23.06.2005 17:12 | Совраска | Администратор
МЫ В ЗОНЕ КАТАСТРОФ
А сказать так, действительно, хотелось. Точнее, хотелось не говорить ничего: ну авария и авария. Для современной России дело привычное. Недаром и количество разлившегося мазута по первоначальным сообщениям представителей ОАО «РЖД» и МЧС составляло лишь 60 тонн. Затем выросло до 300, теперь говорят уже о 700. Впрочем, экологи заявляют о полутора тысячах тонн разлившихся нефтепродуктов. Однако ведь и их можно обвинить в «запугивании населения».
Председатель правления Российских железных дорог Владимир Якунин никого не запугивает, но и от увиденного не отмахивается. Просто оценивает это по-своему: «Сам факт, безусловно, чрезвычайно тревожный, — разлился нефтепродукт, часть нефтепродуктов попала в реку, показывают замазученные берега. Но если говорить по сути проблемы, то никакой экологической катастрофы нет. Это никто не доказал, и никто не определил».
Ну хорошо, замазученные коровы, берега рек и заливные луга, погибшие животные — это не экологическая катастрофа. Это, по словам председателя правления, «тревожный факт». Но только кого и в связи с чем он встревожил? Волнение местных жителей, окруженных теперь «черным золотом», понять можно. Москвичи боятся, что мазут через приток Волги — загрязненную Вазузу попадет в Химкинское водохранилище, так что придется пить водичку с нефтедобавками.
А вот государственные чиновники, похоже, этого нисколько не боятся. О том, что попадание мазута в водопровод невозможно, заявляют все в один голос. Сначала говорили, что никакого мазута в Волге нет и быть не может, так как на его пути поставлены эффективные заграждения. Потом, когда мазутные пятна на поверхности реки были продемонстрированы, объяснили, что это никакой не мазут, а лишь его «фракции». (Очевидно, это должно успокоить москвичей. Но почему-то потреблять воду с «фракциями» тоже не хочется.) Да и вообще скоро весь мазут растворится, так что никто ничего не почувствует. «Загрязнения питьевых источников не произошло. Водоснабжение Москвы абсолютно точно не пострадает», — успокаивает всех глава федерального агентства водных ресурсов России Рустэм Хамитов. А если вдруг и пострадает, то «в случае попадания в воду каких-либо стоков будут применены средства, избавляющие воду от запахов», — уверяет начальник Управления ЖКХ и благоустройства Москвы Николай Павлов.
Что ж, приятная новость: отравленная вода по крайней мере пахнуть неприятно не будет. Хотя специалисты утверждают, что токсины, выделяющиеся из нефтепродуктов, и так не имеют ни запаха, ни вкуса — даже без специальных средств по «благоустройству». Токсины, как я понимаю, это и есть те самые «фракции»...
Но если москвичам действительно повезет и все обойдется, то жителям Тверской области уже не повезло. Или они чистой воды не заслужили? Наверное, власти считают, что для них такое положение дел уже привычное, а нефть не хуже гепатита, причины острой вспышки которого до сих пор не выявлены. Жители наиболее пострадавшего от гепатита Ржева еще недели три назад говорили, что воду в их городе не только пить страшно, в ней и мыться-то боязно.
В общем, власть, очевидно, считает, что у граждан уже иммунитет выработался — переживут. И главное, о чем власть беспокоится, чтобы ее в происшедшем не обвинили и расплачиваться во всех смыслах не заставили.
МЧС преуменьшает масштабы происшедшего, дабы никто не задумался, что функции этого ведомства состоят не в появлении его руководителей в героическом ореоле единственных спасителей на месте очередной катастрофы, а в предотвращении этих катастроф. Конечно, предотвратить можно не все, но в таком случае МЧС должно квалифицированно бороться с последствиями. Уровень «квалификации» хорошо проявился после крушения: специалистов или не нашлось, или им не захотелось возиться в черной грязюке (чего уж тут героического?), и основной рабочей силой оказались привлеченные в качестве добровольцев местные жители. А разгребать грязь пришлось фактически вручную — насосы ломались. Оказывается, почва в этой Тверской области для них какая-то неподходящая.
Причины для беспокойства ОАО «РЖД» вообще объяснять не надо. Ведь именно эта организация должна следить за состоянием путей, из-за проседания которых и произошла авария. Но, конечно, железнодорожники ни в чем не виноваты. «Земля внизу вязкая, жидкая, потому что дожди прошли... Пошел поезд — произошло проседание одной нитки рельса. В этой ситуации трудно что-либо предпринять заранее, практически невозможно. ЭТО СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ ПО СУТИ ДЕЛА», — говорит в интервью РТР Владимир Якунин.
Дождь — это как цунами, стихийное бедствие! А, значит, никто не виноват, требуйте компенсаций с дождя. И хотя руководство РЖД и «взяло на себя ответственность за случившееся», как недавно взяло на себя ответственность за энергокризис в Москве руководство РАО ЕЭС, но реально отвечать за последствия, скорее всего, придется опять лишь нам с вами. Почему? А потому что никаких выводов не делается. А делать их необходимо — и немедленно. Якунин сообщает, что для ликвидации аварии (которую сам он не считает из ряда вон выходящей) был потрачен трехлетний запас тросов! Что же получается: у железнодорожников не только нормальных насосов нет, но даже и обыкновенных тросов не хватает?
А само заявление, что «предпринять заранее ничего было невозможно», безусловно, говорит о том, что и теперь, после аварии, предпринимать ничего не будут и проверять состояние путей не намерены. И кого после этого удивит, что уже 21 июня, теперь под Туапсе, с рельсов сходит очередной товарняк, четыре вагона падают в Черное море. Слава богу, на этот раз обошлось без мазута! Хотя и в этом случае железнодорожники не виноваты: опять стихийное бедствие. На этот раз — сель. К тому же никто не погиб. А что полтора десятка поездов и несколько тысяч пассажиров, главным образом отдыхающих, отправлявшихся на курорты Кавказа или возвращавшихся с них, на несколько часов оказались блокированными, а график движения был нарушен — это вроде бы и не страшно.
Впрочем, простои, пожалуй, единственное, что РЖД все-таки волнует. Потому что связано с прибылью. Хотя требования возместить ущерб Тверской области от аварии в размере 100 млн. рублей Владимира Якунина не слишком обеспокоили: мы, мол, лично знакомы с губернатором Зелениным и как-нибудь разберемся, заявляет он. А вот восстановить железнодорожное сообщение на аварийном участке железнодорожники стремились как можно быстрее. Даже вопреки здравому смыслу и безопасности прокладывали разрушенные рельсовые пути прямо по неубранному мазуту. Конечно, ведь каждый день простоя для ОАО «РЖД» — это убытки и штрафы. А эффективность работы при капитализме определяется прибылью. И только прибылью.
И что с того, что рано или поздно не собранный мазут все равно придется собирать — и расходы на это намного превысят нынешние убытки от возможного простоя, особенно если, не дай бог, произойдет какая-нибудь новая беда (например, неубранное топливо загорится от случайной искры или сигареты, чего исключить никак нельзя). Но ведь расходы эти будут не «железнодорожные», а государственные, то есть чужие. А на безопасность, а тем более экологическую обстановку и вообще наплевать — это уж совсем не по их ведомству.
Однако косвенно о причинах последних аварий в своем интервью Российскому телевидению Якунин все же сказал: «Мы сегодня уже не в начале реформы, а в начале второго этапа реформирования. У нас сегодня стоит задача развивать конкурентный рынок железнодорожных перевозок». А далее последовали всем известные слова о сервисе и эффективности, которые необходимо обеспечить гражданам. Кто же против сервиса и эффективности? Но если бы думали о нас, то хотя бы тросов новых закупили, которых на три года вперед израсходовали. Для ликвидации следующей аварии. А она обязательно произойдет. Может быть, даже завтра.
Суть же реформы ОАО «РЖД» вот в чем. Пассажирские перевозки, как известно, убыточны. И не только в России, но и везде. Поэтому их дотируют. В СССР и России это происходило за счет перекрестного субсидирования, то есть прибыльных грузовых перевозок. Теперь этого не будет. Создается отдельная федеральная пассажирская компания, которая будет обслуживать только пассажиров. А недостающие деньги, по словам Якунина, «будут дотироваться из государственного бюджета, как это делается во всем мире. Это социальная функция, и государство эту социальную функцию намерено выполнять».
Ссылки на «весь мир» уже давно всерьез не воспринимаются, потому что при ближайшем рассмотрении выясняется, что везде процесс организован по-разному, с учетом местных условий. Российские «местные условия», к сожалению, слишком хорошо известны. Как, впрочем, и то, каким образом наше государство исполняет свои «социальные функции».
Короче: цены на железнодорожные билеты неизбежно будут расти. Причем и на грузовые перевозки, которые вроде бы освобождены теперь от «социального бремени», тоже. Что полученные средства пойдут именно на наш, а не чей-то другой персональный комфорт и безопасность, поверить, увы, невозможно. Уж слишком все это похоже на реформы другой крупнейшей компании, РАО «ЕЭС».
Кстати, ее руководитель Анатолий Чубайс в понедельник сообщил, что главными причинами недавнего энергетического кризиса было изношенное оборудование и ошибки персонала. При этом о старых трансформаторах на Чагинской подстанции он говорил почти с ненавистью, как об еще одном пережитке проклятой советской эпохи. Да уж, неэффективная и неконкурентоспособная в СССР была промышленность, коли выпускала оборудование, функционировавшее по 45 лет. Зато нынешняя, отданная в руки лучшим менеджерам, вообще практически ничего не выпускает.
Кто же спорит с приведенными Чубайсом причинами? Все так и есть: техника, и не только в энергетической отрасли, буквально на последнем издыхании. (Об этом свидетельствуют и последние неудачи российской космонавтики. В ночь на вторник неудачей закончился запуск российской ракеты-носителя «Молния-М», которая должна была вывести на орбиту военный спутник. Через сутки аппарат «Космос-1» с солнечным парусом не вышел на расчетную орбиту по неустановленным пока причинам. «Солнечный парус» — совместный амбициозный российско-американский проект, который, по замыслу его российских участников, должен был продемонстрировать, что и «в новых условиях» при капитализме наша страна может успешно развивать космическую отрасль.)
Только вот реальную прибыль, извлекаемую из реформ, такие реформаторы пускают отнюдь не на обновление фондов и техническое развитие. Чубайс, правда, сказал, что после блэк-аута реформы энергетики «скорректируют»: подстанции подобные Чагинской будут отнесены к Федеральной Сетевой компании, то есть переданы фактически в федеральное подчинение — на баланс правительства. Вот пусть правительство и меняет на них старые трансформаторы, а РАО «ЕЭС» найдет, куда получше деньги потратить.
Свой вклад в расследование обстоятельств энергетической катастрофы внес и председатель думской комиссии Владимир Пехтин. По его словам, во всем виновата не Чагинская подстанция, а Очаковская. А если быть совсем точным, то неудачно упавшее дерево.
А вообще московские деревья — это сущее стихийное бедствие. Видимо, их надо просто повырубать. Ну и, конечно, дожди. Хотя что делать с дождями (а зимой со снегом) — совсем непонятно. Во вторник, как заявляют в «Мосэнерго» и МЧС, из-за упавшего дерева пять районов города на юго-западе вновь остались без электричества. Обесточенными оказались 12 троллейбусных и 4 трамвайных маршрута, погасли светофоры. В Гагаринском районе в домах не было не только света, но и горячей и холодной воды. Впрочем, все, наверное, к лучшему. А вдруг это та самая вода, из Волги и Вазузы, что с «фракциями мазута»? А те, у кого электроэнергия еще есть, а поэтому и вода и работающий телевизор в наличии, могут еще раз убедиться, что все в порядке. Об этом их проинформирует, например, заместитель главы МЧС Юрий Воробьев, сообщив, что «даже в самом загрязненном месте нет угрозы для экологии». И вообще никто и ничто нам не угрожает.
Ну, может только российская власть, ставшая главным катализатором катастроф и катаклизмов. Есть даже соблазн назвать ее самым кошмарным стихийным бедствием для нашей страны. Но это будет неточно. Ведь никто не голосует за землетрясения или цунами. А своих депутатов и президентов мы выбираем сами.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА
blog comments powered by Disqus