25.07.2005 13:07 | Совраска | Администратор
НАМ УГРОЖАЕТ НЕПОПРАВИМЫЙ УЩЕРБ
Российской Федерации М.Е.Фрадкову
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
об угрозе энергетической и военно-стратегической безопасности страны в связи с передачей частным иностранным компаниям запасов углеводородного сырья на Арктическом шельфе Российской Федерации.
Уважаемый Михаил Ефимович!
В своем послании Федеральному собранию Российской Федерации президент России В.В.Путин поставил задачу «четко определить те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе, государственного капитала», имея в виду в том числе «месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для будущего страны, для будущих поколений россиян». К таковым, несомненно, относятся богатейшие месторождения углеводородного сырья, сосредоточенные на Арктическом шельфе Российской Федерации, вопрос освоения которых реально поставлен сейчас на повестку дня.
В то же время получаемая информация свидетельствует, что несмотря на обсуждение в прессе, в частности в «Парламентской газете», обращения, в том числе в правительство, депутатов Государственной думы, ситуация с передачей производственных активов и стратегически важных углеводородных ресурсов на Арктическом шельфе России фактически иностранным компаниям не только не остановлена, но продолжает ухудшаться.
Так, созданному в 2002 году ЗАО «Арктикшельфнефтегаз», за которым стоит ЗАО «Синтезнефтегаз», являющееся, в свою очередь, дочерним предприятием ЗАО «Корпорация Синтез», были переданы три государственные лицензии на право пользования недрами на дне Баренцева моря с запасами газа в совокупном объеме около 2,3 трлн. м3, а также уникальное имущество и оборудование, предназначенные для работ на Арктическом шельфе, находящиеся ранее в распоряжении государства. Лицензионные обязательства по двум из трех упомянутых лицензий не выполняются.
Следует особо отметить, что ЗАО «Корпорация Синтез» на 99,5% принадлежит зарегистрированным в Швейцарии компаниям «Bartond S.A.» и «Petrosol Holding S.A.», а в упомянутом ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» участвует также АОА «Промышленные инвестиции», совладельцем которого наряду с ЗАО «Корпорация Синтез» является ООО «Золотой дом», который принадлежит офшорной компании «Trade Coucept Ztd», о. Джерси, владение Великобритании.
В 2004 году Минприроды России продолжило без проведения конкурса выдавать ЗАО «Синтезнефтегаз» лицензии на геологическое изучение участка «Адмиралтейская площадь» в районе архипелага Новая Земля, который является уникальным месторождением с запасами около 1 млрд. тонн углеводородов. Были полностью проигнорированы заявки российских, в том числе государственных компаний. Это при том, что никому не известное ЗАО «Синтезнефтегаз» заведомо не располагало ни опытом, ни кадрами, ни иными ресурсами для самостоятельного освоения лицензии. И, как следствие, до настоящего времени лицензия также не осваивается.
Тем не менее в последующем Минприроды России опять же административным решением выдало ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» и ЗАО «Синтезнефтегаз», а по существу стоящему за ним все тому же ЗАО «Корпорация Синтез», еще ряд лицензий на пользование недрами Арктического шельфа России. Это участки: «Пахтусовская площадь», «Заполярный», «Северо-Заполярный», «Алексеевский» с потенциальными запасами 500 млн. тонн углеводородов, а также перспективный участок «Кольско-Каменская моноклиза».
На фоне декларируемого равного доступа к углеводородным ресурсам фактически произошла «ползучая» передача через подставных российских юридических лиц огромных запасов углеводородов российского Арктического шельфа, оцениваемых в 2 млрд. тонн нефти и 2 трлн. м3 газа, в целях не освоения, а контроля и по всей видимости последующего спекулятивного использования весьма сомнительными иностранными собственниками.
Во главу угла экономической политики в отношении Арктического шельфа сейчас ставится прежде всего получение денежных средств от продажи лицензий, цена которых в условиях недоразведанности потенциальных месторождений, как показывает практика, будет кратно занижена. В то же время нельзя игнорировать насущные вопросы развития, одновременно с разработкой шельфовых месторождений, инфраструктуры региона, российского машиностроения и других отраслей промышленности, увеличения на этой основе налогооблагаемой базы и доходов населения, платежеспособного спроса и других стимулов реального роста экономики.
С учетом изложенного приходится констатировать, что речь идет (если за этим нет умысла и выгоды) о стратегических просчетах, поставивших под угрозу перспективное освоение российского Арктического шельфа и могущих привести к непоправимому ущербу с точки зрения энергетической, экономической, а учитывая приграничную специфику морского шельфа, и военно-стратегической безопасности России. Результаты безответственных позиций и действий отдельных органов государственной власти и должностных лиц по своим последствиям могут превзойти печально известное соглашение 1990 года Э.Шеварднадзе и Д.Бейкера, по которому СССР, а впоследствии Россия, потеряли 50 тысяч квадратных километров своих территориальных вод и сосредоточенные в них огромные ресурсы.
Просим вашего рассмотрения и официального ответа в Государственную думу Российской Федерации.
Г.А. ЗЮГАНОВ,
руководитель фракции КПРФ
blog comments powered by Disqus