Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

09.06.2001 00:18 | Совраска | Администратор

"РУКА МОСКВЫ" ОТПИХИВАЕТ НАС

В начале апреля нынешнего года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о назначении ректором Кицканской духовной семинарии Молдавской Митрополии епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана (Овчинникова). Это рядовое, на первый взгляд, решение стало причиной острого внутрицерковного конфликта. Прорумынски настроенные насельники Кицканского Ново-Нямецкого монастыря отказались признать назначение русского епископа.

Во главе этого <бунта> встал первый проректор семинарии, епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт (Чекан).

Что же в действительности происходит в Кицканах? Об этом владыка ЮСТИНИАН беседует с председателем Общества ревнителей памяти митрополита Иоанна Константином ДУШЕНОВЫМ.

 

Константин Душенов: Владыка, в последнее время пристальное внимание православной общественности привлек конфликт вокруг Кицканского монастыря. Одни видят в нем "руку Москвы", другие говорят о "происках молдавских националистов". В чем же истинная причина тех церковных нестроений, которые тревожат сегодня Молдавию?

Епископ Юстиниан: Во первых, хочу поприветствовать православных братьев из редакции "Руси Православной". Надеюсь, что там действительно объединился круг людей искренне любящих Бога, Церковь, Русь и вместе с тем не впадающих в какие-либо крайности. Желаю видеть в этих людях мудрых православных, и вместе с тем желающих помочь, сколь это возможно, прояснению ситуации, сложившейся у нас в вопросе вокруг Кицканского монастыря.

В чем же причина нестроений, которые тревожат сегодня Молдавию? Я хотел бы сказать, что вижу и "руку Москвы", и происки молдавских националистов. Другое дело, что в это понятие пресловутое -- "рука Москвы" -- я вкладываю иной смысл. Это совсем не та рука, которая защищает, поддерживает и старается проявить свой, промосковский характер. Будучи епископом приднестровского края, я неоднократно убеждался, что рука Москвы здесь не столько поддерживает русских людей, имеющих даже русское гражданство, не столько поддерживает людей, которые обращены лицом к Москве, сколько их отпихивает. Так вот эта "рука Москвы" - она очень явственно являет себя и в этой ситуации с Кицканским монастырем.

С другой стороны, безусловно, есть происки молдавских националистов. Они действуют по принципу "наших бьют". Совершенно не пытаясь разобраться, справедливо или не справедливо, канонично или нет действует архиерей, они видят лишь одно: некий русский епископ Юстиниан затрагивает проблемы в основном молдавской, по своему национальному признаку, братии монастыря и также молдавской преподавательской корпорации. Кстати, национализм тут скорее не молдавский, а румынский, у них даже в учебных программах семинарии значится преподавание не молдавского, а румынского языка.

Вот так и складывается вся ситуация.

С одной стороны бесхребетность, совершенная, я бы сказал, пассивность и упаднические настроения так называемой "руки Москвы", и вместе с тем - активное, бодрое противостояние националистически настроенных людей. Это имеет место быть. И выделять особо одно или другое не приходится. Безусловно, подобные конфликты не укрепляют единство Церкви. Это великий соблазн как для рядового верующего, так, скажем, и для людей, занимающих более ответственные посты.

 

К.Д.: Похоже, что те, кто сегодня выступают в Молдавии против решения московского священноначалия, в конечном итоге стремятся расколоть церковное единство и уйти под юрисдикцию либо Румынского, либо Константинопольского Патриархата. И тот и другой давно перешли на новый стиль, и тот и другой известны своим братанием с католиками и вообще являются рассадниками многочисленных обновленческих отклонений от чистоты Святоотеческого Православия. Не грозит ли это проникновением обновленческой заразы и в нашу Русскую Православную Церковь?

Еп.Ю.: Все-таки на сей момент я прямо не усматриваю желание братии перейти в Румынскую или Константинопольскую юрисдикции. И, скажем так, те люди, которые стоят во главе этого движения, если у них такие планы и присутствуют, то они пока их камуфлируют.

Дело в том, что призывами к расколу не возбудишь народ. Ни монашествующих, ни прихожан. Ибо я могу засвидетельствовать, что на сей момент бытовой национализм в Молдавии во многом утратил свою остроту. Но в то же время есть очень сильные объективные причины, которые заставляют говорить о том, что сближения --подлинного --Молдовы и России не предвидится. Потому что экономически, политически, по своей методе вести образовательный процесс, Молдова все больше уходит от российских стандартов. Хотя сейчас наблюдается отрезвление народа.

Вместе с тем, надо прямо сказать, что люди, которые ведут борьбу против единения Молдовы с Россией, и соответственно против единства Молдавской Митрополии и Русской Православной Церквесть, проводят более тонкую, более взвешенную политику, чем сторонники единства. "Кавалерийских наскоков" на Молдавскую Церковь с тем, чтобы ее оторвать от тела матери - Русской Церкви - не предвидится. Они просто не будут иметь успеха. Сейчас разрушение церковной жизни ведется под личиной благочестия, личиной оскорбленных монашествующих, под предлогом того, что, вот, мол, влезают в монастырь политическими методами. Хотя на сей момент и семинария Кицканская, и Кицканский монастырь стали откровенным оплотом национализма на административной территории Приднестровской Молдавской Республики. И кое кто очень широко пользуются поддержкой кишиневских опекунов.

 

К.Д.: Чувствуете ли Вы у себя в Молдавии поддержку московского церковного руководства? Если да, то в чем конкретно такая поддержка выявляется?

Да, я чувствую поддержку московского церковного руководства? Сомневаться в этом не приходится хотя бы потому, что решение Синода о назначении меня Ректором семинарии не было отменено, несмотря на беспрецедентное давление. С другой стороны, я могу сказать, что Московский Патриархат при управлении своими епархиями и приходами за пределами России нуждается в поддержке и российского государства. Я бы хотел подчеркнуть в этой новой ситуации все более возрастающую роль Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата.

Жизнь показывает, что национальные общины, находящиеся вне пределов своей Родины-Матери, лишь тогда сохраняют свою этническую целостность, когда в первую очередь имеют связь с приходом своей церкви. Это момент, который должно всерьез обдумать российское правительство, если мы хотим, чтобы через соответствующие государственные институты действительно оказывалась помощь русскому населению, оказавшемуся вне пределов России.

В первую очередь нужно согласовывать подходы и действия по линии Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. Наши епархии хорошо знают ситуацию на местах и, соответственно, информируют церковные власти в Москве. Эта информация могла бы помочь не делать ошибок. Вот, к примеру -- учебники русского языка, которые, я знаю, присылают в Кишинев из России. Ими же не могут пользоваться, потому что система образования, методика преподавания в Молдове уже совсем другая.

Понятно желание показать свою заботу, но выходит, что эта забота не продумана, не серьезна. Так что я хотел бы еще раз подчеркнуть значение для нас, живущих вне пределов России, трудов Отдела Внешних Церковных Сношений. Лишиться государственной поддержки, умудренной и согласованной этим церковным органом внешнего представительства, нельзя. Надеюсь, что все это будет взвешенно, понято и взято на вооружение.

 

К.Д.: Молдавские церковные конфликты неизбежно накладываются на политические сложности между Кишиневом и Тирасполем, на трудности в русско-молдавских межнациональных отношениях. Есть ли какая-нибудь объективная основа для такого сочетания? И что нужно сделать, чтобы избежать неоправданной политизации церковной жизни Молдавии?

Еп.Ю.: Конечно же, нынешние трудности в разрешении чисто церковной проблемы осложняются еще и политическим конфликтом между Кишиневом и Тирасполем. Другое дело, что Тирасполь пытается всячески подчеркнуть, что это вопрос сугубо церковный и что поставление мое на должность ректора Семинарии было сделано по решению именно Молдавского Синода. Это не было навязыванием воли извне, как некоторые пытаются сейчас представить.

К сожалению, Кишинев принял однозначное решение: нет, Юстиниана никак не пущать, и завел вопрос в политическую область. Вообще ситуация, которая сложилась сейчас в монастыре и в Кишиневе, заставляет меня говорить, что я поражаюсь терпению и мудрости тираспольских властей.

Что я имею в виду? Любая церковная организация, общественная организация, как и все должна пройти государственную регистрацию по месту своего нахождения. И, вот, представьте себе: крупнейший монастырь -- Кицканский, и семинария, которая выпускает своих воспитанников для всей Молдавской Митрополии, между тем, откровенно игнорируют тот факт, что они находятся на административной территории ПМР. Они за 10 лет не нашли ни времени, ни желания совершить регистрацию.

Я поражаюсь тому, как власти приднестровские с терпением на все это смотрят. На сей момент Кицканский монастырь и семинария -- воистину оплот румынизации и кишиневского политического влияния. Это, кроме всего прочего, еще и оплот противостояния митрополиту Молдавскому Владимиру. Собственно, осознавая все это, Владыка Владимир и поручил мне такое сложное дело -- возглавить семинарию. Чтобы мало-помалу исправить крайности и привести их к благому церковному каноническому течению.

Назначение мое было оправданно обыкновенной целесообразностью -- Кицканский монастырь находится на расстоянии 4--5 километров от Тирасполя, т.е. вопросы управления семинарией и снабжения ее всем необходимым, в том числе и преподавательским составом, конечно же, мне из Тирасполя легче решать, нежели продолжающему исполнять обязанности проректора епископу Доремидонту, у которого епархия находится на 300 км севернее, в Молдавии, но который продолжает ощущать себя независимым царьком в своей вотчине.

Многонациональная Молдавия нуждается в пастырях, которые бы свободно говорили по-русски, которые знали бы и украинский язык, а на сей момент в этой семинарии преподается все на румынском языке! А мы свои русскоязычные кадры вынуждены рассылать кого -- куда. Удастся приткнуть в московскую семинарию - слава Богу!

Выручает костромская семинария. Но это говорит об отсутствии у России по-настоящему продуманной политики в области церковного образования. Поэтому Румыния от первых дней "перестройки" взяла курс на то, чтобы образовывать молодых людей из Молдавии у себя. В том числе и в духовных школах. На сей момент преподаватели той же Кицканской семинарии -- это во многом выходцы из стен румынских духовных учебных заведений. Чего ж мы от них можем ждать?

Эта политическая сложность, к сожалению, усугубляется еще и честолюбием собрата нашего, епископа Доремидонта (Чекана). Кицканский монастырь уже в 1995 году был рассадником непослушания священноначалию. Тогда они сажали своих приверженцев в автобусы и приезжали проверять - в буквальном смысле - двор митрополита, протестуя против перевода епископа Викентия. Сегодня Кицканский монастырь представляет из себя опасный пример своеволия. Он законной церковной власти принимать не хочет, и это, безусловно, опасный опыт. Особенно в "горячих точках", там, где проливалась кровь.

Что касается межнациональных отношений, то я скажу Вам так: есть попытка спровоцировать русско-молдавский конфликт. Но я хочу предостеречь от этого и всегда говорю, что здесь нет русско-молдавского противостояния -- наши народы давным-давно устали от всей этой распри. Политические страсти -- есть, и они нагнетаются. Но русские и молдаване должны смотреть прямо в глаза один другому.

 

К.Д.: У Вас богатый опыт служения в таком конфликтном регионе, как Приднестровье. С высоты этого опыта скажите -- каковы, на ваш взгляд, главные вызовы и угрозы, с которыми нашей Церкви предстоит бороться в начале двадцать первого века? И какими средствами мы можем их преодолеть?

Еп.Ю.: Из проблем, осложняющих жизнь нашей Церкви, я бы указал на отсутствие необходимого организационного аппарата наших центральных органов. Большинство людей считает, что жизнь Церкви сосредотачивается лишь в искренних молитвах, пламенных подвигах подвижников. Это правильно, но мало кто знает, как трудно организовать нормальное течение церковной жизни, особенно в пределах нашего великого, необъятного Московского Патриархата.

Должен согласится, что не хватает нам на сей момент активных, думающих кадров, которые помогали бы архиереям на местах. Это помогло бы нам избегать многих ошибок. Чтобы не было так - когда архиерей что-либо невпопад сотворит, тогда сразу обвинять его, бить по рукам, а как помочь вовремя разобраться, так некому.

Кроме того, нам не хватает сейчас элементарных материальных средств. Когда приезжает епископ, особенно на новооткрытую епархию, хотя бы на первый год должно быть продумано его минимальное содержание - и лично, и необходимого персонала, который приезжает вместе с ним.

Организацию жизни епархий - если мы хотим, конечно, оставаться большой, воистину могущественной и неделимой Церковью - мы должны продумать лучше. Здесь предстоит решить множество вопросов: вопрос организации, быстрой оперативной связи, материальной поддержки, оперативной полиграфии, и т.д.

Кроме того, думаю, что в будущем нас ожидают попытки тех или иных церковных лидеров пользоваться политической нестабильностью для достижения собственных честолюбивых замыслов. Вот и сейчас в Молдавии, пользуясь поддержкой националистических кругов, они начинают проявлять непослушание центральной церковной власти. Поэтому нам очень много нужно будет мудрости и терпения. Важно не потерять ощущение того, что все мы братья одной Церкви, что у нас всех есть единое руководство, которое поддерживает нас, не бросает на произвол судьбы. У воина, который стоит на пограничье, должен быть надежный тыл, который поможет ему залечить полученные раны, который его поддержит, который его не предаст.

Нам нужно единение всех, от мала до велика, нужно единение паствы, прихожан наших с пастырями, с архипастырями, с нашим Патриархом. Только в этом единении и будет залог нашего противостояния всем возникающим расколам!


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList