Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

21.02.2005 22:19 | Совраска | Администратор

ХИЩНЫЙ ЧЕС

 

Явлением чрезвычайным можно назвать выход у нас книжки с весьма невыразительным названием: «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годов». Больше того, этот труд группы экспертов Счетной палаты под руководством ее председателя Степашина можно назвать своего рода подвигом. Его содержание, по моему глубокому убеждению, должен знать каждый, хотя тираж этой книги всего 1000 экземпляров и ее нельзя купить нигде.


Подвиг чиновника


Этот труд, проделанный с опорой на огромную фактуру, есть редкий случай именно той правды, не сказав которой дальше жить нельзя, как нельзя плыть вслепую. Но он же выдает и всю пугливую природу нашего чиновничьего племени. Он начинается с большой оправдательной преамбулы с перечнем всех нормативных актов, позволяющих степашинским бойцам совать свой нос в самый темный лабиринт нашей экономики. Наивный, узнаваемый до боли ход: прикрыть им, что называется, свою филейную часть — вот только от кого? И еще: в книге не назван ни один из тех ключевых приватизаторов, для которых она по сути — Нюрнбергский приговор. Поскольку урон от приватизации, по данным книги, сопоставим с потерями страны от гитлеровской оккупации. А духовное опустошение, пожалуй, будет пострашней любой войны.
Анализ отправляется от таких краеугольных вопросов: «Было ли целесообразным принятие решения о массовой приватизации в начале 90-х годов? Были ли действия органов государственной власти законными и эффективными?»
Ответ: нет, не были. А было вот что:
«Среди наиболее распространенных нарушений в деятельности исполнительной власти в ходе приватизации необходимо указать следующие: превышение полномочий в сфере распоряжения госимуществом; невыполнение своих непосредственных обязанностей; необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов; притворность конкурсов и коррупция в органах власти».
Затем идет уже сама конкретика, извлечение которой на свет божий я и считаю бесподобным на Руси подвигом родных чиновников:
«Правительство в нарушение закона издало постановление по продаже принадлежащих Российской Федерации 75,6% акций АО «Красноярская угольная компания»... Госкомимуществом России было принято решение о приватизации АО «Росгосстрах», 100% акций которого находилось в федеральной собственности...
Постановлением правительства РФ принято решение о продаже закрепленных в федеральной собственности пакетов акций АО «Концерн «Кузбассразрезуголь» и Угольная компания «Южный Кузбасс», внесенных в перечень стратегически важных предприятий...
В нарушение статьи 217 Гражданского кодекса РФ Госкомимуществом, РФФИ и Минфином России был осуществлен обмен принадлежащих государству акций АО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс», «Сиданко», «Тюменская нефтяная компания», «Коми ТЭК», «ОНАКО» и «Восточная нефтяная компания» на акции коммерческого банка «Менатеп»...
Большое количество предприятий с высокой долей оборонного заказа в 1992 году были приватизированы без ограничений, в том числе НТК «Союз», г. Москва (доля оборонного заказа — 95,7%), Машиностроительное КБ «Гранит» (85,4%), Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля (44,4%), Иркутское авиационное объединение (85,1%), что дает основание говорить о негативном влиянии результатов приватизации на обороноспособность страны...
В нарушение Государственной программы приватизации на основании всего лишь распоряжений должностных лиц Госкомимущества России были приватизированы: Московский машиностроительный завод «Знамя», Таганрогское авиационное предприятие, Московское НПО «Взлет», Тульский оружейный завод, Тульский патронный завод, НПО «Сатурн» им. А.М. Люльки...
С нарушением Государственной программы, устанавливающей запрет на приватизацию портовых сооружений, был предусмотрен к приватизации причал КМ-1-88пм ОАО «Мурманский морской торговый порт»...
Вопреки статье 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1995 год» Госкомимущество России выставило на инвестиционные конкурсы пакеты акций нефтяных компаний «ЮКОС», «ЛУКойл», «Сиданко», «Сургутнефтегаз» и других...
Органы государственной власти субъектов РФ в процессе приватизации принимали решения, противоречащие федеральному законодательству. Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 4 ноября 1992 г. было приостановлено действие Указа президента Российской Федерации «Об особенностях приватизации государственных предприятий...» по закреплению в федеральной собственности 38% акций 28 акционерных обществ на территории Башкортостана...»
Этому перечню по сути уголовных преступлений нет конца. Читая его, так и видишь хищный коготь наших госчиновников, которые не просто ж так, не сдуру нарушали все, что можно, а с явным корыстным умыслом, по предварительному сговору. На средства, выдранные с мясом из родной страны, и прикупались все их бумеры и пафосные замки по Рублевке. И хоть имен их в книге нет, они наверняка есть в рабочих документах — но посмеет ли наша Генеральная прокуратура их истребовать?


Нехай клевещут!


Анализ всего этого беспрецедентного в мировой истории грабежа показывает и потери страны в каждом из эпизодов:
«Значительная часть денежных средств в бюджетную систему не попадала — в 1996 году в федеральный бюджет было перечислено только 55% от общей суммы, полученной от приватизации...
Приватизация предприятий и организаций бывшего ТПО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» осуществлялась без учета того, что они являлись составной частью единого комплекса по заготовке и переработке древесины, что стало причиной снижения объемов производства на 45—55 процентов...
35% акций ПО «Новомосковскбытхим», выпускавшего до 80% синтетических моющих средств в России, были приобретены компанией «Проктер энд Гембл», являющейся основным конкурентом российского производителя на внутреннем рынке. Российская Федерация единовременно потеряла на приватизации данного объекта от 77,4 до 115 млн. долл. США...
По итогам десяти выборочно проверенных Счетной палатой аукционов 1996—1997 гг., в результате необоснованного снижения цены акций упущенная выгода для федерального бюджета составила более 115 млрд. рублей...
При определении продажной цены пакета акций ОАО «Тюменская нефтяная компания» не была учтена стоимость запасов нефти и газа, в результате цена акций была занижена минимум на 920 млн. долларов...
По итогам аукционов по продаже акций ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» государство недополучило 309,3 млн. долларов США...
Сделки кредитования Российской Федерации под залог акций государственных предприятий могут считаться притворными, поскольку банки («Империал», «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Столичный банк сбережений», «Менатеп») фактически «кредитовали» государство государственными же деньгами. Минфин России предварительно размещал на счетах банков средства в сумме, равной кредиту, а затем эти деньги передавались правительству РФ в качестве кредита под залог акций наиболее привлекательных предприятий...»
Таких примеров в книге — тысячи. Волосы встают дыбом, когда читаешь все это подряд, страницу за страницей. Наши высшие чиновники, которые цветут как у Христа за пазухой и посейчас, не правили нашей страной — а грабили ее так, как только неприятель может грабить побежденную в войне державу. Конечно, мы и раньше, по отдельным публикациям в газетах, могли подозревать их в нечистоте на руку. Но чтобы это был такой повальный чес — представить не хватало духу. И даже кажется каким-то чудом, что после нападения на нас такого Джека-Потрошителя в лице высших чинов страны страна все еще дышит, а не отдала совсем концы!
Еще хотелось бы хоть краем глаза увидеть, с каким лицом читал все это главный Джек — отец всех этих потрошителей, по сути, пойманный за руку этим трудом. Скорее всего, полагаясь на свой неподсудный фарт, только презрительно икнул: «Нехай клевещут!»?


Воруют все!


Есть в этой книге и примеры вообще за гранью всякой человеческой фантазии:
В 2003 году затраты на организацию и проведение приватизации в Ингушетии в 270,7 раза превысили поступления от приватизации, которые составили всего 2600,7 тыс. рублей...»
Россию за 15 лет реформ, вся подноготная которых вскрыта в этой книге, приучили к дикой мысли, что эти реформы и есть цель нашей жизни — та святыня, которой надо приносить, как Молоху, людские жертвы. Последний раз об этом, как о чем-то само собой разумеющемся, сказал с телеэкрана Греф, комментируя монетизацию льгот: «Любые реформы бывают болезненны...»
Но тогда зачем эти самоедские реформы, которые приносят одну боль большинству и опущение страны на мировое дно? Но на самом деле реформами у нас просто назвали уголовные деяния — дабы под политической завесой вывести их из-под десницы правосудия. Вот как об этом говорится в этой книге-приговоре:
«В ходе приватизации получили широкое распространение новые для России виды экономических преступлений: подделка ценных бумаг, мошеннические операции с ваучерами, недобросовестные рекламные компании, организация «финансовых пирамид» и другие...
Сформировались условия, позволившие проводить операции по отмыванию теневых капиталов, по передаче значительной части госимущества в собственность криминальных структур, усиливая тем их влияние на различные сферы экономики и политической жизни, коррумпированность государственного аппарата...
Нарушения со стороны представителей государственных органов выражались в злоупотреблении должностными полномочиями в интересах коммерческих структур в целях получения личной выгоды... Всего с 1993-го по 2003 год было выявлено 52 938 преступлений, связанных с приватизацией...
После приобретения американской фирмой контрольного пакета акций курского АО «Кристалл», выпускавшего изделия для систем наведения ракетного комплекса «Игла», было прекращено производство специзделий и утрачена уникальная технологическая база...
В результате применения для предприятий оборонной промышленности механизма искусственного банкротства к выгоде узкого круга заинтересованных лиц разрушались вполне успешные производства. При этом в ряде случаев инициаторами искусственного возбуждения дел о банкротстве выступали не только коммерческие структуры, но также федеральные ведомства...
Счетная палата по результатам проведенных в 1995—2003 гг. контрольных мероприятий в сфере приватизации направила в Генеральную прокуратуру РФ более 50 обращений по выявленным фактам нарушений. Однако при рассмотрении материалов Счетной палаты возникал ряд проблем, которые препятствовали эффективному реагированию по фактам нарушения законности... Отмечались периоды, когда Генеральная прокуратура вообще не реагировала на материалы, направляемые Счетной палатой в ее адрес...
Органы исполнительной власти оказались недостаточно эффективны в противодействии процессам криминализации общественных отношений, связанных со сменой форм собственности. Более того, подавляющее большинство нарушений в сфере приватизации совершено именно органами исполнительной власти...»


На наш век хватит!


Следом за необъятным перечнем преступных эпизодов этот труд, по существу являющий собой развернутое обвинительное заключение, подводит итоги нашей криминальной приватизации:
«В 1991 году реальный объем валового внутреннего продукта по отношению к предыдущему году снизился на 5%, в 1992 году — на 19—20%, в 1993 году — на 12%. Всего к 1996 году валовой внутренний продукт сократился на 38% по отношению к 1991 году...
Существенным было падение производства отраслей, выпускающих конечную продукцию. По машиностроительному комплексу объем продукции сократился на 57,4%, в легкой промышленности — на 84,1%, в пищевой — на 44%...
В 2002 году по сравнению с 1990 годом в 2 раза сократились объемы перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, более чем в 5 раз — водным транспортом...
Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки госимущества решала задачу повышения эффективности предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности...
Однако, несмотря на внушительные количественные итоги, основные стратегические цели, заявленные в Госпрограмме приватизации, достигнуты не были. В результате приватизации в России, по оценкам экспертов Мирового банка, в настоящее время существует самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности. Сложилась ситуация, тормозящая процессы достижения конкурентоспособности российской экономики. Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития, не состоялось и было отодвинуто на неопределенное время...
77,1% оборонных предприятий приватизировались региональными комитетами по управлению госимуществом, которых сохранность имущества оборонных предприятий не интересовала... Имущественный комплекс оборонных предприятий, существовавший на момент начала приватизации, оказывается фактически невосполнимым...
В 90-е годы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса существенно сократились показатели изобретательской работы. Произошел спад количества поданных заявок на изобретения в 10—20 раз...
В 90-е годы крупнейшие иностранные производители вооружения вели беспрецедентную работу по закреплению за собой прав на изобретения российских авторов. Практически во всех случаях формула изобретения в нарушение Патентного закона РФ передавалась в патентные ведомства иностранных государств. По данным Роспатента, в США запатентованы российские разработки в области электронной, лазерной, волоконно-оптической техники, технологий переработки нефти и газа, органической химии, медицинской и экологической техники. В 1992—2000 годах только в США зарегистрировано более 1000 патентов на технологии военного и двойного назначения, где авторами являются российские изобретатели, а обладателями патентов — иностранные юридические и физические лица...
Сложилась опасная практика, позволяющая блокировать наиболее перспективные направления развития авиационной техники в России патентами, оформленными на иностранных юридических и физических лиц. В результате Россия, даже не вступая в ВТО, может получить претензии по экспортируемой технике военного и двойного назначения...
Перераспределение валового внутреннего продукта в пользу негосударственного сектора привело к падению реальных доходов работников бюджетной сферы, к возникновению низкорентабельных и убыточных приватизированных предприятий. Реальные доходы граждан до сих пор не превысили уровня 1990 года и только в 2003 г. превысили уровень 1994 года. Численность граждан, живущих за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения. Причем 17 млн. из живущих ниже черты бедности являются работающими...
Приватизация не способствовала усилению социальной защищенности работников предприятий и развитию объектов социальной инфраструктуры. Объекты социальной сферы по заниженным ценам приобретались предпринимательскими структурами в целях последующего перепрофилирования...
В наиболее тяжелом положении оказались работники так называемой бюджетной сферы — учителя, врачи, ученые и пр...
В конце 1994 года доходы 10% самых богатых жителей Москвы в 24 раза превышали доходы 10% самых бедных. 71% жителей, относящихся к беднейшим слоям, владел лишь 3,3% всех денежных сбережений, в то время как 5%, относящихся к категории богатых и очень богатых, владели 72,5% сбережений, причем из них на долю 2% «очень богатых» приходилось 52,9% всех сбережений населения. При этом в исследовании не учитывались многомиллиардные суммы, переведенные на зарубежные счета и значительно превышающие суммы сбережений в российских банках...
Важный аспект социальных итогов приватизации — изменение правового положения наемных работников. По оценке экспертов, в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, только в промышленности занято 3,7 млн. человек...
Структурная перестройка экономики привела к расширению безработицы, наблюдается и рост ее продолжительности. Латентная безработица существовала в нескольких формах: наличие избыточной рабочей силы (что выражалось в низкой производительности труда); отправка работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска; перевод предприятий на неполное рабочее время...
Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит в том, что скрытые формы безработицы позволяют правительству РФ выводить за рамки социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых граждан...
Подводя социальные итоги приватизации, можно отметить, что серьезное падение к концу 90-х годов реальных доходов значительной части населения стало одним из самых ощутимых негативных результатов реформы собственности...»
В общем, картина страшная. И самый ее ужас даже не в упадке жизни большинства страны, ее тягловой силы, на коей мнят безбедно ехать те 10 процентов, что наслаждаются сегодня всеми благами такой езды. При том несправедливом дележе, который нас постиг, разделилась не только собственность, но и само национальное сознание. Эта реформа ковырнула нас до самых родовых корней, выдрала их с корнем — что есть погибель для страны. И на еще сосущих трупный сок ветвях остались наслаждаться наворованными благами только обреченные на ту же гибель пустоцветы. Хотя в силу своей паразитической природы они, как и подобные им трутни прошлых вымерших держав, эгоистически убеждены: «На наш век хватит!»
Судить! Нельзя помиловать!
Последняя часть этого труда называется «Выводы и рекомендации» и выдает все ту же двойственность природы ее авторов. Я почти вижу ужас на лицах тех, кто делал по частям эту работу и, сложив части в целое, узрел, какую правду вытащил на Божий свет. И представляю, как Степашин велел вписать в результативную часть приговора такой попятный текст:
«Приватизация тысяч предприятий в России проводилась зачастую силовыми и криминальными методами... Недостатки законодательства создавали препятствия для достижения стратегических целей приватизации и повлияли на формирование в обществе представлений о несправедливости и нелегитимности ее результатов. Тем не менее недостаточность и неполнота законодательной базы не являются основанием для отмены либо пересмотра итогов приватизации 1993—2003 годов».
А после, сочтя, что этим текстом заплатил необходимую дань, кому следует, пошел колоть уже не в глаз, а в бровь.
«Вывод о легитимности приватизации в целом не означает объявления «заочной амнистии» лицам, совершившим нарушения в этой сфере. На основании выявленных и доказанных фактов необходимо в судебном порядке обеспечить восстановление нарушенных прав законного собственника — государства...
В зависимости от тяжести противоправных действий восстановления нарушенных прав законного собственника могут быть различными... Возврат незаконно приватизированного имущества государству не является национализацией, поскольку, исходя из статьи 301 Гражданского кодекса РФ, каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения...»
То есть последнее степашинское слово, которое наверняка стало поперек горла всем неназванным, но очевидным обвиняемым по этой книге, в том, что судить их все же можно. Но перспектива этого уже зависит от того, насколько наша Генпрокуратура и Верховный суд окажутся способными принять эстафету от честно сделавшей свое Счетной палаты.
Последний, самый интересный в связи с этим героическим трудом вопрос: кто все-таки его главный заказчик и зажимщик в то же время? Ну ясно же даже младенцу, что не сам Степашин его затевал и не сам гасил его тираж до тысячи не поступивших в продажу экземпляров!
Ответ один: только в кремлевских верхах могли заказать эту работу и, почесав затылки, затем не дать ей ходу. Вот чудеса этой загадочной в бывших чекистах рефлексии!
Но Бог ему судья; я же закончу тем, с чего и начал. Известно, как наши чиновники способны выполнить поручения. Владея мастерски искусством всяких отговорок, они могут сработать и на троечку, и на четверку с минусом, и на пятерку с плюсом. Могут и вовсе все свернуть на минус — чему в их спаянной среде примеров тьма.
Степашин, совершив указанный подвиг чиновника, свою задачу отработал на все сто, даже на двести — и откуда только это в нем взялось? Сказал во весь свой выключенный микрофон ту истинную правду, которой нам сейчас, при нашей сплошь продажной и кривой свободе слова, как воздуха недостает. На свой личный страх и риск исполнил свой долг перед своей Родиной и совестью.
Сможем ли мы, все остальные, если спасуют перед этой правдой наша Генпрокуратура и наш рефлектирующий президент, эту эстафету перенять? От этого зависит — идти и дальше нам на дно или же, осознав наконец всю сокрушительную правду о себе, оттолкнуться от нее — и выплыть.

 


 

Александр РОСЛЯКОВ


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList