11.03.2004 16:00 | Совраска | Администратор
КАБИНЕТ ПОСТРОЕН
Остальные актеры по неопытности ли, или потому, что пьеса им совсем не нравилась, играли гораздо хуже. Часть министров — артистов, не чувствуя исторической важности момента, имели вид подавленный, остальная часть — слегка ошарашенный. Очевидно, многие узнали о своих ролях минут за 15 до начала спектакля. Угрюмо посматривал в сторону президента его бывший оруженосец и первый зам.главы администрации президента г-н Козак. Как же, из вершителей судеб он вдруг свалился в рядовые министры! Руководитель аппарата правительства! Об этом ли мечталось под кремлевскими звездами, еще недавно ласково светившими в его сторону. Под сверлящим взглядом г-на Козака президент, кажется, слегка ежился. Но держался.
Ибо Козак был не одинок в своем скрытом негодовании. Ни тени восторга не было на челе г-на Кудрина, которого тоже относили к числу самых ближних бояр. Неделю назад ему уверенно предсказывали кресло премьера, а тут он вдруг оказался на табуретке опять же рядового министра. Хотя и финансов. «Ну, я вам нафинанси-рую!» — явственно читалось на его сумрачном лице.
Не было излишнего восторга на лице ставшего «обычным министром» г-на Христенко, который много лет был зам.премьер-министра и даже успел побывать и.о.премьера. На спектакль не пригласили министров, которые полностью лишились своих постов. Но они радости тоже, по-видимому, не испытывали. Ушли будто в небытие бывшие министры Швыдкой, Франк, Артюхов, Юсуфов, Лесин, Рейман, Починок, Филиппов, Южанов. В ходе перетряски Путин решился (не прошло и четыре года!) выкинуть из правительства ряд деятелей, которых на дружественном ему Западе откровенно называли нечистоплотными.
Из того, как г-н Путин кинул через бедро вчерашнюю свою опору, создается впечатление, что он решил отдалить ближних советников, чтобы хоть поцарствовать самому, без назойливого окружения. Могло показаться, что Путин избавляется от старой, ельцинской команды. Но это не совсем так. В кресло главы МИД посажен г-н Лавров из той же ельцинской команды. Он, как и Фрадков, был в тени. Но это не умаляет его «заслуги перед демократией». Из числа патентованных «ельцинистов» и министр образования и социального развития М.Зурабов. До этого он командовал Пенсионным фондом и проталкивал грабительскую пенсионную реформу. Так что судьбы социалки в «надежных» руках.
Разумеется, назвать отставленных и перемещенных джентльменов пострадавшими язык не повернется. Вошедшая в мировой эпос вороватость российского чиновничества, в том числе и высшего, слишком хорошо известна. Но лишиться привычных кормушек все равно обидно. Интересно, как будут голосовать уволенные и пониженные министры на президентских выборах 14 марта? Скорее всего расширят ряды протестного электората. Или будут голосовать за Малышкина, а то и «против всех». А может, кто-то по примеру Доренко попросится в КПРФ? Грехи замаливать! Но возьмут вряд ли.
Министерств стало меньше. Однако бюрократии меньше не станет. Это ведь одна из главных опор нынешнего режима. Министерства сократили. Но зато плодятся «службы» и «агентства». Всех чиновников пристроят. Никто с несчастными молдованами, таджиками и украинцами на московских рынках рабочей силы конкурировать не будет. Кстати, Госдума окончательно получила статус «министерства по делам демократии». С ней «консультируются», но ее мнение не ставят ни в грош. Долго с восторгом кричали о грядущем «правительстве парламентского большинства». Многие крупно вложились в попадание в депутаты в надежде перескочить оттуда в правительство. Но какой афронт! Никого из единороссов в министры не взяли. За исключением А.Жукова, которого сделали первым замом. Может быть, по старой дружбе с Фрадковым?
Но это все сторона внешняя. Она принципиального значения не имеет. Все эти люди — отнюдь не «сталинские наркомы», которые силой воли, профессионализмом и целеустремленностью создавали целые отрасли промышленности. Это сменные шестеренки рыночного механизма, сделанного по западному образцу. Сделанного якобы из металла, а на деле — из низкосортной пластмассы. Шестеренки то и дело ломаются (на взятках там или хищениях в особо крупных размерах). Их нужно регулярно менять. Хотя менять-то нужно сам никчемный механизм, негодный для русских условий. Но те, кто его по дешевке купили в теплых рыночных странах и навязал России, в этом признаваться не могут. Поэтому все сводится к тому, что изредка публично меняют шестеренки. Особенно перед выборами, чтобы машина выглядела как новенькая.
Поэтому для нас главное: будет ли новое правительство отличаться от старого не лицами, а по существу дела? Нет, не будет! Вот смотрите. Главные «реформаторы», сторонники ликвидации роли государства в экономике — гг. Кудрин, Греф и Христенко — никуда не ушли. То есть откровенно прозападный, либерально-рыночный «экономический» блок остался «при своих». И даже усилился за счет г-на Козака, который исповедует те же взгляды.
Зато Запад успокоен. Как бы ни хорохорились Немцов с Гайдаром и Чубайсом, что Путин пользуется их идеями, экономическая политика ельцинско-путинской власти с 1992 года определяется извне. На самом деле (и это по понятным причинам не афишируется) стратегию развития (вернее, ликвидации) нашей экономики определяют западные консалтинговые фирмы. Преимущественно американские. Обратите внимание: из всех премьер-министров РФ только Черномырдин не владел английским языком. А все остальные — Гайдар, Кириенко, Примаков, Путин, Касьянов и сейчас Фрадков — владеют английским свободно. Зачем? Да чтобы читать западные «рекомендации» в подлинниках. Переводчикам же не все можно доверять!
Поэтому в западной прессе и «мозговых центрах» могут сколько угодно шуметь насчет «усиления роли силовиков». На деле же сохранение Кудрина, Грефа и Христенко в правительстве — это ясный сигнал Западу, что никаких существенных изменений не будет. Все тяготы, ошибки и преступления «реформ» будут по-прежнему навешиваться на несчастное население, которому дурят голову предвыборными развлекательными программами, но которое грабят все более зверски. Пошли разговоры об увеличении подоходного налога на 4 процента. С 13% до 17% (это вместо принятого во всем мире прогрессивного налога, по которому богатые платят больше). Дальше — «реформа» ЖКХ с переваливанием 100% расходов на население, обязательное страхование жилья и прочие «прелести».
Первородный грех нынешнего правительства (которое по своим взглядам остается правительством Ельцина) — в двух вещах. Во-первых, это фанатичное отрицание роли государственного сектора. Вместо того чтобы грамотно, как это делают в «рыночных» западных странах, использовать госсектор как локомотив экономики, в путинской России его продолжают грабить и одновременно разрушать. Нет никаких признаков, что новое правительство намерено хоть что-то менять в людоедской философии, унаследованной еще от Гайдара.
Во-вторых (а это проистекает из «во-первых»), поскольку наиболее доходные отрасли экономики розданы кучке олигархов или развалены, то увеличения поступлений в бюджет не предвидится. При любом правительстве Путина огромная Россия обречена влачить жалкое существование с бюджетом во много раз меньше, чем в любой европейской стране. Вместо улучшения жизни нам сначала будут рассказывать сказки про удвоение ВВП, а потом — байки о том, почему ВВП удвоить не удалось (американцы цены на нефть сбросили, наводнение на Марсе повлияло на урожай хлеба в России). У нового правительства нет и не будет денег на то, чтобы что-то изменить к лучшему. А главное — нет желания что-то менять.
Если на все сельское хозяйство по-прежнему будет выделяться 1% расходной части бюджета, то имеет ли хоть малейшее значение, кто будет министром сельского хозяйства — Гордеев или кто-то другой. И если 40% бюджета по-прежнему будет уходить на выплату внешних долгов, а образование, здравоохранение, науки, культура, армия и органы правопорядка будут финансироваться по остаточному принципу, то какое значение будет иметь, кто будет числиться, например, министром обороны — выпускник филфака ЛГУ Сергей Иванов или выпускница Московского иняза Валерия Новодворская.
Все телодвижения российских правительств последних лет — это движение по замкнутому кругу. Знаете, иногда глупая собака, вместо того чтобы охотиться за зайцами, начинает гоняться за собственным хвостом. Энергии тратится много. Шуму и лая — тоже. Но результата — ни малейшего. Имитация бурной деятельности. Бег на месте или по кругу, ни на шаг не приближающий к намеченной цели.
Те, кто говорит об отсутствии у нового правительства программы, сильно ошибаются. Программа есть. На знамени правительства золотыми буквами начертано «Стабилизация ельцинизма и выплата внешних долгов». Это все то же гайдаро-черномырдино-кириенко-касьяновское правительство. Это откровенно правое правительство. Правее многих европейских кабинетов. Главное в том, что не изменился его классовый характер. Это все то же правительство чиновничье-олигархической касты. И обслуживать оно будет их интересы. От перемены мест слагаемых сумма не изменяется.
Вячеслав ТЕТЕКИН.
blog comments powered by Disqus