигархического развития (Россия, Украина, Грузия), до сих пор не могут восполнить потери по сравнению с последним годами советской экономики.

     Страны, сохранившие частично контроль государства в регулировании национального хозяйства (Белоруссия, Узбекистан), достигли и превзошли объемы производства 1990 года.

     

     Сегодня в Белоруссии государство контролирует 80% крупного производства (электроэнергетику, транспорт, нефтеперерабатывающий комплекс, «оборонку», тракторо- и автомобилестроение и др.). Здесь нет олигархов, перекачивающих национальный капитал за кордон. Белорусские куры свои «золотые яйца» несут в свою корзину. В сельском хозяйстве широко развито кооперативное производство. Государственной поддержкой пользуются предприятия легкой промышленности, торговля, сфера услуг. Здесь доля частной собственности достигает 75%. Все это неприемлемо для российской криминальной олигократии. Продайте им нефтеперерабатывающие заводы, продайте им нефтяную трубу. Тракторостроительный гигант «Белаз» принесет нашим лихим ребятам громадную прибыль, даже если его реализуют китайцам как металлолом. А в российских карьерах будут работать немецкие «Магирусы». Хорошие машины, ничего не скажешь. Освободившиеся от тяжелого труда белорусские аборигены (да и их российские смежники) в поисках пищи пойдут по контейнерам шарить, а немецким конкурентам и их рабочим к доходам — прибавка. Деньги никогда лишними не бывают. Не в этом ли одна из причин ожесточенного давления на страну, идущую своим путем, не допустившую своих белорусских «евров» к разграблению национального достояния?

     «Новый курс» Рузвельта — мобилизационный госкапитализм в США. В 29-м году прошлого века саморегулирующаяся система вольного, по Адаму Смиту, рынка потерпела глубокое крушение. Остановились заводы, разорились банки. Десятки миллионов людей были выброшены на улицы. Росло социальное напряжение. Американский президент Рузвельт нашел точный выход. Государство круто вмешалось в рыночный хаос, мобилизовало все национальные ресурсы вплоть до создания трудовых колонн, и вывел страну из провала. Вчерашние безработные строили новые дороги, крестьяне получили надежно оплачиваемый госзаказ на свою невостребованную обнищавшим «вольным рынком» продукцию. Контролировались цены, ограничивался монополизм. Впервые был установлен минимальный уровень оплаты труда, который в отличие от нашего МРОТа обеспечивал воспроизводство трудовых затрат и скромный, но достойный уровень жизни. Государственным законом была установлена максимальная продолжительность трудового дня. То был классический пример мобилизационного госкапитализма. Многое из задела тех времен сохранилось в американском обществе и поныне. Лозунг «Национальные интересы Америки выше интересов частного капитала» принят в их обществе и поныне.

     

Заключение

     Выше мы кратко обсудили четыре разные модели экономического развития, по существу, объединенные идеей необходимости и эффективности участия государства в защите социальных и национальных интересов страны. Назвали такое вмешательство «госкапитализмом». Альтернатива госкапитализму — российская вольная (своевольная) экономика привела ее к национальной катастрофе. Какой выбор сделает обновленная власть — большой вопрос, и он остается открытым. Прямых заявлений нет и не будет. К секретности решений народ уже привык. То тайна коммерческая, то клановая. В первый срок президента Путина страна неслась по инерции, по течению дикого, криминального рынка. Мчалась, теряя свои богатства, миллионы своего населения, уважение мирового сообщества. При этом под всеми антинародными и антигосударственными законами ставилась подпись президента. Кажется, все ясно? Но бессмертная «Надежда» шепчет: «Может быть, президент был связан словом офицера, которому его бедовый предшественник завещал: «Не трогай Касьяна»? Может быть, он подписывал воровские, вражеские законы не по своей воле, а по условиям секретного контракта, по долгу чести своего слова?». Эти сомнения и надежды близки к разрешению. Выпустят после выборов проворовавшегося олигарха, оправдают или пожурят и условным наказанием ограничатся — станет ясно. Это будет сигналом: «Братва, наша взяла! Крутись по-новой!».

  Б. ВАЛЕНТИНОВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList