Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

16.06.2001 00:40 | Совраска | Администратор

ПУТЕВКА НА БЕЗРОБОТИЦУ

Прозвенели последние звонки в школах, начинается жаркая пора выпускных экзаменов. Затем будет радость от полученных аттестатов и дипломов, шампанское... Но что потом? Что ждет нынешних выпускников в той суровой действительности, которая встретит их за порогами учебных заведений? Одни будут "правдами и неправдами" стараться продолжить учебу в училищах, техникумах и вузах, другие -- найти работу. И, как ни странно, биржи труда будут переполнены желающими ее получить, а в то же время многие работодатели будут "рыскать" в поисках специалистов. И не найдут их...

Вроде бы парадокс. Но его можно легко объяснить. Именно об этом и о многом другом шла речь на "круглом столе" "Трудоустройство выпускников учебных заведений", состоявшемся недавно в Алтайском государственном университете. Его участники: депутаты краевого Совета, представители краевой администрации, руководители органов образования, служб занятости и другие были серьезно обеспокоены происходящим в этом важнейшем вопросе.

Есть три стороны одной серьезной проблемы трудоустройства выпускников: государство, которое финансирует в значительной степени подготовку специалистов; работодатели, заинтересованные в квалифицированном специалисте; специалисты, которые желают получить работу. Давайте по порядку.

Когда я в конце 80-х годов заканчивал школу, еще бытовала знаменитая фраза: "Молодым везде у нас дорога..."! И это была не просто фраза. Чтобы она не была пустым звуком, "тогдашнее" государство очень старалось. Поступить в вуз, имея на то "умственные" основания было так же, как сейчас -- "материальные" основания. А уж закончив его, что называется, "работай - не хочу!" Ну, не было безработицы! И это, кстати, не такое уж маленькое достижение, каким пытаются его представить "реформаторы" и в чем мы успели убедиться. Молодому специалисту, приехавшему на село, давали жилье, ссуду на обзаведение хозяйством и т.д. В городе на первое время -- общежитие, в недалекой перспективе -- квартиру. Да и на зарплату врача или учителя можно было вполне достойно жить. Советские фильмы раскручивали производственную тематику, на Досках Почета красовались передовики, культивировалось уважение к труду. Все это делало советское государство.

Нынешнее государство сбрасывает с себя не только функции работодателя, но и функции предоставления образовательных услуг. Когорта новых "либеральные патриотов", рассевшаяся вокруг трона, с наслаждением наблюдает, как "невидимая рука- рынка" вцепилась в образование. Она продолжает твердить о необходимости реформ образования, а тем временем возникают многочисленные сомнительные институты и академии с громкими названиями, колледжи, в школах открываются многочисленные экономические и юридические классы и прочее. Под шумок государственные вузы все больше и больше внедряют рыночные отношения, вводят "виртуальное" специальности, красиво звучащие и многообещающие... Например, в нашем техническом университете, несмотря на то, что финансирование государственных мест не уменьшилось, уже на 40% платное образование. Да и в других вузах подобная картина. Объясняется просто: рынок ведь у нас. Участники "круглого стола" резко отрицательно высказывались по поводу форсирования платного образования.

Сегодняшний работодатель не доволен подготовкой специалистов. Принимавший участие в дискуссии генеральный директор завода АТИ Ю.Шамков признался: "Я бы 60% кадров заменил, но менять не на кого". Из тех, которые приходят на завод, по истечении двух лет, остается половина. Проблема текучки молодых кадров не только на заводах и фабриках, а практически везде. А если учесть, что идет их старение в производственной сфере (на Алтае средний показатель -- 41 год, что на 3 года выше российского), что на руководящих должностях в хозяйствах сейчас только 50% специалистов имеют высшее образование, то, что будет через несколько лет? К тому же демографическая ситуация такова, что к 2010 году количество выпускников школ может уменьшиться на 43%.

Каковы пути-дороги у молодых специалистов. Может показаться странным, но на "круглом столе" не было ни одного (!) будущего выпускника, хотя их приглашали. "Это уже ответ на вопрос!" -- вырвалось у одной из участниц мероприятия. Почему они не пришли? Понимали, о чем предстоит разговор. Когда-то выпускники в основной своей массе были романтиками. Они, заканчивая престижные столичные вузы, ехали поднимать Камчатку и Курилы, строить дороги и северные города, ехали в сложные бытовые и климатические условия проверить себя как специалистов. Это были экзамены на гражданскую зрелость.

Сегодня наиболее подготовленные специалисты едут за границу, в отличие от нашей страны, их ждут. Известно, что в США резервируют 350 тыс. вакансий для трудоустройства по облегченному варианту молодым российским специалистам, Германия -- 35 тыс. вакансии. Подобное существует и в других странах "золотого миллиарда". Такие цифры озвучил председатель краевого комитета по образованию Г.Зырянов.

Оставшиеся же на Родине сначала бегают в поисках работы, затем, отчаявшись, идут на биржи труда. "Везунчиков" трудоустраивают родственники и знакомые, кого-то приютит базар. Вот и вся перспектива. По данным Алтайского комитета государственной статистики, в январе 2001 г. число граждан, стоящих на учете в службах занятости составило 32,3 тыс., в марте -- 35,1 тыс. После того как отшумят выпускные балы, их число возрастет. В 2000 г. от общего числа стоящих на учете в службах занятости 17% было из числа выпускников. Но это в целом по краю, а в городах эта цифра доходит до 85%. На биржах оказываются в абсолютном большинстве экономисты, юристы, инженеры... Понятно, что человек получает образование прежде всего из образовательной потребности, а не из экономической целесообразности. Без плановой системы подготовки кадров, без развития вперед общества и экономики остается лишь "мода" на ту или иную "престижную" профессию.

Не случайно, глава администрации Крутихинского района В.Зиберт заявляет: "На селе проблем с трудоустройством специалистов нет. Некого трудоустраивать". И перечислил вакансии агрономов, зоотехников, экономистов, юристов, учителей, врачей. Село ныне непривлекательно для молодых, даже если там предоставляют жилье (правда, и это редкость). По словам председателя краевого комитета по труду А.Мишина, из 850 выпускников Алтайского аграрного университета на село едут 150. А через пару лет значительная часть возвращается в город. Что это, как не беда?

Труд перестал восприниматься как ценность, и государство этому всячески способствует. Главным мерилом утверждаются деньги. Как ты их зарабатываешь и зарабатываешь ли вообще, неважно. Можешь и грабить, лишь бы был с тугим кошельком. Экран телевизора пестрит якубовичами и галкиными, которые утверждают, что можно угадать слово или ответить на дурацкий вопрос, и ты поймал "бога за бороду" -- нате вам миллион. "Герои" фильмов -- адвокаты, "крутые" парни от бизнеса, разъезжающие на "мерседесах". Это везде, всюду - "американская мечта".

А мы живем в своей стране - в России, и нам ее поднимать. Участники "круглого стола" разработали рекомендации, где краевому Совету, администрации края, местному самоуправлению, прокуратуре и госинспекции по труду, Советам ректоров вузов и директорам средних специальных учебных заведений предлагается разработать и принять законы и программы о трудоустройстве, квотировании рабочих мест, систему поощрения работодателей, создающих новые рабочие места для молодежи, внести коррективы в планы подготовки молодых специалистов и т.д. Быть может я пессимист, но при всем уважении к участникам мероприятия и к их искреннему сопереживанию выпускникам, эти меры смягчат, но коренным образом не исправят ситуацию. Хотя, надеюсь.

Что же изменит? Жизнь. Бардак будет продолжаться, пока мы не наведем порядок в мозгах. Каждый, занимает ли он теплое кресло, либо стоит на бирже труда. Первые, потому, что они и представляют то самое государство и при определенных обстоятельствах могут перестать занимать эти кресла. Им нужно понять, что судьба страны и их кресло -- понятия абсолютно неравнозначные. Вторым, особенно выпускникам, потому, что рано или поздно придется ответить на два вопроса: "Мы хотим жить в нищей стране никому не нужных экономистов и юристов? Мы уверены, что деньги определяют все в нашей жизни?" Лучше ответить раньше. И когда ответили, нужно не забыть прийти на избирательные участки (как было с "круглым столом") и проголосовать умом. Тем более что, как поговаривают, выборы не за горами. В данных условиях это, к сожалению, пока единственный вариант решения с трудоустройством и многих других проблем.

Алексей ЭКАРТ.

Барнаул.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList