13.05.2003 00:55 | Совраска | Администратор
НЕ ПОРА ЛИ НАМ НАЗАД — В БУДУЩЕЕ?!
Подготовка к 9 Мая 2003 года началась задолго. Звонят друзья, они тоже полюбили красное шествие, и каждый год мы вместе обдумываем новые детали нашего поздравления ветеранов, чтобы праздник не походил на предшествующие.
И этот год уж точно оказался особенным, ибо произошло маленькое чудо. Накануне в газету «Советская Россия» пришел факс от некого Владимира Дмитриевича Козлова. Впоследствии я поняла, что это один из ветеранов, которого мы поздравляли 9 Мая 2002 года на Тверской площади. Вот что он написал:
Мария, Ольга, Лена и Светлана
На шествии к нам с другом подошли
И, нежною улыбкой осиянны,
Посланье душ своих преподнесли:
— Мы не одни. Мы знаем это твердо.
Победа ваша — праздник и для нас.
Идем в строю, и сердце наше гордо
Отстукивает время в этот час...
Зову своих девчонок, говорю: так и так, нам — сюрприз. Они сначала не понимают, потом читают стихотворение и на глазах буквально расплываются в улыбках... Мы с еще большим энтузиазмом приступаем к предпраздничным хлопотам: покупаем сувениры, цветы, делаем открытки, сочиняем текст поздравлений. А еще я придумала одеться в школьную советскую форму и непременно с комсомольским значком. Девчата одобрили, говорят: ветеранам приятно будет... Значит, то, что мы делаем, не зря, ведь вот оно, — стихотворение, да от кого (!), от легендарного солдата, легендарной армии— победительницы, легендарной войны.
Я связываюсь с Владимиром Дмитриевичем, поздравляю с наступающем праздником, мы очень душевно говорим. В прошлом году на демонстрации он шел вместе с другом Юрием Сергеевичем Белоносовым, когда мы подошли их поздравить. И вот теперь я еду к Юрию Сергеевичу в гости, чтобы вновь поздравить и услышать еще одну правдивую историю о Великой Отечественной войне из уст ее участника.
Если бы вы только знали, как хорошо меня приняли Юрий Сергеевич и его жена Галина Николаевна. У всех сложилось впечатление, что мы знакомы всю жизнь! Это удивительно дружная интеллигентная семья с четкими гражданскими понятиями, я бы сказала, самая что ни на есть советская семья, словно из фильмов 50-х годов, предстала наяву. Под мерное тиканье часов Юрий Сергеевич рассказывает о военном прошлом. И волей-неволей глаза ветерана увлажняются, ведь то, о чем он вспоминает, — его молодость, жестокая и героическая молодость страны.
Война для Юрия Сергеевича началась в апреле 1943 года, когда его, 18-летнего мальчишку, направили во второе московское пулеметное училище в Узбекистане. Изнурительная подготовка по 10 часов полевых занятий ежедневно в течение года, и вот он младшим лейтенантом едет в товарном вагоне на фронт. Третий Белорусский фронт под командованием генерала армии Черняховского, Восточно-Прусская операция, 34-я зенитно-артиллерийская дивизия. 19-летний Юрий командиром взвода прошел всю Восточную Пруссию до самого Кенигсберга. В задачу его дивизии входило поддерживать советскую авиацию с земли: заградогонь, прицельная стрельба. Сбитые «мессеры» поднимали боевой дух. Передовые части наступали очень активно, немец шел на попятную. И вот в одном из авианалетов противника был убит пулеметчик дивизии, тяжело пострадал ротный повар. Но ничто не смогло сломить боевой дух воинов, в то время как немцы приковывали своих солдат наручниками к пулеметам, чтобы те не сбежали. «Молодые были и страха не чувствовали, — говорит Юрий Сергеевич, — часто смеялись: если пуля свистит, не прыгай, она не твоя... Во время боевых действий забывали обо всем: и о том, что голодные, что не спали уже несколько суток. А если и спали, то нередко прямо под открытым небом, соломки так постелешь у колес «ЗИСа», вшестером вздремнешь часика полтора, согревая друг друга, — и вперед «За Родину, за Сталина»...». Потом Юрия за боевое отличие отправили в отпуск. И вот шагая 15 километров в штаб, он встречает командира полка, который прямо на дороге вручает ему орден Красной Звезды.
Особенно меня тронула история дружбы двух солдат, их преданность и уважение друг к другу по жизни. Они неразлучны и теперь. Их-то мы и повстречали на праздничном шествии. Так, даже в страшном 1993 году гражданский дух советского человека не позволил им сидеть сложа руки. Они встали, два фронтовых друга, вышли на митинг протеста, пустились в бой с омоновцами, преградившими стихийное восстание.
Пришли на митинг ветераны и теперь. Шествие в этом году было знатное вопреки всем поклонным горам, где выдавались путинские подачки! Патриотическая Тверская была красна, как никогда, многолюдна — настоящее красное половодье. Радует небывалое количество молодых лиц в наших рядах. Это примечают все, потому что перемены налицо, и прошли уже в конце концов те времена, когда красное движение могло комплексовать по поводу отсутствия преемственности. «Продолжайте наше дело, мы передаем вам свои полномочия, Советская республика должна быть восстановлена», — так говорили ветераны, которых мы поздравляли, и особенно счастливы были, когда слышали, что мы — патриоты и что нам не безразлична судьба Отечества.
Вот на тротуаре стоит какой-то парень в желтом жириновском галстуке и орет, что Сталин — отстой. Так что ж вы думаете, не прошло и секунды, как ребята из нашей колонны круто разворачиваются и направляются к нему с репликой: «Что ты сказал?!», А тот ноги в руки — и бегом. А кто-то говорит, что молодежи нормальной нет!
Ветераны с радостью откликаются на наши поздравления, а на вопрос: «Вы откуда?», мы отвечаем: «Из Советского Союза».
Удивительно то, что сюда приезжают из разных уголков России: вот ветераны из Калмыкии, вот из Белоруссии. «Ну что, устал идти?» — слышу вопрос однополчан. «Да нет, хорошо!». А вот ветеран весь в орденах на костылях, а с ним взрослый внук. Дед с гордостью рассказывает нам, что внук тоже теперь военный и будет защищать Родину. Юноша смущенно улыбается.
Здесь все так чудесно, люди добрые, открытые, поздравляют друг друга, кто цветы дарит, кто купил конфеты и раздает прохожим просто так. В глазах почти у всех настольгия по былым временам. И напоминает мне наше шествие весну 1945-го, никогда мною не виданную, но я чувствую в себе ее добрую энергию, помню и ликование народа в связи с возвращением на Землю Юрия Гагарина. И хочется сказать: «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз. Сильнее и чище нельзя причаститься к великому чувству по имени класс».
Сейчас же люди обделены человеческим теплом. Нам не хватает любви, искренности, уж слишком долго нас держат под колбой с изнурительным газом насилий, страданий, трагедий. Послушайте, не пора ли нам наконец назад — в будущее! Ведь нет нам радости в буржуазном капиталистическом мире вещей и денег. Это понятно хотя бы потому, как глупо, вычурно, ненужно смотрелись все эти рекламные щиты, шикарные витрины с ширпотребом на фоне всеобщего ликования 9 Мая 2003 года. Нет, нет и нет — мы не общество потребителей!
И плакали ветераны, когда их поздравляли, и воцарялся щемящий душу звон орденов, и солнечный день становился еще светлее, теплее и радостнее. Еще раз, дорогие ветераны, с праздником вас. Уважение к вам безгранично за вашу стойкость, за вашу верность Отечеству на протяжении всей жизни. Вы — лучшие из русского многовекового племени! И мы горды, что живем с вами на одной земле.
Маша МОНОМЕНОВА.
blog comments powered by Disqus