28.02.2006 23:18 | Совраска | Администратор
ИРАК НА ГРАНИ САМОИСТРЕБЛЕНИЯ
А начались столкновения, в результате которых уже погибло около 200 человек, 22 февраля, после того, как в Самарре была взорвана другая шиитская мечеть Аскария, третья по значимости для шиитов. Ее золотой купол серьезно поврежден. Во взрыве обвинили радикально настроенных суннитов, и в ответ шииты совершили ряд нападений на суннитские мечети. Всего с начала волнений разрушено и повреждено уже более 20 мечетей.
Власти Ирака также пытаются остановить насилие. Но и их усилия безрезультатны. Несмотря на объявление комендантского часа в некоторых иракских провинциях и использование в Багдаде танков для установления порядка, убийства, нападения и взрывы продолжаются. В субботу в Багдаде были совершены нападения на две суннитские мечети. Иракским полицейским удалось отбить их, однако 14 из них погибли. 12 человек, членов одной шиитской семьи, убиты в Баакубе. В воскресенье в городе Хилла в результате взрыва на автобусной остановке погибло 5 человек. В Багдаде обстреляна траурная процессия на похоронах журналистки телеканала «Аль-Арабия» Атвар Бахджат. Она и двое членов ее съемочной группы были похищены и убиты накануне, когда снимали репортаж о взрыве мечети в Самарре. В священном шиитском городе Кербелла взорвана машина, погибло 8 человек. Этот кровавый перечень можно продолжать и продолжать, а в результате насилия гибнут как шииты, так и сунниты.
Ситуацией в Ираке чрезвычайно обеспокоена администрация США. В минувшие выходные Джордж Буш позвонил президенту Ирака, курду Джалалю Талабани и премьер-министру, шииту Ибрагиму Джаафари и призвал руководителей страны предпринять все возможное для преодоления кризиса. Хотя именно США сделали все, чтобы этот кризис разразился. С первых дней своего вторжения в Ирак американцы делали ставку именно на разжигание межконфессиональной розни, подталкивая шиитов, которые составляют большинство населения страны, к противостоянию с «суннитами-угнетателями» как главными сторонниками власти Саддама Хусейна.
Но поначалу и шииты выступили в качестве активной силы, оказывающей вооруженное сопротивление оккупантам. Затем в результате торга с более умеренными шиитскими лидерами американцам удалось образовать правящую коалицию шиитов и курдов, фактически оттеснив суннитов от власти. Последние, естественно, почувствовали себя ущемленными, к тому же обвинили шиитских и курдских политиков в сотрудничестве с оккупантами. Шииты и курды, считавшие себя обиженными при власти Хусейна, посчитали, что имеют право на некий реванш. Таким образом, почва для разрастания конфликта была создана.
Но в настоящее время этот конфликт США крайне невыгоден. Насилие на грани гражданской войны показывает полный провал, как истинных, так и пропагандистских целей вторжения американцев в Ирак. США не получили не только дешевой и доступной иракской нефти, но и не могут продемонстрировать миру успехов в продвижении демократии на Ближний Восток. Ведь именно этим оправдывают они свое вторжение и оккупацию Ирака. С таким трудом слепленная ими иракская власть, должная демонстрировать успешность политического процесса, оказалась беспомощной и бессильной.
Полицейские и вооруженные силы Ирака, созданные американцами, также не способны противостоять угрозе насилия и навести порядок в стране. По заявлению министерства обороны США, за последний год количество иракских батальонов, способных действовать самостоятельно, сократилось с одного до нуля. Впрочем, советник по национальной безопасности Ирака Мовафак Рубаи с этими данными не согласен и утверждает, что американцы просто недостаточно осведомлены. Это вполне возможно, так как ни оккупационные войска США, ни те, кто пытается формировать политический процесс в стране, ситуацию в Ираке не контролируют. А тот факт, что иракские силы не могут или не хотят действовать в интересах американцев, еще не означает, что они в принципе недееспособны.
К тому же оккупанты не нужны теперь и вполне умеренным шиитским лидерам, которые, получив от американцев власть, понимают, что реально смогут ею воспользоваться, только если не будут восприниматься народом как американские марионетки. В общем, мавр сделал свое дело, мавр может уйти. Беда США в том, что уйти они не могут! Мало того, что в случае ухода американских войск из Ирака в этой стране не останется никаких управляемых США политических институтов. Но независимый Ирак с правящим шиитским большинством вполне возможно станет основным союзником шиитского же Ирана. А именно Иран сейчас провозглашен главным врагом Америки и является самым вероятным объектом новой военной авантюры. Нынешняя обстановка в Ираке делает успех этой авантюры крайне маловероятным.
Очевидно, поэтому американские политики всячески пытаются обвинить в обострении обстановки в Ираке соседний Иран, доходя в таких обвинениях до абсурда. Так, американский посол в Ираке Залмай Хализад заявил, что якобы иранские агенты организовали нападения суннитских террористов на шиитские святыни. Но ни шииты, ни сунниты Ирака и Ирана не воспринимают подобные заявления. А президент Ирана Ахмадинежад выразил мнение, что нападения на шиитские мечети, «организованные сионистами и оккупантами, потерпят неудачу перед логикой и правосудием ислама». Иными словами, исламский мир должен сплотиться перед лицом подобных провокаций. Тогда и оккупация, и новые нападения на страны исламского мира со стороны Запада, и братоубийственная война станут невозможны.
Павел СВИРИДОВ
blog comments powered by Disqus