28.07.2004 10:49 | Совраска | Администратор
КТО КУПИТ «ЮКОС»? ЗА БЕСЦЕНОК!
Этот вопрос встает в новейшей российской истории уже во второй раз. И я уверен, что пока в России существует правящий режим бонапартистского типа, он встанет еще не одиножды. Ибо подобные режимы не могут существовать, беспрерывно покупая и перепродавая то, что им не принадлежит.
К.Маркс описал их образ жизни и деятельности так: «Бонапарту хотелось бы играть роль патриархального благодетеля всех классов. Но он не может дать ни одному классу, не отнимая у другого. Подобно герцогу Гизу, слывшему во время Фронды самым обязательным человеком во Франции, потому что он превратил все свои имения в долговые обязательства своих сторонников на себя, и Бонапарт хотел бы быть самым обязательным человеком во Франции и превратить всю собственность, весь труд Франции в долговое обязательство на себя лично. Ему хотелось бы украсть всю Францию, чтобы подарить ее Франции или, вернее, чтобы снова купить потом Францию на французские деньги».
История с «ЮКОСом» — нагляднейшая иллюстрация этих слов.
Мало кто уже помнит о том, что первоначально, в начале 90-х годов, «ЮКОС» был государственной нефтяной компанией, образованной в результате насильственного административного расчленения единого советского нефтедобывающего комплекса.
Затем события развивались по стандартной схеме. Искусственными мерами «ЮКОС» был быстро превращен в убыточное предприятие и поставлен на грань банкротства. Точно так же банкротили, например, «Норильский никель». При этом «реформаторы» во главе с Чубайсом кричали о «неэффективности» государственной собственности и управления, об острой необходимости пришествия «стратегического собственника». В итоге «ЮКОС» был за бесценок продан Ходорковскому, Невзлину, Шахновскому, Лебедеву и прочим хозяевам банка «МЕНАТЕП» и группы «Роспром». Причем этот кусок госсобственности достался им в известной мере случайно. Говорят, что тогдашние олигархи, вторично посадившие в 1996 году Ельцина в президентское кресло, просто метали жребий, кому что достанется в качестве платы за услуги.
Можно ли после этого сочувствовать Ходорковскому в его теперешнем положении узника и подсудимого? Разумеется, нет! Сегодня он просто испытывает на своей шкуре те же «сравнительно честные» способы отъема собственности, какими сам восемь лет тому назад пользовался по отношению к общенародному достоянию. Но к самим способам стоит присмотреться.
Приступая к отъему собственности у Ходорковского, Министерство налогов и сборов насчитало «ЮКОСу» недоплаченных налогов на сумму свыше 3 миллиардов долларов только за 2000 год. Арбитражный суд постановил сумму взыскать. Это только для начала, а дальше очередь за 2001—2003 годами. Тем не менее компания заявила, что поднатужится, но долг выплатить сумеет. Чтобы не допустить этого, судебные приставы арестовали большинство счетов «ЮКОСа» — именно тех, с которых он мог бы заплатить. И сразу же Министерство юстиции постановило, что в счет погашения долга необходимо отобрать у «ЮКОСа» и продать его главное дочернее предприятие — «Юганскнефтегаз» (62 процента всей добычи и 70 процентов запасов нефти компании). Как только это произойдет, банкротство наступит автоматически, и «ЮКОС» будет продан кому-то целиком или частями. А почем продан?
Об этом можно судить по ситуации с «Юганскнефтегазом». Его рыночная стоимость оценивается в 16,7—21,6 миллиарда долларов, а стоимость запасов нефти — более чем в 30 миллиардов долларов. Но Минюст намерен привлечь «независимых оценщиков», которые, по слухам, должны оценить эту компанию в 1,75 миллиарда долларов, то есть минимум в десять раз дешевле. Соответственно и весь «ЮКОС» подешевеет в той же пропорции. Как и 8 лет тому назад...
Чубайс с Гайдаром по сей день имеют наглость утверждать, что тогда советские предприятия большего и не стоили, ибо были убыточными. Отчего же и сегодня «ЮКОС» стал банкротом после пребывания в руках «стратегического собственника»? На самом деле и тогда, и теперь нефтедобывающий комплекс был и остается крайне прибыльным предприятием. А свою продажную цену он меняет не по законам экономики, а по законам бюрократического произвола. Вопрос, следовательно, не в том, кто в состоянии купить «ЮКОС» по его действительной рыночной цене. Таких покупателей в мире найдется немного, но никто им ничего продавать и не собирается. Настоящий вопрос в том, кто купит эту нефтяную компанию именно за бесценок. И ответит на него отнюдь не рынок, а правящая бюрократия.
Теперь всевозможные эксперты и аналитики гадают о возможном покупателе. Гадания очень похожи на гадания тех же экспертов и аналитиков о том, кто станет премьер-министром после Касьянова. Тогда, полгода назад, мы принципиально воздержались от гаданий, воздержимся и теперь. Как тогда, так и теперь ясно только одно: покупателем, как и премьером, будет подставное лицо — «зицпредседатель Фунт». Поэтому совершенно не важно, как его зовут и главой каких «Рогов и копыт» он будет числиться. Его такса известна: 120 рублей на свободе, 240 — на время отсидки. А речь между тем идет не о сотнях рублей, а о десятках миллиардов долларов.
Но, может быть, это наше родное государство, вспомнив о своей миссии «патриархального благодетеля всех классов», решило таким способом вернуть миллиарды народу? Пропагандистски все преподносится именно так. На деле же все обстоит иначе. Отвечая на вопрос о возможности приобретения государством активов «Юганскнефтегаза», Греф отрезал: «Не мучайте меня, государство ни в чем участвовать не будет, оно не покупает активов. Вопрос этот не внесен».
Единственным специалистом, прямо заявившим, что он в курсе того, кто стоит за заказным банкротством «ЮКОСа», оказался глава Российского союза промышленников и предпринимателей А.Вольский. Но и тот остерегся уточнить имя заказчика, сославшись на то, что у него шестеро внуков. Комментарии излишни. Вольский знает, где раки зимуют...
Александр ФРОЛОВ.
blog comments powered by Disqus