31.12.2007 14:30 | Совраска | Администратор
ФАНТОМ «ЦАРЯ»
Застрельщиком этого обсуждения стал, пожалуй, американский журнал Time. Это издание, выходящее 50 млн тиражом, каждый декабрь определяет Человека года, то есть личность, которая, по мнению журнала, оказала в истекшем году наибольшее влияние на судьбы мира. По итогам 2007 года таковым был признан президент России.
Надо сказать, что Владимиру Путину пришлось выдержать достойную конкуренцию, а соперники у него были очень серьезные: среди главных — бывший вице-президент США Альберт Гор и английская детская писательница Джоан Роулинг. Как известно, Альберт Гор получил в этом году Нобелевскую премию мира, официально — за борьбу с глобальными изменениями климата. Но при присуждении наверняка были учтены и его государственные заслуги в «деле мира», скажем, в развязывании агрессии против Югославии в 1999 году. Что касается Роулинг, то в этом году она закончила свою семитомную эпопею о мальчике-волшебнике Гарри Потере и, по мнению миллионов ее поклонников во всем мире, как никто заслужила обложку одного
из самых тиражных изданий в мире.
Но редакция Time рассудила иначе. Судя по всему, окончательную роль в таком решении сыграл сделанный Владимиром Путиным выбор своего наследника — весьма приемлемого для Запада «либерала» Дмитрия Медведева. И как бы ни комментировали потом свое решение члены журнального «жюри», какие бы шпильки ни вставляли в редакционную статью о Владимире Путине, образ, ими нарисованный, поистине впечатляет. На обложке с портретом с трудом узнаваемого российского президента надпись: «Царь родился». Автор статьи о «царе» Ади Игнатиус рисует своего героя мощными мазками. Хотя замечаются и тёмные стороны правления Путина — «серьёзно урезанные свободы», коррупция, но перед очерченным, прямо-таки мифическим образом все эти «мелочи» как-то блекнут. Собственно говоря, складывается впечатление, что американское издание, напугавшее и себя, и своих читателей грядущим реваншем «русского медведя», на радостях, что третьего срока не будет, просто поучаствовало в российской пропагандистской кампании «За Путина!».
Однако многие западные издания скептически или даже явно неодобрительно отнеслись к выбору Time. Некоторые дали, что называется, ассиметричный ответ, по-своему изобразив главное лицо российской власти. И в куда более непривлекательном виде. Так, английская Guardian, ссылаясь на российского политолога С.Белковского, сообщает о том, что Владимир Путин может быть самым богатым человеком в Европе: «По словам Белковского, Путин «фактически» контролирует 37% акций «Сургутнефтегаза» — нефтедобывающей компании с капитализацией в 20 млрд долларов, которая занимает в России третье место по добыче нефти. Путину также принадлежат 4,5% акций «Газпрома» и «как минимум 75%» компании Gunvor — таинственного нефтяного трейдера, зарегистрированного в Швейцарии и основанного Геннадием Тимченко, другом президента, — утверждает Белковский. На вопрос о размере состояния Путина Белковский ответил: «По меньшей мере 40 миллиардов долларов. Максимума мы знать не можем. Я подозреваю, что есть некоторые фирмы, о которых я ничего не знаю». Белковский добавил: «Возможно, оно больше. Возможно, оно гораздо больше». «Конечно, фамилия Путина не фигурирует ни в одном списке акционеров. Это непрозрачная схема поступенчатой собственности офшорных компаний и фондов. Конечная точка — в Цуге (Швейцария) и в Лихтенштейне. Владимир Путин, по-видимому, является владельцем-бенефициаром». Путин не прокомментировал утверждения Белковского. Редакция Guardian сообщила об этих слухах в Кремль, но получила ответ, что с основным официальным представителем Путина Дмитрием Песковым (замглавы пресс-службы администрации президента) сейчас связаться невозможно. Это резко контрастирует с образом «сурового аскета», всеми (пусть и не всегда безупречными) средствами занимающегося возрождением величия страны, который создал журнал Time.
Ещё больше сомнений в «царственности», силе и влиянии Путина порождают мрачные догадки газеты о войне между кремлёвскими кланами «либералов» и «силовиков»: «С лагерем либералов связан, в числе прочих, российский олигарх Роман Абрамович, владелец футбольного клуба Chelsea. Абрамович в близких отношениях с Путиным и семьей Ельцина. К либералам также относятся глава Федеральной службы наркоконтроля Виктор Черкесов и уроженец Узбекистана миллиардер Алишер Усманов. По словам инсайдеров, схватка не имеет большого отношения к идеологии. Инсайдеры называют ее войной между конкурентами в бизнесе. Решение Путина поддержать кандидатуру в президенты Медведева — человека, который не связан со спецслужбами, — нанесло сильный удар по сечинскому клану «твердолобых», добавляют источники. Некоторые аналитики говорят, что Путин хотел бы уйти на покой, но вынужден оставаться, чтобы ограждать Медведева от козней силовиков».
В общем, если президента Путина и можно сравнить с «царём», то, исходя из данных публикаций, лишь по числу поистине дворцовых интриг и козней. Обычно это становится предвестием неустойчивости подобной «монархии».
Между тем никаких опровержений столь скандальной публикации Guardian со стороны российских властей так и
не последовало. Только представители Gunvor Group посчитали нужным заявить, что Путин не является официальным собственником какой-либо доли компании, а ее ежегодная прибыль составляет не миллиарды, а «всего лишь» сотни миллионов долларов. В интервью Time, будучи еще «номинантом» на высокое звание, Путин на вопрос о коррупции в его ближайшем окружении ответил следующее: «Значит, вы знаете, кто и как. Напишите заявление в Министерство иностранных дел Российской Федерации (...) Если вы так вот об этом уверенно сказали — значит, вы знаете фамилии; значит, вы знаете коррупционные схемы. И я могу заверить и вас, и всех, кто нас будет слышать, видеть, читать нашу сегодняшнюю встречу: реакция будет быстрой, просто незамедлительной, и она, конечно, будет в рамках действующего в России законодательства».
Этот напористый и одновременно абсолютно неинформативный ответ президента отнюдь не развеял сомнения о коррумпированности высшего чиновничества России. Английская Independent так высказывается по этому поводу: «В чём не приходится сомневаться, так это в том, что люди из окружения Путина контролируют огромные финансовые суммы. А если учесть, что люди, управляющие Россией, в прошлом были агентами КГБ — а следовательно, отлично умеют хранить секреты, — вряд ли словам Белковского найдутся какие-либо веские подтверждения. Но ввиду неопределенности, которая до сих пор царит в вопросе о первом лице российской политики после мартовских президентских выборов, достоянием общественности могут стать и другие детали этой тайной борьбы».
The Observer предваряет свои размышления о «феномене Путина» характерным замечанием: «Не у многих людей есть часы, которые стоят больше, чем их зарплата за год. Владимир Путин один из таких людей. В своём недавнем исследовании хронометров, которые носят политики, русская версия журнала GQ заметила, что у президента Patek Philippe из желтого золота, их стоимость примерно 43000 фунтов стерлингов». Далее издание пишет о том, что официальные доходы Владимира Путина совсем не велики: «Проходя регистрацию перед выборами в парламент, Путин составил декларацию о своих годовых доходах, из которой становится ясно, что глава государства заработал за год чуть больше двух миллионов рублей. На трех его банковских счетах в совокупности лежит чуть больше 1000 фунтов. Он владеет несколькими акциями санкт-петербургского банка, небольшим участком земли в Московской области, скромной квартирой в Санкт-Петербурге и двумя скрипучими «Волгами» 60-х годов производства».
Однако Observer в данном контексте интересует не столько исчисление состояния российского президента, сколько вопрос, сумеет ли он сохранить влияние в ситуации, когда излюбленное им оружие компромата впервые будет направлено на него самого: «...до последнего времени соперничающие кремлевские группировки придерживались неписаного правила не обливать грязью Путина (...) Похоже, что сейчас действие этого соглашения закончилось».
Интересно, что, разоблачая и негативно оценивая некоторые методы правления президента Путина, журналисты Observer, осознанно или нет, культивируют образ «царя-спасителя»: «Рост благосостояния народа неоспорим. Путина поддерживают миллионы россиян, потому что растет зарплата, вовремя выплачиваются пенсии, коммунальные услуги становятся более качественными». Такие заявления для любого, даже голосующего за власть рядового россиянина кажутся просто нелепыми. Что можно сказать, например, о «качественных» коммунальных услугах, если именно в годы правления Путина коммунальное хозяйство страны окончательно деградировало и вошло в системный кризис, и этот «коммунальный сервис» подорожал так, что расходы на него для множества россиян стали непомерными.
Конечно, такие комментарии и заявления можно отнести на счёт незнания реалий жизни в России, которые западным журналистам изучить куда труднее, нежели определить стоимость часов ведущих российских политиков. Однако, как выясняется, и на Западе не все живут одними мифами о современной России. «Безусловно, то, что Time назвал Путина Человеком года, вовсе не означает его причисления к лику святых. Данный титул издание присваивает важным, но не всегда положительным личностям. По мнению Time, Путин лишен обаяния и чувства юмора, он царь, но его «свобода крайне ограничена». Однако журнал подтверждает основной миф, который культивирует сам Путин, постоянно поддерживает администрация Буша и который все чаще воспринимается как исторический факт», — пишет the Washington Post. — В первую очередь считается, что при переходе от демократии к авторитаризму Путин трансформировал хаос в стабильность. В действительности, после того как Путин в 2000 году стал президентом вместо Ельцина, ситуация с преступностью ухудшилась так же, как и с коррупцией. Полезна для ознакомления статья, которую опубликовали в журнале Foreign Affairs Майкл Макфол и Кэтрин Стоунер-Вайс из Стэнфордского университета. Они приводят официальную российскую статистику: среднее число убийств за год выросло с 30,2 тыс. в 1995—1999 годах до 32,2 тыс. в 2000—2004 годах. В то же время в 2006 году в рейтинге организации Transparency International отмечается как никогда высокий разгул коррупции в России: она заняла 121-е место из 163 стран... Поразительно, но Россия со всей ее нефтью по экономическому росту со 2-го места среди 15 постсоветских республик в 2000 году опустилась в 2005 году на 13-е место. Если между авторитаризмом и экономическим ростом в России есть связь, эта связь обратная».
И ещё хочется понять: почему на обложке Time помещён такой портрет, создающий впечатление зловещей каменной маски? Да ещё подкрепляется это словами, превращающими Владимира Путина вообще в существо нечеловеческое: «С таким взглядом, как у Владимира Путина, люди не рождаются. Бледно-голубые глаза российского президента настолько холодны, настолько лишены эмоций, что становится ясно: подобный взгляд может появиться только у человека, осознавшего, что власть достигается подавлением простых потребностей — таких, как моргание. Сегодня этот эффект отточен до совершенства, поэтому разговаривать с Владимиром Путиным не просто утомительно, но и зачастую жутковато. Этот взгляд говорит: «Главный здесь — я».
Предположения могут быть самыми разными. Может быть, все дело в том, что журнальное жюри, делая свой выбор, все же переборщило с чтением книг проигравшей номинантки Роулинг. Как-то очень смахивает журнальный Владимир Путин на книжного персонажа Роулинг, великого злодея Волан-де-Морта. Между образом Путина и героев книжек о Гарри Потере вообще обнаруживается какая-то странная связь. Так, четыре с небольшим года назад, накануне путинского второго срока, обращалось внимание на удивительное внешнее сходство главы российского государства и домового эльфа Добби — нелепого существа из вышедшей тогда экранизации второй книги о юном волшебнике. А уж когда пытающийся совершить добрый поступок Добби начинал жаловаться на козни своей отнюдь не доброй семьи, которой он вынужден подчиняться, аналогия становилась полной, и уже не только физиономической.
С тех пор книжный Добби окончательно избавился от «нехорошей семьи», стал свободным эльфом и героически погиб, защищая своих друзей и добро. А сказка закончилась, естественно, победой добра над злом и окончательным исчезновением ужасного Волан-де-Морта. А вот политическая сказка, героем которой стал Владимир Путин, похоже, продолжается. «Путин — фантом года. Тезис о заслугах Путина в деле стабилизации — всего лишь современная сказка, сочиненная в Кремле, в которую охотно верит Запад, — пишет немецкая Der Spiegel. — Инфляция, как и пропасть между богатыми и бедными, бьет все новые рекорды. А безбрежная коррупция поглощает страну, но на Западе культивируется миф о стабильности».
Только и в сказку, а значит, в великого (пусть и недоброго) героя верят не все. Некоторые полагают, что главное, в том числе появление Владимира Путина на обложке Time, — это вполне конкретная выгода, деньги. «Time прекрасно понимает, что его выбор спровоцирует скандал, и это поистине великолепный рекламный ход! — пишет итальянская Corriere Della Sera. — Сколько миллиардов долларов получил наш Человек года от продажи газа и нефти? Кремлевские компании обогащаются за спиной российского народа, смертность которого в 20 раз выше, чем у нас. Быть может, это стабильность кладбищ?»
Статья в итальянской газете называется «Аморальный выбор, продиктованный страхом». Однако не похоже, если обращать внимание не только на внешнюю сторону, но и на суть и подтекст большинства публикаций в иностранной прессе, что Россию, страну с президентом-фантомом, потемкинскими деревнями, внутриклановыми разборками и кладбищенской стабильностью, всерьез боятся. То есть опасаются, конечно, как ненадежного и не всегда адекватного «игрока» на мировой сцене, но отнюдь не в качестве возрождающегося мирового лидера. Хотя гражданам России внушают именно это.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.
blog comments powered by Disqus