10.02.2004 22:42 | Совраска | Администратор
МОЛЧИ — ЗА УМНОГО СОЙДЕШЬ
По-видимому, «Единая Россия», получившая абсолютное большинство в Госдуме, не очень хорошо понимает, что с этим самым большинством делать. За месяц с лишним после избрания Госдума провела лишь 5 заседаний. Да и в дни заседаний депутаты себя особенно не утруждают. Например, в пятницу, 6 февраля, вместо того чтобы работать полный день, энергично пробежали по повестке дня (всего 9 пунктов по сравнению с 45—50 пунктами раньше) и еще до обеда разошлись.
За эти краткие часы «единороссы» успевают показать, что интересы тех, кто их избрал, теперь особого значения не имеют. Однако явно демонстрировать пренебрежение к народу нельзя — грядут президентские выборы. Поэтому начинаются чудеса. Особенно вокруг вопроса, который вызывает наибольшее раздражение народа — вокруг Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности.
Вот смотрите. В прошлый вторник депутат В.Гришуков (КПРФ)предложил внести в повестку дня проект постановления, требующего от правительства РФ снизить тарифы по автогражданке. Во время утреннего обсуждения повестки дня «единороссы» это предложение провалили. Это было в 10 часов 43 минуты. Казалось бы, все. Вопрос закрыт. Но в 13 часов 16 минут зам. председателя Госдумы Боос («Единая Россия») вдруг внес предложение вернуться к проекту В.Гришукова. «Мы сегодня утром его исключили, поскольку содержатся неконституционные нормы в самом тексте. Предлагаю все-таки, несмотря ни на что, его включить в повестку дня и решать вопросы комплексно».
Чего это вдруг г-н Боос взволновался? Почему вопрос об автогражданке, который с таким трудом погасили утром, вдруг заполыхал перед обедом? Разгадку нужно, очевидно, искать вот в чем. Стало известно, что в кабинетах президентской администрации появились мониторы прямого телевещания из зала заседания Госдумы. То есть джентльмены из администрации, управляющие «избранниками народа» из «Единой России», получили возможность отслеживать действия своих подопечных и в нужный момент их корректировать.
Логика в данном случае была примерно такой: все равно проклятая автогражданка так или иначе вылезет. Никак настырные коммунисты не успокоятся. Поэтому лучше дать коммунистам пошуметь сейчас, выпустить пар, чтобы этот пожароопасный вопрос до выборов больше не поднимался. А вопрос действительно острейший. Как выяснилось в ходе дебатов, каждое десятое письмо, поступающее в Госдуму, — на темы автогражданки. Г-н Боос невзначай проговаривается: «Я предлагаю этот вопрос сегодня рассмотреть и времени больше не тратить на вопрос об автогражданке. Уж коли один день выделили на это, все проекты, с этим связанные, сегодня и рассмотреть». Рассмотреть, отмучиться и забыть. Как говорится, с глаз долой — из сердца вон.
Но тут вмешался В.Гришуков. «Интересное явление мы наблюдаем: то представители «Единой России» против категорически, то — давайте внесем в повестку, рассмотрим и закроем тему навсегда, чтобы не было больше. Будет, уверяю вас, будет, хотите или нет. Еще раз повторяю: я внес проект на совет Думы для рассмотрения этого вопроса. Но только не в том контексте, в котором предлагают авторы других проектов. А чтобы полностью отменить нарушение прав граждан. А тех, кто готов подписать обращение в Конституционный суд, прошу подойти сюда: у меня уже есть шестьдесят с лишним подписей, осталось немного — и направим. Если мы сами уходим от решения этого вопроса, то Конституционный суд внесет ясность».
Его поддержал координатор фракции КПРФ С.Решульский: «Вообще-то интересно получается: без меня меня женили. Автор дорабатывает проект и просит его сейчас не рассматривать». Заход г-на Бооса сорвался. Но без «автогражданки» в этот день все равно не обошлось, ибо несколько депутатов из оппозиции внесли проект парламентского запроса главе правительства РФ Касьянову «О пересмотре базовой ставки страховых тарифов». Тут же появился альтернативный проект запроса, автором которого был депутат В.Резник — искренний друг страховщиков.
Что выяснилось в ходе дебатов? А вот что. При обсуждении закона об автогражданке в прошлом году чиновники утверждали, что размер страхового тарифа составит примерно 600 рублей, что в законе предусмотрена минимальная прибыль для страховых компаний и деньги пойдут в первую очередь на выплату тем, кто пострадал от ДТП. Закон действует полгода. С 1 июля 2003 года по 1 января 2004 года страховщики собрали 24,8 миллиарда руб. Но выплатили на компенсации только 1,2 миллиарда руб. И это при том, что на 1 января с.г. застраховалась только половина автовладельцев. То есть сверхприбыли страховщиков вырастут еще в два раза.
Особое негодование народа вызывает также, что добровольное страхование оказалось более дешевым, чем обязательное. Зато выплаты при добровольном страховании — выше. По логике при увеличении числа застрахованных лиц должен уменьшаться тариф и увеличиваться выплаты. А тут все происходит как раз наоборот. Еще одна «несуразица»: автолюбителю дано право страховать машину не на год, а на шесть месяцев. Но при этом он платит не 50% от размера тарифа, а 70%. В чей карман идет разница?
Теперь о проекте запроса В.Резника из «Единой России». В ходе дебатов выяснилось, что он предлагает отказаться от коэффициентов страховых тарифов в зависимости от территории, где используется машина. Что получается? Для богатой Москвы установлен повышенный тариф. Для сельской местности, для рабочих поселков — пониженный (0,4—0,6). Так вот правительству предлагают ликвидировать территориальный коэффициент, чтобы снизить тариф для Москвы и соответственно повысить тарифы для сельской местности, для областных и райцентров. Кроме того, предлагалось снизить тарифы для людей, имеющих мощные иномарки. По мнению депутатов, которые участвовали в обсуждении, чтобы сохранить свои прибыли, страховые компании будут вынуждены компенсировать снижение тарифов на мощные иномарки повышением тарифов на менее мощные «Жигули», «Москвичи» и «Волги».
И что же противопоставил этим очень серьезным доводам, затрагивающим интересы десятков миллионов людей, г-н В.Резник? Он долго ходил вокруг да около, но не удержался и в одной короткой фразе довольно цинично сформулировал подход «Единой России»: «Не хотел бы, чтобы на волне эмоций были приняты такие решения.., которые могли бы привести к серьезной финансовой дестабилизации страхового рынка». Вот, собственно говоря, и вся нехитрая аргументация: «Руки прочь от прибылей страхового бизнеса!»
Так что те миллионы автовладельцев, которые проголосовали за «Единую Россию», теперь совершенно ясно видят истинные причины того, что денежки нежданно-негаданно начали перетекать из их карманов в сейфы страховых компаний. Мы все помним, какие ожидания вызвало среди автовладельцев принятие в первом чтении закона, приостанавливающего первоначальный грабительский закон об «автогражданке». Так вот, возмущенно воскликнул г-н Резник, «какой это был негативный сигнал рынку». То есть рынок — все, интересы миллионов автовладельцев — ничего.
Депутаты из фракции КПРФ решительно выступили против проекта документа г-на Резника. А.Локоть заявил, что он «вообще написан с точки зрения страховых компаний». В.Тюлькин: «Люди возмущены тем, что огромная мощь милиции в виде ГАИ направлена на практически насильственное вовлечение людей в число клиентуры частных страховых компаний». Н.Кондратенко: «Я не вижу здесь заботы о пенсионерах, об инвалидах первой и второй групп, которые мыкаются без работы, о семьях, в которых двое-трое детей. Мне непонятна ваша забота о тех, кто имеет по два автомобиля». А.Макашов: «После торговли наркотиками и оружием страховое дело — самое прибыльное. Во второй Госдуме депутат Тарачёв пытался провести эту автогражданку. Так Тарачёва волжские казаки на кругу постановили высечь нагайками за то, что он «замылил» их ваучеры, и за то, что пытался ввести вот эту автогражданку. Я рад, что завтра будут озвучены фамилии Резника и компании и то, что они защищают интересы богатых страховщиков. Но я переживаю за «партию власти»: неужели она не думает, что народ резко противится этому, и сегодня защита маленького слоя страховщиков подрывает всю власть? Я переживаю за то, что нагайками достанется не только Тарачёву, но и всем, кто проголосует за антинародный закон».
С.Решульский предложил представить себе такую ситуацию, когда автолюбители, отчаявшиеся от поборов, выведут своих «коней» на центральные улицы, и те «заглохнут». Машины встанут, всё будет парализовано. «Я вас уверяю, что на следующий день здесь, в Госдуме, будет законопроект, внесенный либо правительством, либо президентом России, а еще через день мы с вами сразу в трех чтениях без всяких статистических данных примем необходимый всем нашим гражданам закон, который снижает тарифы. Ведь всем же без всяких статистических данных известно, что тарифы завышены как минимум в три раза. Речь идет о крупных деньгах, о двух-трех миллиардах долларов. Эти доллары закрывают кому-то возможность проголосовать за интересы своих избирателей».
Сторонники «автогражданки» из «Единой России» в целом помалкивали. Как говорится, молчи — за умного сойдешь. Чего силы тратить на то, чтобы кого-то убеждать, что-то аргументировать. Включится единороссовская машина для голосования — и вопрос решится сам по себе. Так оно и вышло. Проголосовали. Проект депутатов от оппозиции получил 121 голос «за» и 122 — «против». Проект В.Резника из «Единой России» — 256 «за» и 79 — «против». Так что ждите снижения тарифов для богатых и повышения — для бедных. Андрей РЕБРОВ.
blog comments powered by Disqus