18.09.2005 22:40 | Совраска | Администратор
ДОРОГОЙ ВЕРЫ И ПАМЯТИ
КУЛИКОВО ПОЛЕ
Впервые я попал на Куликово поле в лютом январе 1980 года. Раньше на армейских учениях мы чуть-чуть не дошли на своих тяжелых машинах — станциях радиопомех — до междуречья Непрядвы и Дона, но «воевали» с армейским другом на тех пространствах, где двигалось войско Дмитрия.
Мне одна дорога часто снится,
Где в полях гремит учебный бой,
Где полынь у Дона серебрится,
Молодая, как и мы с тобой...
Ну а в более зрелом возрасте приехал сюда как журналист, прибыл по сверкающим снегам в совхоз «Куликово поле». Степенного директора Василия Дмитриевича Тарусова застал разговаривающим по телефону: «Ничего, надо успеть подъехать к Дмитрию Донскому», — отдал он кому-то распоряжение.
— Что это за Дмитрий Донской? — удивился я.
— Это сокращенно. У нас есть отделение имени Дмитрия Донского. Оно в деревне Хворостянка расположено, ну там, где по преданию Пересвет с Челубеем схлестнулся.
Сразу чем-то былинным повеяло от этого обыденного разговора...
Радостно узнавал я тогда, что урожайность совхоза — самая высокая в районе, что построили недавно двухэтажный Дом культуры, школу с пристроенным спортзалом, животноводческий комплекс на 200 голов, новые дома для специалистов. Молодежь из других районов поехала! А еще построили общежитие для привлеченных рабочих — убирать сахарную свеклу, которая и росла возле Красного Холма. Потом я приезжал сюда в разные времена года. Село Ивановка, куда дошли только фашистские разведчики в 1941 году, росло, благоустраивалось. А что теперь? Обращусь к сухим данным, что мне прислал с Куликова поля заместитель директора музея-заповедника Николай Травин.
Куликово поле — одно из святых и самых известных полей русской славы. Это исторический рубеж и поэтический символ. А еще — знаменитый экскурсионный объект и реальная территория, на которой расположен государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».
Географически зона Куликова поля расположена на участке ландшафта северной лесостепи Русской равнины в бассейне верхнего течения Дона при слиянии его с Непрядвой в 130 километрах от Тулы. Само Куликово поле занимает земли на стыке Богородицкого, Кимовского и Куркинского районов Тульской области.
Непосредственно на территории музея-заповедника располагается 9 населенных пунктов, в которых живет всего 350 жителей, крупнейшим из которых является село Монастырщина, где Дмитрий Донской хоронил павших воинов. Здесь всего 73 человека трудоспособного возраста, есть 9-летняя школа, детский сад, который не работает из-за отсутствия детей, клуб и билиотека, которую собираются закрыть.
На территории зон охраны расположено 27 населенных пунктов (около 2000 жителей), крупнейшим из которых является Ивановка (475 человек) — центр бывшего передового совхоза «Куликово поле». Сейчас четверть ее населения работает в музее-заповеднике, 40 процентов продолжают трудиться в сельском хозяйстве, а 37 процентов — нетрудоустроены. В Ивановке тоже есть школа, клубное учреждение и библиотека, но состояние их никак не соответствует положению села, ближайшего к Красному Холму и всемирно известным памятникам. Изменить критическую демографическую и социальную ситуацию можно только газификацией сел, отнесением Поля в установленном порядке к особо ценным объектам историко-культурного наследия народов Российской Федерации и развитием туризма на этой легендарной земле.
В перспективе развития музея-заповедника роль административного центра отводится поселку городского типа Епифани — бывшему уездному городу, наиболее близкого территориально и исторически к Куликову полю. Здесь есть музей и архитектурные памятники, которые требуют реставрации. Как выражаются на казенном языке сотрудники музея-заповедника, современная ситуация не соответствует целям и задачам, стоящим перед Куликовым полем, а для решения этой проблемы необходимы капитальные вложения.
Правда, и в нынешних условиях делается немало: поток принимаемых туристов составляет около
55 тысяч в год, а во время событийных мероприятий съезжается до 50 тысяч гостей. Ведутся археологические работы, установлено и локализовано место самой битвы, восстанавливается заповедная ковыльная растительность, насаживается Зеленая дубрава, обновляется экспозиция и создается научная библиотека, строится кемпинг на месте брошенных деревень между мемориалами. Но, конечно, даже если план организационно-технических мероприятий на 2004—2007 годы будет полностью профинансирован и выполнен, для общероссийского Поля русской славы сделано недостаточно.
Жаль, не удалось мне вырваться на Поле, чтобы повидать все изменения собственными глазами...
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОЖЬ
На полосе «Московия» в газете «Московский комсомолец» в рассказе о праздновании 625-летия Победы на Куликовом поле есть сознательное и неуместное столкновение этой даты с празднованием 1000-летия Казани: «И хотя обе славные даты по своему историческому смыслу пересекаются в прямо противоположных идеологических плоскостях, похоже, это никого не смущает». Мы привыкли к политиканству на крови наших предков, но никаких прямо противоположных идеологических плоскостей тут и в помине нет. Золотая Орда сама по себе была империей, объединяющей многие покоренные народы. Еще в 1219 году Чингисхан завоевал исламскую Среднюю Азию, вырезал сотни тысяч правоверных мусульман. По вероисповеданию к началу противостояния на поле Куликовом воинство Мамая представляло смесь языческо-буддистско-мусульманских народов, а знаменитая генуэзская тяжелая пехота состояла из наемников-католиков. Орда в свое время покорила и разрушила Булгарское царство. Юбилей Куликовской битвы по большому историческому счету является праздником освобождения и для казанских татар — потомков волжских булгар и других покоренных народов.
В субботу, 17 сентября, на Куликовом поле состоятся официальные торжества. Разослано более 1000 приглашений. Первое, конечно, президенту Путину. Посмотрим, кто проявит государственную мудрость и почтение к славным страницам отечественной истории, к великим деяниям предков, которым нынешние властители зачастую в подметки не годятся. Потому и боятся сравнений, появлений рядом даже для простого отдания дани.
Ну а торжественный молебен с ожидаемым приездом Святейшего Патриарха Алексия ІІ пройдет 21 сентября. Будут освящены новые колокола, включая колокол-двухтонник, и восстановленная Зеленая роща, где находившийся в засаде Дмитрий Боброк с трудом сдерживал своих воинов, которые видели, как гибнут их братья. В переломный момент воевода с серпуховским князем Владимиром и храброй дружиной атаковали врага, оголившего свой фланг. Ордынцы, не ожидавшие, что у русских могла сохраниться свежая рать после многочасового сражения, пришли в замешательство. Находившийся на Красном Холме Мамай уже ничем не мог помочь опрокинутой и гибнущей отборной части войска. Бегство самого Мамая усилило панику, и все татарское войско повернуло вспять. Русские полки воспрянули духом и с новыми силами ударили по неприятелю. Конница Боброка преследовала врага около 50 километров до речки Красивая Меча, где любил ловить рыбу Николай Старшинов, столько написавший об этих великих событиях.
РОССИЯ ПОМНИТ
В Подмосковье несколько городов с особым чувством участника славных событий празднуют юбилей Куликовской битвы. Весома роль в победе Коломны, где проходил смотр войск на Девичьем поле, где хранится особая память о героических предках. В Коломне князь Дмитрий венчался с княгиней Евдокией. Так и изобразил эту княжескую пару скульптор Владимир Тополов — уроженец Коломны. Но ни его композиция, ни другие работы не выиграли объявленный конкурс, и жюри решило просто поручить скульптору Александру Рукавишникову создать памятник. Сразу скажу, что пеший памятник заслуженного академика князю Юрию Долгорукому в Дмитрове считаю неудачным. Поэт Лариса Васильева вообще сказала резко: «Ты видел памятник Юрию? Ужас какой-то — коротконогий татарский подъячий!»
На этот раз академик решил усадить Дмитрия на коня и сделать памятник более монументальным. Уложиться в жесткие сроки празднования теперь уж не удастся. Сейчас работа над пятиметровым бронзовым монументом в самом разгаре, и отведенное ему место на главной площади новый памятник займет не раньше весны.
На отчетно-перевыборном собрании Вологодской писательской организации литераторы этой славной северной земли постановили торжественно отметить 625-летие Куликовской битвы в старинном граде Белозерске на северном рубеже Московского государства. Замечательный их земляк, мужественный поэт-фронтовик Сергей Сергеевич Орлов из села Мегры на берегу Белого озера написал еще в 1971году «Монолог воина с поля Куликова»:
Их четырнадцать было,
князей Белозерских,
Я — пятнадцатый с ними.
Вот стрелой пробитое сердце
И мое забытое имя.
И стоял я в полку засадном
Вольный воин, как терний сильный,
Сотоварищи мои рядом,
Нету только еще России...
Как орда Мамая качнется,
Как мы ляжем костьми на поле,
Так Россия с нас и начнется
И вовек не кончится боле.
Да, Россия как могучее государство начиналась на поле Куликовом героическими усилиями князей, бояр и безвестных ратников: «Я — пятнадцатый с ними». Каждый из русских должен сегодня ощущать себя пятнадцатым воином на последнем, смертельном рубеже, за спиной которого — Непрядва и Дон, а путей отступления перед лицом безжалостной Орды нет!
ЗОВУЩИЙ ПУТЬ
В селе Монастырщина, где несколько дней Дмитрий хоронил павших воинов, создан музейно-мемориальный комплекс и заложена Аллея Славы в честь воинов тех городов, что откликнулись на зов Дмитрия. Как мы уже рассказывали на этих страницах, первыми памятный знак установили серпуховчане. В июле этого года делегация Коломны во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием установила мемориальную доску в честь павших коломенцев. Ну а 8 сентября установили памятник владимирцы — своего льва из белого камня на черном мраморе.
Служат в селе Монастырщине в храме Рождества Богородицы на Непрядве священники московского Храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, рядом с которым находятся могилы героев Куликовской битвы — монахов Пересвета и Осляби. Настоятель отец Валерий рассказывает, что ездят за 300 километров и московские прихожане, помогают обихаживать храм в вымирающем селе. «В тамошнем селе Монастырщине, где в конце 90-х зарплату выдавали спиртным, живут около тридцати замечательных ребятишек. Однажды во время службы, проходившей зимой в неотапливаемом храме, у меня самого замерзли руки, и я предложил ребятам надеть шапки. Один из них покачал головой и от лица всех отрезал: «Здесь — никогда!» А видели бы вы, как внемлет детвора рассказам о подвигах предков наших!
Сам отец Валерий закончил МАИ по специальности «двигатели», строил самолеты в Тушине, где тоже похоронены герои Куликовской битвы, а став священником, оказался в храме, напрямую связанном с историческим полем, неподалеку от которого родилась его мать. Теперь ездит туда, болеет сердцем за судьбу этих легендарных мест. «Хочу надеяться на великодушие и мудрость мужей, облаченных саном и властью, — вздыхает он. — Здесь Русский дух. Было бы замечательно, чтобы воины принимали здесь присягу, где-то неподалеку надо бы разместить воинскую учебную часть, а для детей — военно-патриотический лагерь. Наладить постоянные экскурсионные поездки с богослужением в храме».
А по дороге, добавил бы я от себя, посещать Рождественский обетный Бобренев монастырь под Коломной. Монастырь будет отмечать в 2006 году свое 625-летие. Кроме чудотворного списка Феодоровской иконы Богоматери, возле которого молятся о даровании чада (и многие молитвы чудесно сбываются) в монастырском храме после восстановления из небытия, из руин склада открылось другое чудо — ангельское пение, которое нельзя объяснить только акустикой довольно-таки позднего храма, который был построен в 1860 году по типовому, можно сказать, проекту в стиле классицизма, без всяких ухищрений и тайн древних зодчих.
Бобренев монастырь, как говорит его игумен Игнатий, единственный в России, где испокон веку ежедневно возносятся заупокойные молитвы о воинах, павших на Куликовом поле, на котором святой князь и воин Дмитрий Донской одержал трудную победу, переломившую ход русской и мировой истории. Только вот отношения к святым местам России никак не можем мы переломить!
Хочу еще раз позвать в дорогу, особенно молодых, любознательных, способных на живое восприятие истории, пройти не просто по туристскому маршруту, а по Дороге Веры и Памяти: Троице-Сергиева Лавра, наукоград Пересвет, Москва с церковью Всех Святых на Кулижках и Рождественским монастырем, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском, село Островцы на Серпуховской дороге, село Никульское под Коломной, Девичье поле и Бобренев монастырь в Коломне, Богородское, Епифань, Красный Холм и Монастырщина. Постарайтесь к 21 сентября. Не успеете — никогда не поздно пройти по местам, где решалась и наша судьба, как сказал поэт!
Алексендр БОБРОВ.
blog comments powered by Disqus