17.02.2004 20:53 | Совраска | Администратор
СИСТЕМНОЕ ОБРУШЕНИЕ
Под развалинами могут еще находиться погибшие.
О ТОМ, как это случилось, нашему читателю в основных чертах уже известно. Очередная техногенная катастрофа, унесшая жизни десятков людей. Сооружение, построенное уже не в ельцинское, а в путинское время правления, рухнуло. Уже не свалить вину на прошлую Советскую власть, на износ конструкций. Все было новым. И это новое рухнуло, не прожив и одной пятилетки. Сейчас это происходит сплошь и рядом. То «элитные» небоскребы плывут на грунтах и разрушаются на глазах, то горят коммуникации в недостроенных еще жилых комплексах, то вспыхивают торговые ряды под новым третьим транспортным кольцом... Все сделано халтурно, быстро, эксплуатируется неумело, небрежно. У нас же теперь главное — прибыль, а такие доблести, как нравственность, трудолюбие, ответственность, остались в прошлом, в социализме. Рынок же теперь у нас, и он диктует свои правила: обмани, всучи клиенту негодный товар и извлеки свой процент. Мораль «человек человеку — волк» в полной мере реализуется в Москве, как самом «реформаторском» городе страны, сердцевине «реформ». Она заключается ведь не только в том, чтобы равнодушно пройти мимо нищего, толкнуть на панель безработную девчонку или заглотить конкурента, но и в отношении к согражданам, чьи жизни — ноль по сравнению с прогнозируемой прибылью. В сущности самой власти присутствует эта рыночная мораль.
Надо отдать должное: при Ельцине масштабных вложений в стройки, подобные аквапарку, делать не решались. Все еще качалось на весах — а вдруг да к власти снова придут коммунисты, и надо будет строить муниципальное жилье, восстанавливать и развивать настоящую индустрию, а не индустрию развлечений для избранных? Теперь, когда вертикаль власти утвердилась и управляемая демократия достигла апогея, начались «стройки века».
В жирующей Москве, как мухоморы после дождя, растут развлекательные центры. Их почему-то иногда называют культурно-развлекательными. Хотя «культура», которой оснащаются эти вертепы, не поднимается выше пояса. Зато развлечений — море разливанное, от пива до экстази. Абсурд: даже в спортивно-развлекательном «Трансваале» продавали пиво, и пресса приводит несколько случаев, когда пьяные посетители становились жертвами аквапарка. Один расшибся насмерть в опасном аттракционе, другой — захлебнулся... Никаких культурных, спортивных, оздоровительных целей владельцы этих комплексов перед собой не ставили и не ставят. Их единственная цель — прибыль. Любой ценой, и побыстрее, побыстрее.
Это новшество — аквапарк — как и многое сегодня, приблудилось к нам из Америки. Не будем забывать, насколько там мягче и теплее климат. Да, они приносили и приносят своим владельцам огромные прибыли, окупаются быстро. Появились они и у нас. На Черном море, на побережье Тихого океана во Владивостоке. Но — под открытым небом, что существенно для безопасности посетителей.
Что представлял собой злополучный «Трансвааль»? Это сооружение было построено в 2002 году, в стиле авангардной архитектуры, с разноуровневой кровлей, контуры которой повторяли изгибы рельефа местности, и с зоной водных стадионов, перекрытых железобетонной конструкцией с максимальной шириной пролета 50 м, верхняя точка которой находилась в 20 м от поверхности воды. Температура воды и воздуха в помещении по задумке должна была быть на уровне +29®С и поддерживалась с помощью многофункциональной климатической установки. Координация работы всех инженерных систем осуществлялась в здании в автоматическом и ручном режимах.
Это сложнейшее инженерное сооружение было тем не менее построено в рекордные сроки. Видимо, в еще более рекордные сроки оно было принято к эксплуатации. Почему? Не потому ли, возникает вопрос, что к владению им причастна супруга Лужкова Елена Батурина? Первоначально строительство начало ЗАО «Европейские технологии и сервис». В ноябре 2003 года комплекс продали компании «Терра Ойл», специализирующейся на торговле машинными маслами. Ей этот аквапарк, как вы понимаете, был не особенно нужен. Но она действовала в интересах группы компаний «Итеко», которой руководит Елена Батурина. Эту информацию проверила и распространила газета «Коммерсантъ» — понятно, что правительство и мэрия Москвы распространять ее не заинтересованы. Газета ссылается на источник в «Трансваале», который подтвердил, что новый менеджер комплекса «вел дела от имени и по поручению госпожи Батуриной».
Уместно, наверное, будет вспомнить, что первоначальный собственник аквапарка вынужден был продать его, так как затраты явно не спешили окупаться — ему было просто нечем расплатиться с турецкой фирмой-строителем. С приходом же «Итеко» все пошло как по маслу.
Технические причины трагедии, которой обернулась «полная безопасность», еще предстоит проанализировать специалистам. Крытые аквапарки — сооружения потенциально опасные. Интернет-издание «Утро» цитирует доклад инженера В.В. Горегляда, написанный для представления на 8-й научно-практической Всероссийской конференции (Академические чтения) НИИСФ. В частности, Горегляд пишет следующее: «Закрытый аквапарк — это сложное гидротехническое сооружение с искусственным климатом, предназначенное для оздоровления широкого возрастного круга людей. Водная поверхность бассейнов является интенсивным источником испарения. При нормальной температуре воды в бассейнах аквапарка +26°С, температуре воздуха +27°С и относительной влажности 60% с каждого квадратного метра зеркала бассейнов выделяется 230 г воды в час. В результате создаются неблагоприятные микроклиматические условия и происходит конденсация паров воды на относительно холодных ограждающих конструкциях. Это приводит к запотеванию окон, намоканию стен, разрушению внутренней отделки помещений, образованию плесени, коррозии. Особенно опасной является коррозия арматуры железобетонных конструкций, а также образование трещин в кирпичной кладке и шлакобетонной кладке при замерзании влаги, проникающей под действием конденсации в толщу наружных ограждений. Печальным итогом в ряде случаев является полное разрушение здания либо его непригодность к дальнейшей эксплуатации. Строительство закрытых аквапарков требует от проектировщика высокой профессиональной культуры и широкого научного кругозора».
Во время страшного землетрясения в Спитаке, в 1988 году, уже вовсю работающие агенты влияния обвиняли правительство в том, что бетон стен был некачественным — мол, разворовали, не досмотрели. Но там разразилось сильнейшее землетрясение, а домам было по многу лет. А что произошло здесь? И кто ответит за случившееся?
Архитектурная фирма «Киселев и партнеры»? Едва ли — это солидное заведение, выполняющее заказы самого Кремля. И юридически там все в порядке. Конструкторское решение было типовым, не новаторским. Заказчики и строители? Первые всегда экономят на рабочей силе, нанимая малоквалифицированных гастербайтеров. Но строила турецкая фирма — правда, тоже очень недорогая. Однако едва ли можно будет увидеть какие-то ошибки в документации — ведь сейчас судить о технологии стройки можно только по документам. А любой строитель знает, что в бумагах всегда полный порядок, потому что именно их можно «пришить к делу». Кто остается? Поставщики. Проверяется качество бетона, стальных конструкций. Скорее всего и там особых нарушений не найдут. Ведь поставщик тоже понимает, что ажурная конструкция над головами сотен людей — не шутка.
Строители говорят, что «бетон сосет воду», он приобретает другие характеристики в условиях постоянной теплой влажности изнутри и мороза снаружи. Видимо, главная причина именно здесь, в самой идее создать крытый аквапарк в холодной, снежной Москве. Судя по всему, дело это было выгодным, потому что идея очень нравилась Лужкову. Он даже провозгласил программу строительства таких аквапарков в каждом округе столицы! И, к счастью, эта идея до сих пор не реализована только потому, что в нашей стране, для российских условий не существует нормативных документов на строительство таких парков, в отличие, например, от бассейнов.
Конечно, следствие будет изучать только техническую сторону трагедии. Возможно, виновником признают снег или вентиляцию, а также дворника, который вовремя не скинул снег с крыши, или слесаря, который не поменял лопасти вентилятора. Но разве не очевидно, что технические детали — лишь следствие политической и нравственной катастрофы, которую переживает наша страна?
Когда этот развлекательный центр только открылся, весь город был увешан его рекламными щитами. Само название «Трансвааль» сразу вызывало ассоциацию с песней времен бурской войны «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне»! Вот уж, увы, в точку!
Число погибших в результате трагедии составляет 25 человек. 24 погибли в аквапарке, а еще один — в больнице. Опознаны тела 24 жертв. В департаменте здравоохранения Москвы сообщили, что в лечебных учреждениях города пока остаются 68 пострадавших. Из них 4 человека находятся в состоянии крайней тяжести. Всего пострадали свыше 100 человек, многие от падавших обломков, а некоторые — также от обморожения, когда в купальных костюмах выбежали на улицу.
К. ЖАРОВА.
blog comments powered by Disqus