Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

09.06.2005 20:31 | Совраска | Администратор

О«ПОЛЬСКОМ САНТЕХНИКЕ»

Брюссель — в шоке. Франция — в правительственном кризисе. Европа — в недоумении. Евроскептики празднуют победу. Ведущие государства ЕС ставят под вопрос принятие общей конституции. Таковы результаты референдумов во Франции и Нидерландах о судьбе основного закона Европы.

Принимая проект общей конституции, руководители ЕС предполагали провести впечатляющую демонстрацию триумфа демократических ценностей и идеи единой Европы. Для этого народам предлагалось — самолично либо через парламенты — ратифицировать новый документ, что придало бы ему статус действительно основополагающего. Сначала все шло по плану: Словакия, Австрия, Венгрия, Италия, Литва, Греция, Испания, Словения и Бельгия утвердили конституцию. Даже Европейский парламент не остался в стороне, также одобрив ее специальной резолюцией. Колоссальная машина европейских бюрократий заработала на полную мощность, и тут из Франции в преддверии назначенного общенационального голосования стали поступать тревожные сигналы: по опросам общественного мнения противников конституции оказывалось больше ее сторонников. Аналогичные данные давали исследования и в Нидерландах. В конце концов опасения полностью оправдались, население обеих стран сказало твердое «нет»: 55% во Франции и 62% в Нидерландах (здесь, впрочем, референдум является лишь консультативным).

Конечно, такой поворот поставил дальнейший процесс интеграции под вопрос, впрочем, тут же некоторые наблюдатели стали уверять, будто история евростроительства всегда шла по схеме «два шага вперед, один назад». Однако за видимостью «трагедии» с конституцией проглядывают более серьезные проблемы Евросоюза: увеличивающийся разрыв между элитами и основной массой населения. Неслучайно все голосования в парламентах прошли без эксцессов, а именно волеизъявление народных масс — французов и голландцев — вызвало кризис.

Прежде всего необходимо отметить, что недовольство охватило население старых членов ЕС, которые по праву считались локомотивами интеграции. Ирония судьбы состоит также в том, что руководителем группы составителей проекта был бывший французский президент Валери Жискар Д’Эстен. Очевидно недовольство простых граждан растет на фоне сильного стремления элиты к укреплению наднациональных структур: в агитационную кампанию в поддержку конституции включились партии практически всего спектра (кроме крайне правых и крайне левых) — по данному вопросу обозначился политический консенсус. Не помогло.

Одна из причин такого исхода лежит, по-видимому, в противоречивости результатов политики Брюсселя, особенно в сфере миграционной политики. Поэтому-то символом угрозы со стороны мигрантов стал «польский сантехник»: массового наплыва дешевой рабочей силы из новых членов ЕС особенно боятся. Это своеобразная реакция на расширение ЕС в мае прошлого года, однако нельзя результаты референдумов объяснить только этим — корни уходят гораздо глубже.

В настоящее время в Западной Европе проживает около 17 млн. экономически активных иммигрантов. По некоторым оценкам число приезжающих для постоянного проживания в Западную Европу составляет 1,7 млн. человек в год. Еще более остро стоит проблема незаконного въезда. Парадоксально, но именно отсутствие внутренних границ в Евросоюзе сильно облегчает задачу нелегального проникновения, ведь пересечение общей границы ЕС делает дальнейшие передвижения практически неограниченными. Несмотря на усиление мер по охране рубежей, число желающих попасть в богатые страны только увеличивается.

Суть проблемы в том, что разница заработной платы иммигранта и западного рабочего (по статистике иммигранты получают на 30—50% меньше) делает чрезвычайно выгодным для работодателя привлечение иностранной рабочей силы: ведь последняя дешевле, легче управляема, менее организованна, не имеет профсоюзов и не требует каких-либо дополнительных социальных гарантий. Использование труда нелегалов еще привлекательнее, поскольку «плату за риск» предприниматель кладет себе в карман, выплачивая таким работягам еще меньше.

Стремление получить работу толкает граждан развивающихся стран на самые изощренные способы проникновения в страны Запада. Однако даже успешное преодоление границ не дает гарантию на получение рабочего места. Среди иммигрантов Франции уровень безработицы в три раза больше, чем среди коренного населения. В Нидерландах 35% турок и 42% марокканцев, проживающих там, не имеют работы; в крупнейших европейских городах возникли своеобразные гетто, в которых концентрируются беднейшие слои населения, в первую очередь выходцы из стран третьего мира. Тяжелые условия жизни вынуждают иммигрантов все громче и громче требовать политических и социальных прав, в частности уравнивания с коренными гражданами. Кроме того, лоббистские возможности их общин весьма велики — правительства вынуждены считаться с этим. Клубок противоречий становится все туже.

Впрочем, проблема заключается еще и в другом: в условиях конкуренции со стороны мигрантов, труд которых обходится дешевле, рабочие развитых стран оказываются, как это ни парадоксально звучит, неконкурентоспособными. Именно высокий уровень жизни, а значит и притязаний наемных рабочих на Западе, достигнутый десятилетиями упорной социальной борьбы за свои права, сегодня становится одной из главных причин роста безработицы. В обществе, где прибыль стала критерием эффективности и полезности, полно противоречий: между рабочими и работодателями, между предпринимателями, между самими рабочими и т.д. Чтобы оставаться конкурентоспособным, предприниматель должен постоянно снижать издержки на производство, в том числе и на заработную плату. На Западе это осуществляется благодаря появлению конкуренции со стороны огромного числа иммигрантов с более низкими запросами и готовностью трудиться за меньшие деньги. Использование иностранной рабочей силы есть свидетельство господства рыночных механизмов в развитых странах, свидетельство того, что при существующих порядках, несмотря на огромные социальные завоевания трудящихся, ничто и никто не может гарантировать их сохранность в будущем.

Обыватели чувствуют угрозу, исходящую от мигрантов, — угрозу потерять высокооплачиваемые рабочие места, а это ведет к утрате в большинстве случаев и социального статуса. Иммигранты представляются источником всех бед (что правда лишь отчасти), но это открывает дорогу широкому распространению идей радикальной направленности. Проведенный по заданию Европейского союза опрос среди жителей 12 стран показал, что в той или иной степени негативное отношение к иммигрантам испытывает 83% бельгийцев и датчан, 78% финнов, 75% французов, 65% британцев.

На этом фоне позиция Брюсселя ясно обозначена: в докладе Еврокомиссии под названием «Зеленая книга» говорится, что к 2030 году государствам ЕС потребуется не менее 20 миллионов иностранных трудящихся. Это при уже существующей 20-миллионной безработице и 2% экономическом росте. Вполне закономерно, что коренные граждане, зная это, не могут спать спокойно. Миграционная политика ЕС двойственна: есть и ужесточение паспортно-визового режима, и усиление пограничного контроля, и репатриации, но заметны и перемены. Первой ласточкой стала кампания по легализации незаконно приехавших мигрантов, закончившаяся недавно в Испании, около 700 тыс. нелегалов получили признание государства. Подлила масла в огонь и Еврокомиссия, вынеся на обсуждение директиву по либерализации рынка услуг, согласно которой предполагалось ликвидировать все ограничения, в том числе между старыми и новыми членами Евросоюза, что вызвало бурю негодования. Тогда-то и появился образ «польского сантехника». Хотя директива под давлением общественности не была принята, но неприятный осадок остался.

Все это демонстрирует положительное на деле (а не на словах) отношение правительств к притоку иммигрантов. Либеральные принципы, в духе которых и составлена конституция, вполне оправданно именно поэтому вызвали отторжение вместе с самим документом. Хотя определенную роль здесь сыграла агитация радикалов, но ее не стоит переоценивать. Выбор, сделанный французами и голландцами, в своей основе рационален и закономерен. Еще одно интересное наблюдение: на выборы в Европарламент в июне 2004 г. пришло только 45%, сейчас же явка составила 70% во Франции и 63% в Голландии. Разразившийся кризис ЕС серьезен как никогда, поскольку затронуты оказались основы евроинтеграции.

Дмитрий ШУТОВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList