Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

06.08.2004 10:15 | Совраска | Администратор

КОМАНДУЮЩИЙ АДД

Александр Евгеньевич Голованов родился 7 августа 1904года в Нижнем Новгороде. Его отец был капитаном парохода, плавал по Волге. После Октябрьской революции руководил сплавными работами. Мать была певицей в оперном театре.

Работать Александр начал в 14 лет курьером в «Профсохлебе» Наркомпрода. В мае 1919 года он добровольно вступил в Красную армию, служил разведчиком, воевал на Южном фронте против войск генерала Деникина, преследовал махновцев, дрался с бандами. После контузии в октябре 1920 года был демобилизован.

Затем Голованов работал курьером в Центральном управлении снабжения Красной армии и флота, агентом в «Центропечати», агентом на сплаве леса, электромонтером в 5-м Волжском полку ГПУ в Нижнем Новгороде. В 1923 году райкомом комсомола он был направлен на учебу, а через год губкомом ВКП(б) — на работу в органы ГПУ.

В органах госбезопасности будущий маршал авиации проработал с 1924 года по 1933 год в особых отделах, на оперативной работе, пройдя путь от уполномоченного до начальника отделения.

В декабре 1931 года он был прикомандирован для работы в Наркомат тяжелой промышленности на должность ответственного секретаря замнаркома. В этот наркомат входил главк авиационной промышленности. И Голованов почти между делом решил научиться летать. Для этого он уговорил знаменитого летчика-испытателя Михаила Михайловича Громова обеспечить его обучение при ЦАГИ.

Казалось бы, жизненный путь у Голованова уже сложился — он занимал не последние посты в органах госбезопасности. Но, выучившись летать, проявив, несмотря на поздний для начинающего возраст, незаурядные летные качества, он почувствовал неодолимую тягу к небесной стихии, был полностью захвачен новой профессией, и в 1933 году перешел на летную работу в Гражданский воздушный флот.

В Аэрофлоте Александр Евгеньевич работал до 1941 года. Летать любил и летал много. Он быстро овладел техникой пилотирования в сложных метеорологических условиях (в любое время суток, с использованием средств радионавигации), и вскоре стал одним из лучших летчиков ГВФ. Он был начальником Восточно-Сибирского управления Аэрофлота, потом шеф-пилотом эскадрильи особого назначения — выполнял задания высшего руководства государства. В 1936 году постановлением СНК СССР был введен в состав Совета при начальнике ГУ ГВФ.

С 1939 года Голованов находился в распоряжении штаба ВВС РККА. Принимал участие в качестве командира экипажа в боевых операциях на реке Халхин-Гол по защите Монголии от японских захватчиков (награжден орденом Красного Знамени) и в войне с Финляндией (награжден орденом Ленина).

В январе 1941 года гражданский летчик Голованов написал письмо И.В.Сталину, в котором изложил идею организации крупного авиационного соединения (100—150 самолетов), способного выполнять боевые задачи в глубоком тылу противника в сложных метеоусловиях в любое время суток. Ссылаясь на свой опыт и приобретенные навыки в полетах по приборам вне видимости земли, он писал: «...Если мне дадут полную возможность в организации такого соединения и помогут мне в этом, то такое соединение вполне возможно создать».

Эта идея привлекла внимание Сталина, и через несколько дней Голованов был вызван в Кремль.

Сталин, указывая на присутствующих в кабинете Молотова, Микояна, Буденного, Тимошенко, сказал:

— Мы вот здесь ознакомились с вашей запиской, навели о вас справки, что вы за человек. Предложение ваше считаем заслуживающим внимания, а вас считаем подходящим человеком для его выполнения.

И далее, развивая эту идею, продолжал:

— Видимо, было бы целесообразно начинать с малого, например с полка... В этом полку нужно сосредоточить хорошие кадры, и примерно через полгода развернуть его в дивизию, а через год — в корпус, через два — в армию.

На следующих встречах в Кремле было решено, что полк будет формироваться из летчиков ГВФ, хорошо владеющих элементами «слепого» полета (по приборам) и знакомых со средствами радиолокации, а командиры эскадрилий, штабные работники, штурманы и стрелки-радисты будут взяты из ВВС.

В феврале 1941 года А.Е.Голованов приказом Наркомата обороны был призван в армию и в звании подполковника назначен командиром 212-го Отдельного дальнебомбардировочного авиационного полка, формируемого на самолетах Ил-4 на аэродроме в Смоленске. Полк приступил к учебно-боевой подготовке.

Начавшаяся война прервала учебу. Со второго дня войны полк начал совершать бомбовые удары по мотомеханизированным наступающим войскам противника. Летали днем, строем, без прикрытия истребителей, что привело к большим потерям. Тогда полк перенацелили на разведку.

В августе 1941 года полковник Голованов назначается командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия, преобразованной в декабре в 3-ю авиационную дивизию дальнего действия Ставки Верховного главнокомандования.

Дивизия действовала в глубоком тылу и по переднему краю противника; выполняла задания на железнодорожных узлах, забрасывала боевые группы и разведчиков в тыл врага, осуществляла разведывательные полеты, летала к партизанам и на спецзадания. Объем задач возрастал, и одна дивизия уже не могла с ними справиться.

И тогда было принято решение о создании авиации дальнего действия, т.е. авиации стратегического назначения, включающей тысячи самолетов и экипажей, чтобы Ставка Верховного главнокомандования имела в руках мощную ударную группу, способную решать задачи, выходящие далеко за пределы тактики и оперативного искусства.

5 марта 1942 года постановлением Государственного комитета обороны дальнебомбардировочная авиация была преобразована в АДД. Командующим АДД был назначен генерал-майор А.Е.Голованов. В состав АДД вошли восемь авиадивизий дальнего действия на самолетах Ил-4, одна транспортная дивизия на самолетах Ли-2 и два отдельных авиаполка на самолетах Пе-8 и Ер-2 с общим количеством 341 самолет и 367 экипажей.

В состав АДД был введен Гражданский воздушный флот, а затем и воздушно-десантные войска. В марте 1943 года произошло дальнейшее укрупнение АДД: было сформировано 8 корпусов, 7 дивизий и 10 полков, а боевой состав определен в 1200 экипажей. К концу войны в дальней авиации насчитывалось 2018 самолетов и 2106 экипажей.

Боевые задачи Авиации дальнего действия ставил лично Верховный главнокомандующий Сталин. Только за первый месяц своего существования части АДД произвели 1560 боевых вылетов.

Экипажи дальних бомбардировщиков принимали участие в Московской и Сталинградской битвах, в битве на Курской дуге, в прорыве блокады Ленинграда, в Белорусской операции, в освобождении Крыма, в штурме Кенигсберга, в Берлинской операции. Самолеты АДД бомбили промышленные и политические центры Германии и ее сателлитов; осуществляли мощные удары по резервам и переднему краю противника в интересах всех фронтов в оборонительных боях, по переправам и железнодорожным узлам; участвовали во всех наступательных операциях фронтов, особенно при нанесении первого удара; выполняли транспортные перевозки грузов для нужд фронтов; работали на Севере — обеспечивали безопасный переход морем и разгрузку конвоев союзников в портах Архангельска и Мурманска; доставляли наркома иностранных дел СССР В.М.Молотова через охваченную войной Европу и над Атлантикой в Англию и США на переговоры с Черчиллем и Рузвельтом об открытии второго фронта; помогали Народно-освободительной армии Югославии; доставляли вооружение, продукты, медикаменты в партизанские отряды…

Задачи для АДД часто менялись и по направлениям, и по характеру. «Какой подготовкой должен был обладать тот или иной экипаж, — подчеркивал Голованов в своих «Записках командующего АДД», — летая бомбить передний край обороны противника, где малейшая ошибка могла повлечь за собой падение бомб в расположение своих войск. А назавтра этот же экипаж отправлялся в глубокий тыл бомбить фашистское логово, а послезавтра он разыскивал где-то в лесах или болотах условные сигналы, выбрасывал спецгруппу или грузы и, возвратившись, на следующий день летел к партизанам».

Для организации и проведения боевых действий АДД Голованову приходилось бывать на различных фронтах, встречаться с Жуковым, Василевским, Рокоссовским, с командующими фронтами и армиями. Он часто бывал в Ставке, где ему довелось познакомиться с руководителями отраслей промышленности, с конструкторами. Так он становился свидетелем и участником титанической работы, направленной на борьбу с врагом, на Победу.

В декабре 1944 года, когда дальние цели стали ближними, АДД была переформирована в 18-ю Воздушную армию ВВС КА. Реорганизация почти не повлияла на характер боевой деятельности. Экипажи тех же частей и соединений бомбили отступающего под натиском Красной армии врага.

«…Шли клиньями по девять самолетов, строй за строем, крыло к крылу, как на параде... Красиво шли, грозно и бесстрашно. Зенитки открыли огонь, но строй не дрогнул, все также величественно приближался к городу...

На высоте шел бой, а ниже истребителей волна за волной шли бомбардировщики... земля клокотала, содрогалась, стонала, клубы дыма, гари и пыли поднимались ввысь, застилая небо, и взошедшее солнце не в силах было пробиться сквозь эту мглу...» — так описал один из налетов частей АДД И.Черныш в книге «Ночные бомбардировщики».

За личное участие в боевых действиях и руководство боевыми операциями А.Е.Голованов был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова 1-й степени, орденом Красной Звезды, Польским Крестом Грюнвальда 1-й степени, тремя монгольскими орденами — «Сухе-Батора», «Красного Знамени», «За боевые заслуги».

После окончания Великой Отечественной войны, в апреле 1946 года 18-я Воздушная армия ВВС была преобразована в Дальнюю авиацию Вооруженных сил СССР. В мае 1948 года Голованов был снят с должности командующего ДА, зачислен в распоряжение Министра ВС СССР и на соответствующие по его воинскому званию посты больше не назначался.

В 1948 он поступает на Высшие академические курсы Высшей военной академии Генерального штаба. Блестяще завершив учебу на курсах, он переводится сразу на 2-й курс общевойскового факультета академии. После ее окончания с отличием и золотой медалью Голованов обратился к Сталину с письмом: «...Получив высшее военное образование... я хочу быть всесторонне развитым общевойсковым военачальником, где бы сочеталась работа всех видов и родов войск...» Голованов просил поручить ему командование Одесским военным округом. Но просьба удовлетворена не была...

В 1952 году Голованов получил направление на офицерские курсы «Выстрел» для переподготовки командиров батальонов и полков в области тактики и огневого применения. Учился старательно: ходил в атаки, водил машины, сидел в окопах, ползал на животе, стрелял, копал, бегал, падал наравне с капитанами и майорами. После окончания этой «полевой академии» Голованов снова обратился к Сталину. Однако принят не был. В этом же году Голованов назначается командиром 15-го гвардейского воздушно-десантного корпуса, а в 1953 году увольняется из Советской армии.

На этом завершилась двенадцатилетняя военная служба этого незаурядного, талантливого человека.

В годы вынужденного бездействия Александр Евгеньевич поступил на вечернее отделение Института иностранных языков. В 1955 году участвовал в арктических экспедициях в качестве второго пилота самолета Ил-14, командиром которого был знаменитый полярный летчик И.П.Мазурук.

После долгих и неутешительных поисков постоянного дела (в том числе после попытки вернуться в армию), Голованов в 1958 году вернулся в свой родной Аэрофлот. Он был назначен заместителем начальника Гос НИИ ГВФ по летной части. С удовольствием окунулся в родную стихию — летал, участвовал в испытаниях новых самолетов. Работал увлеченно до ухода на пенсию в 1966 году.

Последние годы жизни и последние силы Голованов отдал написанию книги воспоминаний «Записки командующего АДД». Скончался Александр Евгеньевич после тяжелой болезни на 72-м году жизни 22 сентября 1975 года.

Нас, ветеранов АДД, и сейчас сплачивает память о нашем командующем Александре Евгеньевиче Голованове. Будут идти годы, но такие люди, как он, не могут быть забыты, о них всегда будут вспоминать в трудный для Отечества час.

Маршал авиации Н.С.Скрипко писал: «Высокие морально-боевые качества и организаторские способности Голованова проявились уже в первых суровых сражениях Великой Отечественной войны... К выполнению боевых задач генерал Голованов подходил творчески, смело, он продуманно и обоснованно вносил в Ставку свои предложения по наилучшему использованию авиасоединений в различной боевой обстановке».

«Что же выделяло А.Е.Голованова среди других авиационных командующих? В первую очередь то, что он не просто ждал каких-либо распоряжений сверху, а сам стремился к развитию, качественному улучшению базы тех соединений, которыми командовал. Он был исключительно смел в отстаивании своих взглядов в интересах дела», — вспоминал генерал-лейтенант авиации С.Я.Федоров.

Именем Маршала Голованова названа улица в Нижнем Новгороде и в Москве. В Смоленске установлены на постаменте реактивный дальний бомбардировщик ТУ-16 и памятная доска в честь создания 212-го Отдельного дальнебомбардировочного авиационного полка, которым командовал подполковник Голованов. К 95-летию со дня рождения имя «Александр Голованов» было присвоено стратегическому бомбардировщику ТУ-160.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и генерал-полковник авиации А.Е Голованов. Брянский фронт. 1943 г.

А.И.ЛЕБЕДЕВ,

полковник в отставке, доцент ВВИА им.Жуковского


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList