Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

30.12.2003 12:37 | Совраска | Администратор

РОВЕСНИКИ СВОБОДНОЙ РУСИ

Вечно юный хор

Хор намного древнее северной столицы, куда переехал из Москвы три века назад (и даже, можно сказать, участвовал в «крестинах» Санкт-Петербурга: пел на освящении Петропавловского собора). В 1479 году, в канун окончательного освобождения Руси от ига Золотой Орды, при хоре государевых певчих дьяков появились первые ученики. После надлежащего воспитания отроки вставали в ряды придворных певцов великого князя Иоанна III. Вряд ли сыщешь в стране еще один коллектив, ведущий свою «родословную» от Ивана Великого! Для земляков Свиридова хор приготовил особый подарок: восемь произведений великого композитора из цикла «Песни безвременья», написанных на стихи Александра Блока. (Премьера программы состоялась в Санкт-Петербурге в декабре 2001 г.) Во II отделении прозвучали концерты для солистов и хора: «Тихий Дон» Сергея Слонимского и «Поэзы Игоря Северянина» Юрия Фалика.

Наша беседа с директором Хорового училища Сергеем Дзевановским прошла в кулуарах феноменального филармонического зала высочайшего европейского класса — столь лестно отозвался гость о концертном зале курского ДК железнодорожников (кстати, с этой оценкой согласен и другой видный специалист в области музыки, присутствовавший на концерте Александр Белоненко).

По словам Дзевановского, подобная площадка непременно должна быть насыщена первосортными исполнителями. Сам Сергей Юрьевич побывал с питомцами во многих странах (например, в августе хор выступал в Словении и Италии). Как пошутил педагог, он связан с училищем «безумно давно», а именно 32 года. Пятнадцать из них он возглавляет это учреждение, с которым связаны судьбы прославленного Александра Свешникова, ряда менее известных, но, по определению Дзевановского, грандиозных деятелей хорового искусства, таких как Петревский, Палладий Богданов. Еще один выдающийся мастер, наш современник Владислав Чернушенко в свое время пригласил в хор (на должность ассистента) нынешнего художественного руководителя коллектива, лауреата международного конкурса Владимира Беглецова.

— Владимир Евгеньевич стал во главе коллектива, когда тот был... не то чтобы в разболтанном состоянии, но в упадке, — вспоминает директор. — Все пожимали плечами: что, мол, у него получится? Но в конечном итоге, видите, выработался голосистый полнокровный хор, который чисто интонирует... И хотя альтовые женские партии здесь исполняют маленькие мальчики, звучание, собственно, ничуть не хуже, чем у смешанного взрослого хора.

Как мы уже отмечали, хор и училище сильны многовековыми традициями: однажды в архивах Дзевановский обнаружил документы, связанные с именем... самого Дмитрия Бортнянского! (В бумагах будущего композитора шла речь об обыденных вещах, потребных тогдашнему ученику на содержание.) Уже столетия назад юные воспитанники хора получали не только певческое, но и общее образование, достаточное для продолжения карьеры в качестве чиновника — на случай «падения» голоса и ухода из капеллы. И в наше время юноши выходят из стен своей «альма-матер» востребованными специалистами.

— В хоровое училище мы принимаем мальчиков в возрасте 6-7 лет, — рассказывает Сергей Юрьевич. — Конкурс здесь довольно серьезный: чтобы набрать класс из 25 человек, прослушивают около 350 (причем не одних только маленьких петербуржцев — училище имеет интернат, филиал в Сургуте, а в прошлом году, например, появилось замечательное пополнение из Улан-Удэ). — Уже в 1-м классе (всего их 11) есть свой маленький хор, во 2—3-м — младший хор. Ребят учат, воспитывают, прививают вокальные навыки, и с 4-го класса они оказываются уже в основном составе хора. А в 7—8-м классах, в период мутации голоса, они молчат.

— Но в хор попадают не все учащиеся?

— Все! Абсолютно все. Смысл нашего действа — это воспитание хорового дирижера, что без хоровой практики невозможно. Другое дело, что концертный состав, который выезжает на гастроли, естественно сокращается до размеров вагона или автобуса. В идеале надо бы вывозить не 50 человек, а полный состав, порядка 87 хористов. Но это нереально: во-первых, безумно дорого; во-вторых, безумно же хлопотно и тяжело: сейчас мы управляемся втроем, а то всерьез будут нужны воспитатели, «дядьки». По наблюдениям руководителя училища, максимально большое число выпускников одного года составляло 18 человек, обычно же их бывает 8-12 (происходит отсев). А потом молодые люди продолжают обучение в Санкт-Петербургской консерватории, причем выпускные экзамены за курс училища зачитываются им как вступительные. «И это разумное действо, — считает Дзевановский, — таким образом, возникла непрерывная цепь обучения».

— И что, все идут в консерваторию?

— Все. Правда, лет пятнадцать назад один поступил на физмат Ленинградского университета.

...Когда хор мальчиков давал концерт в ООН, представитель Штатов заметил по этому поводу: «Мы знаем Ленинград по таким великолепным музеям, как Эрмитаж, Русский... Перед нами — музейный экспонат, но только вечно юный экспонат!»

Людмила ТРЕТЬЯКОВА,

Павел РЫЖКОВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList