04.03.2006 20:43 | Совраска | Администратор
Лев ШАМБА: НАША ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА — ПРИЗНАНИЕ АБХАЗИИ
Взрывы под окнами гостеприимного дома первого секретаря Коммунистической партии Абхазии Льва Нурбеевича Шамбы заставили вздрогнуть питерских журналистов, но хозяин только улыбнулся. Большинство членов КПА прошли кто Великую Отечественную, а кто освободительную войну 1992—1993 гг. и прекрасно отличали разрыв гранаты от хлопка новогодней петарды. Сейчас все было спокойно: семилетний внук главы семьи трудолюбиво подрывал уцелевшие после праздников боеприпасы.
— Правда ли, что все мужчины вашей семьи воевали?
— Старший брат командовал автобатальоном, младший брат и зять были в пехоте. Я сам тогда возглавлял Министерство сельского хозяйства, но на фронт приходилось выезжать постоянно. Там мы с вашим питерским собкором Сергеем Ивановым и познакомились. Он тогда приезжал в Абхазию от газеты «Народная правда», постоянно ездил на передовую, с нашими товарищами встречался, у меня в гостях был.
— Я слышал, что в то время ваши обязанности не ограничивались только лишь заботами об урожае.
— Помимо прочего, приходилось встречать наших друзей из России, налаживать с ними взаимодействие. Подчеркиваю: я говорю о России, а не о ельцинском режиме! Нам помогали добровольцы, приезжавшие со всех концов России, офицеры-патриоты, презиравшие Шеварднадзе, много помогали.
Армия ненавидела его. Ведь именно Шеварднадзе наряду с Горбачевым изгнал ее из Европы в чистое поле. Люди в благоустроенных военных городках жили, а их в поле выбросили, чтобы НАТО угодить.
На совести Шеварднадзе история с разгоном митинга в Тбилиси 9 апреля 1989 года. Ваш Собчак возглавлял тогда комиссию по расследованию и сделал все, как он хотел.
Помните, как тогда врали, будто русские солдаты с саперными лопатками за старушками гонялись? Все враньем оказалось! Шеварднадзе тем временем уже американцам дальневосточные воды передавал. Понятно, многие офицеры его ненавидели, нам помогали и за это пострадали.
А официальные представители Кремля вроде Козырева и его зама Пастухова тогда выкручивали нам руки, требовали, чтоб мы сдались Шеварднадзе, и Закавказский округ по их указанию передавал оружие Грузии — сотни танков и бронемашин, десятки самолетов и вертолетов, десятки тысяч автоматов. И все это использовалось против нас.
— Насколько влиятельна сейчас Компартия Абхазии?
— Сейчас у нас в Компартии состоит свыше 12,5 тысяч человек, 11 из 35 депутатов Верховного Совета, 3 из 7 глав районных администраций и большинство депутатов районных советов представляют нашу партию.
Партия наша интернациональная: кроме абхазов, есть русские, армяне, греки, грузины тоже есть. В основном это представители старших поколений, но сейчас много и молодых вступило. Основная задача, как и у других политических сил, — международное признание Абхазии. Недавно мы представили президенту концепцию социально-экономического развития, где изложили свое видение будущего нашей республики.
Мы за рыночную экономику, но ведущие отрасли должны оставаться в руках государства. Земля тоже не должна продаваться. Иначе придет олигарх, скупит ее, а завтра будет диктовать здесь свою политику или, еще хуже, продаст грузинам. Вон Березовский в свое время облетал Пицунду на вертолете, приценивался. Если бы ему дали возможность купить, может, сейчас этой землей владел бы Каха Бендукидзе или старый друг Бориса Абрамовича Бадри Патаркацишвили.
— Как складываются отношения КПА с российскими коммунистами?
— У нас самое тесное сотрудничество и с КПРФ, и лично с Геннадием Андреевичем Зюгановым. Два представителя Абхазской компартии входят в исполком СКП—КПСС. Российские коммунисты и другие левопатриотические силы всегда поддерживали Абхазию, и нас очень радует, что сейчас они успешно взаимодействуют между собой. Коммунистам нужно идти вместе, тогда они победят и Россия возродится.
— Однако в СКП—КПСС входит и Единая компартия Грузии. Каковы взгляды ее лидеров на грузино-абхазский конфликт?
— Я не могу говорить за уважаемого председателя ЕКПГ Пантелеймона Ивановича Георгадзе, потому приведу отрывок из его выступления 16 апреля прошлого года. Вот как Пантелеймон Иванович охарактеризовал режим Саакашвили и его политику: «Сегодня есть опасность, что эта команда недоразвитых хулиганов, наркоманов, которые пришли к власти в Грузии, кровь прольют либо в Абхазии, либо в Осетии. Они обещают: «Мы скоро восстановим единство Грузии»! Но я абхазцам никогда не смогу сказать: «Присоединитесь к нам, к Грузии!» Какая там Грузия, где эта Грузия? Там ничего грузинского уже не осталось!» Что тут можно добавить?
...Прощаясь, Лев Нурбеевич снял со стенки и подарил нашей группе прекрасный кинжал. Разделить такой подарок на нескольких сотрудников разных газет было невозможно, и мы решили, что абхазское оружие должно принадлежать человеку, сражавшемуся за свободу Абхазии. Сразу по прибытии из Сухума кинжал украсил стену квартиры петербургского собкора «Советской России».
Беседовал
Евгений ПАВЛЕНКО.
blog comments powered by Disqus