21.06.2005 14:02 | Совраска | Администратор
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АПАРТЕИД
Рассказывая про новые законопроекты, А.Фурсенко явно рассчитывал обойти «узкие» места предстоящих преобразований. Но депутаты атаковали его вопросами. Больше всего их возникло у членов фракции КПРФ. Когда начнут расти студенческие стипендии и заработная плата педагогов и преподавателей, интересовались Иван Мельников и Тамара Плетнева. «Поднятие стипендиального фонда необходимо… но прежде нужна дифференциация, будут социальные стипендии и за хорошую успеваемость», а что касается педагогов, «президент говорил о повышении не менее чем в полтора раза в реальных ценах», отвечал неуверенно Фурсенко, хотя сам ранее обещал повышение в 2 раза. И тут же признался депутатам, что и после реформ «зарплата не будет достаточной и не будет тем, что должны получать учителя», просто «работникам образования будет предоставлено больше прав, в том числе руководителям системы образования, для привлечения дополнительных средств».
Оказалось, поиск этих средств, а иными словами, коммерческая деятельность, плохо сочетается с процессом воспитания молодых специалистов. Пример привел Виктор Тюлькин: Петербургский архитектурный университет сдал помещение под клуб сексуальных меньшинств, «в рынок вписался, а о воспитании нравственности студентов забыли». О таком привлечении средств «печется» министерство? — допытывался депутат. «Такое происходит не только в Санкт-Петербурге. С этими вопросами мы разбираемся», — уклончиво ответил Фурсенко.
Куда эффективнее и надежнее, по мнению Олега Смолина, была бы система налоговых льгот для образовательных учреждений. «Группой депутатов внесен и даже подписан председателем Совета Федерации законопроект о продлении льготы по налогу на имущество до 2009 года. Готово ли Минобрнауки поддержать наш законопроект?» — добивался депутат. Ответ министра: «Мы дадим свои заключения…»
Ничего конкретного Фурсенко не пообещал Владимиру Кашину, усомнившемуся в правдивости обещаний общедоступного образования. «Какое ж оно общедоступное, если
в стране до 5 млн. детей и подростков не учатся в школах?» — недоумевал В.Кашин. «Существует проблема, многие ребята не посещают школы», — согласился министр.
И не «смог» утешить Альберта Макашова, которого волновало качество обучения в суворовских, нахимовских и кадетских училищах, где из-за отсутствия унифицированных программ и внятной позиции Минобразования, «каждая губерния мудрит по-своему». Так и будет, сказал министр, «училища отнесены к уровню общего образования и находятся в компетенции регионов».Ответы министра не только не развеяли, а укрепили критическое отношение депутатов к реформам. Многие из них уже успели детально изучить проекты, которые министерство вот-вот представит в Госдуму, где «Единая Россия» нажмет на кнопки и тогда самые худшие опасения начнут сбываться.
За реформированием образования стоят те же авторы, которые успели развалить целый ряд отраслей в производственной сфере. Это А.Кудрин со своим Минфином и Г.Греф с Минэкономразвития и торговли. Еще в 2001 году в экономической программе на десятилетний период они предписывали «образованию стать рыночным», научиться на себя зарабатывать. Программа вызвала тогда такую всеобщую критику, что ее быстренько «задвинули». Но идеи сохранились. И вот теперь нашелся Фурсенко, который взялся осуществить кудринские и грефовские замыслы.
Они зловещи, антидемократичны, антисоциальны, антинаучны, заявляют коммунисты. В разработке реформ не участвовали ни ученые, ни специалисты. В их основе — известные схемы: приватизация, платность услуг, в данном случае образовательных, усредненный подход к качеству обучения через введение ЕГЭ, который характеризуется, как «культура продавца или пассажира, отгадывающего кроссворды».
Разделяй, руководи и ни за что не отвечай — лозунг, которому следуют реформаторы. Студентов они будут делить на платных и бесплатных, успешных и малоуспешных, перспективных и прочих; образовательные учреждения — на автономные (АУ) и государственные автономные некоммерческие организации (ГАНО), чтобы потом банкротить и приватизировать. Ссылаясь на Болонскую декларацию, подписанную в 2003 году Минобрнауки с целью сближения с единым европейским пространством и достижения конвертируемости российских дипломов, реформаторы «выбросят» на мировой рынок российских специалистов, где, конечно, работодатели (т.е., капиталисты) «купят» лучших из лучших. Потом начнут сожалеть и искать причины утечки умов. Но все делается целенаправленно, чтобы таланты в России не задерживались. По оценкам ученых страна (СССР, а потом РФ), начиная с конца 70-х годов, на утечке умов понесла убытки не менее чем в 1 трлн. долларов. Особенно это усилилось в 90-е годы. В последнее пятилетие несколько замедлилось, но реформирование снова подтолкнет молодых образованных людей искать заработков за кордоном.
«Если в РФ сохранится заработная плата интеллигенции на том уровне, который заложен сейчас и никак не может сдвинуться с мертвой точки, и при этом выпускники вузов получат конвертируемые дипломы, то мы получим новую волну иммиграции», утверждает О.Смолин. За реформой образования не стоит ни серьезно просчитанных методик, ни социальных, ни экономических перспектив, ни гуманитарных задач. Все подчинено экономии финансов на учителях и преподавателях. Их статус и материальное положение реформаторы не собираются поднимать. Они рассчитывают отсеять бедных от возможностей получить качественное образование, усечь количество государственных образовательных учреждений, чтобы у бюджета было меньше нахлебников, и окончательно увести государство от забот за общество и будущее страны.
Стратегия образовательной политики, по словам О.Смолина, высказавшего в лицо министру все, что он думает о реформе, предложена методологами, которые действуют по известному принципу: кто умеет, тот работает, кто не умеет работать — учит, кто не умеет учить — управляет. В России методологи управляют системой образования, превращая ее в систему образовательного апартеида и дальнейшего нарастания неравенства возможностей в области образования. В частности, подчеркнул депутат, «замена дошкольного образования предшкольным отменяет конституционное право граждан на дошкольное образование».
О.Смолин, избранный первым заместителем председателя думского Комитета по образованию и науке, стал одним из организаторов движения «Образование — для всех!» с целью остановить разрушительную реформу образовательной системы. Инициативу поддержала КПРФ. В движение включились ученые РАО, профессора МГУ, других ведущих вузов страны, Всероссийский фонд образования, Ассоциация демократических школ, Международная академия наук высшей школы, Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов, — всего более 30 организаций.
В тот самый день, когда Фурсенко выступал в Госдуме, участники движения провели в стенах парламента общественные слушания, на которые пригласили министра. Но тот проигнорировал приглашение. И напрасно. Образовательное сообщество уверено, что министру не избежать острого разговора. Интеллигенция больше молчать не намерена и предупреждает граждан, что ожидает их в случае реализации кудринско-грефовских планов.
1. Школа даст бесплатные знания только по предметам, включенным в государственный стандарт, который сократится в ходе «реформирования» на четверть по сравнению с нынешним объемом преподаваемых предметов. Знания по «нестандартным» предметам можно будет получить только платно! Необходимый уровень знаний станет доступен только детям из хорошо обеспеченных семей.
2. Реформа школьного образования поделит школы на хорошие и остальные. В хорошие, через систему конкурсов, попадут либо самые успевающие дети, либо дети богатых родителей.
3. Реформа не предполагает повышать качество образования. Только в лучших школах можно будет получить сносное обучение.
4. Все льготы сельским учителям будут отменены, уйдут в прошлое бесплатные обеды и льготный проезд для учащихся из малообеспеченных семей.
5. ЕГЭ — это тесты по пяти предметам. Ответы на них в 90 случаях из 100 не позволят оценить знания ученика и в особенности его способности мыслить, анализировать, рассуждать, что более всего необходимо для учебы в вузе. ЕГЭ — это проверка памяти и эрудированности учащегося, в чем смогут преуспеть молодые люди, натренированные репетиторами.
Перекрывая путь в вузы для бедняков, ЕГЭ открывает новые возможности для взяточников. За хорошие деньги будут «продаваться» вопросы, тесты и ответы к ним.
6. Реформа введет ГИФО — государственное именное финансовое обязательство для оплаты обучения в вузе. Его получат только те, у кого будет наивысший балл по результатам ЕГЭ. Но и ГИФО предоставит ничтожное вспомоществование студенту, которого не хватит ни на жизнь, ни на оплату за обучение. А Минобрнауки не собирается поднимать стипендию до прожиточного минимума, что неоднократно обещало в студенческих аудиториях.
7.Специалисты подсчитали, что для обучения в МГУ при нынешних ценах потребуется не менее 15 тыс. руб. в месяц. В вузах с двухуровневой системой нужно будет преодолевать «подводные рифы» конкурсных отборов при переходе от бакалавра до магистра (3—4 года обучения), потом — на специалиста (1—2 года).
8. Реформа не гарантирует педагогам оплату сверх минимального уровня. Исключение составят несколько вузов федерального подчинения. Региональные учреждения будут влачить жалкое существование.
9. Высшая школа останется без бюджетного финансирования научных исследований. На эти цели им предстоит самим зарабатывать, вступая в конкуренцию с академическими институтами, также лишенными бюджетной поддержки.
10. Смена статуса государственных образовательных учреждений, преобразование их в АУ и ГАНО, открывает путь к их приватизации. Запрет на приватизацию коснется только государственных учреждений в сфере образования, АУ и ГАНО выпадают из этой категории. Чтобы избежать банкротства, АУ и ГАНО вынуждены будут ввести платное образование.
При реформировании сократится в 5—6 раз прием студентов на бесплатное обучение. В совокупности со всеми рыночными нововведениями Россия получит систему образования, доступную максимум 20 процентам молодых людей. Остальные превратятся в дешевую рабсилу, которую работодатели (капиталисты) будут эксплуатировать без контроля и без гарантий на человеческую жизнь.
Собственно, все реформирование и задумано в угоду клану имущих, олигархов и прислуживающим им президенту, министрам, законодателям. Страну возвращают на два века назад, что О.Смолин назвал «тревожной тенденцией». В то же время он считает, что активная позиция ученых, педагогов, преподавателей на всех уровнях уже принесла кое-какие плоды: министр не упоминает о некоторых радикальных мерах в образовательной системе и предложил законопроект, который предусматривает бюджетное обучение для тех, кто отслужит в армии по контракту. Но в остальном «министерство наращивает неравенство возможностей к получению образования».
О.Смолин предлагает вести жесткое наступление за налоговые льготы для образовательных учреждений и достойную оплату труда учительско-преподавательского состава. Министр и президент высказывают разные обещания: один говорит о повышении зарплаты интеллигенции в 2 раза в течение 3 лет, другой — в полтора раза за те же 3 года. Но ни одно из них, по мнению О.Смолина, не отвечает ожиданиям, цены и инфляция заранее поглотят значительную часть суммы. Восстановление права педагогов на достойную жизнь и сохранение российской системы образования от разрушения — главные задачи движения «Образование — для всех!».
А в том, что очередная реформа несет огромный разрушительный импульс, никто в образовательном сообществе, по словам И.Мельникова (первого заместителя руководителя КПРФ, члена думского Комитета по образованию и науке, профессора МГУ), не сомневается. «За последнее время мне удалось побывать во многих регионах и встретиться с преподавателями и студентами большого числа вузов. Я не встретил ни одной аудитории, где бы новые образовательные реформы поддерживались. Везде дают такой диагноз: новая реформа неизбежно приведет к жесточайшим ограничениям доступности образования и падению его качества», подчеркнул коммунист, выступая на слушаниях.
До августа прошлого года, до принятия «Единой Россией» закона №122, у нас были неплохие законы об образовании и законы о послевузовском профессиональном образовании. Их надо было выполнять, полноценно финансировать, что исполнительная власть не делала. Сегодня проблема заключается в том, чтобы голос протестующей научно-образовательной общественности дошел до правительства и президента. Когда власть отворачивается от общества, не слышит профессиональное сообщество, у граждан остается 2 возможности. Первая — высказать свою позицию через референдум. КПРФ с такой инициативой выступила. Но Центризбирком не дает ее реализовать.
Теперь, когда власть отняла возможность проведения референдума, когда у коммунистов нет рычагов в парламенте, чтобы остановить пагубную реформу, остается действовать только одним способом — массовым протестом на улицах!
Власть только такой язык понимает. Власть видит, что реформа не поддерживается в обществе и боится реакции общества, профессионального сообщества. Не случайно после студенческих бунтов в срочном порядке в Госдуму был внесен законопроект по повышению стипендий на 100 руб., чтобы немножко снять накал протеста. Конечно, это было не повышение, а профанация, но по реакции министра ощущалось, что ситуация на улицах ему не безразлична. Тогда же был снят вопрос о ликвидации отсрочек от службы в армии для студентов.
Но такого рода подачки и предупредительные шаги не должны нас обмануть. Всем пора осознать, что обращение к массовому протесту — наш единственный реальный шанс остановить зарвавшихся монетаристов-реформаторов.
Подготовила
Галина ПЛАТОВА.
blog comments powered by Disqus