04.02.2005 12:49 | Совраска | Администратор
СУД КАК ВЫЗОВ
Думаю, что справедливо назвал эту операцию «захватом», поскольку сотрудники милиции и прокуратуры так и не предъявили никаких документов, дающих им право на такое обращение с гражданином Российской Федерации, а уж тем более с депутатом местного самоуправления, санкцию на арест которого дает прокурор субъекта Федерации.
Естественно, что многие тогда решили, что для столь серьезных действий должны быть серьезные основания.
Однако, как выяснилось, А.И.Кирюшину было предъявлено обвинение лишь в превышении должностных полномочий! Санкция первой части статьи 286 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы — преступление, относящееся к категории средней тяжести. По таким обвинениям почти никого и никогда не арестовывают, особенно людей в возрасте, ранее не судимых и имеющих многочисленные заслуги перед обществом. По версии следствия, 19 февраля 2004 года Кирюшин А.И. направил письмо №01/92 на имя руководителя ИМНС РФ №5 по г.Краснодару и генеральному директору ООО МТ «ВПИК» с просьбой рассмотреть вопрос о перечислении части суммы налога на прибыль и налога на имущество на счет спортивного клуба «Олимп». В тот же день письмо аналогичного содержания за №01/93 было направлено на имя руководителя ИМНС РФ №5 по г.Краснодару и генерального директора ОАО «Авиалинии Кубани».
4 октября 2004 года почерковедческая экспертиза дала категорический ответ, что подписи на письмах №01/92 и №01/93 подделаны — выполнены не Кирюшиным, а другим лицом с подражанием подписи Кирюшина А.И.
Можно было это проверить, прежде чем возбуждать уголовное дело и устраивать показательные захваты? Можно и должно — это прямо предписывает Уголовно-процессуальный кодекс. Тем более выяснилось, что эти письма даже не зарегистрированы в журнале исходящей корреспонденции Краснодарской городской Думы.
Неудивительно, что адвокаты Кирюшина Дмитрий Аграновский и Василий Шрамченко обжаловали постановление о возбуждении уголовного дела, совершенно справедливо считая его незаконным.
Но очевидно, что сажали не для того, чтобы так легко выпускать. Дело прокуратура прекратила не полностью, а лишь в части, предъявив новое обвинение, формально вроде бы похожее, но что для любого юриста — никак не связанное с предыдущим. По версии следствия, Кирюшин А.И. 7 февраля 2001 года направил письмо главе администрации Карасунского округа г.Краснодара с просьбой изыскать возможность для коммерческой организации ОАО «Авиалинии Кубани» оказать финансовую помощь детскому спортивному клубу «Юнекс», а руководителю ИМНС РФ №5 по г.Краснодару зачесть эту финансовую помощь в счет уплаты налога с продаж, подлежащего зачислению в бюджет.
Глава администрации издал соответствующее распоряжение. Этим распоряжением он предписал руководителю ИМНС РФ №5 по г.Краснодару принять к исполнению суммы, перечисленные ОАО «Авиалинии Кубани», на счет спортивного клуба «Юнекс» в счет уплаты налога с продаж. Что руководителем налоговой инспекции и было сделано.
То есть, даже по версии следствия, все действия, в результате которых якобы был причинен ущерб бюджету, совершали совсем другие люди. Вот так и пришел Александр Иванович в суд с чужими обвинениями.
По окончании предварительного расследования дело с такой скоростью «запустили» в суд, что практически лишили Александра Кирюшина и адвокатов Шрамченко и Аграновского возможности ознакомиться с делом. Не так давно — и в советское время, и даже в девяностые годы, уже одного такого нарушения было достаточно для отмены приговора.
31 января, в день начала процесса, зал был полон. Через коридор, в том же суде, при таком же полном зале слушалось дело Николая Васильевича Приза. А немногим ранее здесь же был вынесен приговор депутату Краснодарской городской Думы Виталию Шнуренко, препятствовавшему незаконному задержанию Кирюшина за незаконные обвинения. Так и напрашивалась мысль о том, что в Краснодаре суды над коммунистами поставлены на «конвейер». Однако, думаем, что происходящее в Краснодаре даже шире и трагичнее просто политических репрессий в отношении оппозиционной организации.
Как уже говорилось выше, адвокаты считали возбуждение уголовного дела в отношении Кирюшина незаконным, поэтому процесс начался с заявления ими ходатайства о признании доказательств недопустимыми. По мнению адвоката Шрамченко, недопустимыми следовало признать все доказательства по делу, поскольку они были получены в рамках незаконно возбужденного уголовного дела. Адвокат Аграновский, согласившись с коллегой, отдельно выделил заключение почерковедческой экспертизы подписи Кирюшина — следователь ознакомил обвиняемого и его адвокатов с постановлением о назначении экспертизы и с выводами экспертов в один и тот же день — то есть поставил перед фактом, нарушил их право на защиту, ведь по Уголовно-процессуальному кодексу обвиняемый вправе просить провести экспертизу в независимом экспертном учреждении, поставить свои вопросы перед экспертами. И для этого были все основания — ведь экспертиза первых писем установила факт фальсификации подписей А.И.Кирюшина.
По всей видимости, такая постановка вопроса оказалась неожиданной и для суда, и для гособвинителя. Во всяком случае суд объявил перерыв до вторника, чтобы дать возможность гособвинителю подготовить свои возражения.
Заседание 1 февраля началось как раз с доводов прокурора. Прокурор не нашел никаких нарушений закона и попросил признать все доказательства допустимыми. Однако судья так и не вынес окончательного решения, заявив, что к этому вопросу вернется позже — тогда, когда непосредственно будут исследоваться спорные доказательства.
В этот же день прокурор огласил обвинительное заключение. Александр Иванович Кирюшин виновным себя не признал.
В связи с неявкой свидетелей обвинения на процессе был объявлен перерыв до среды, 2 февраля. Затем продолжится представление доказательств обвинением, после чего суд перейдет к исследованию доводов защиты.
Не секрет, что происходящее в Краснодаре и вообще в Краснодарском крае вызывает большое беспокойство не только у коммунистов, хотя именно они стали основной мишенью репрессий. Многие эксперты — юристы, правозащитники, политики — полагают, что речь идет о вопиющем нарушении прав человека, о нарушении основополагающих принципов демократии — настоящей, без кавычек, основу которой составляет местное самоуправление, власть, самая близкая к народу. Вот, например, выдержка из интервью Якова Силина, президента Российского союза представительных органов местного самоуправления, журналу «Муниципальная власть»:
«За последние 12 лет мы не испытывали никакого влияния, кроме постоянного вмешательства... Сейчас многие губернаторы будут оправдывать свой произвол: мол, президент сказал — мы выполняем. И пустятся опрокидывать все с таким трудом завоеванные позиции местного самоуправления. Недавно, например, губернатор Кубани отстранил от власти 34 из 48 муниципальных образований края! (выделено мной. — А.К.) Законным путем это сделать невозможно. Он пошел в обход».
И далее: «Нашего коллегу, председателя городской Думы Краснодара обвинили в том, что он ходатайствовал о помощи детским спортивным организациям. Но это все делают. Поезжайте в любую область — самые крупные объекты соцкультбыта возведены губернаторами с привлечением колоссальных спонсорских средств. Что же, губернаторов за решетку отправить?..
Но если инициатива наказуема, завтра никто не пойдет за помощью в крупные компании. Руководители будут сидеть сложа руки — зачем рисковать? И не будет новых храмов, дворцов спорта, культурных центров, больниц.
...Обвинение просто нелепо — нецелевое использование бюджетных средств. У председателя думы нет ни обязанности, ни возможности использовать эти средства.
Вообще же, заканчивая разговор о взятии под стражу председателя Краснодарской гордумы, напомню — арест депутата, выборного лица местного самоуправления возможен только с санкции прокурора. В данном случае этого не было. Нашему коллеге Александру Кирюшину 62 года — была ли необходимость устраивать «маски-шоу» с автоматами и наручниками в его рабочем кабинете? Зачем было держать в тюрьме рядом с уголовниками руководителя, только что в очередной раз законно избранного населением, прожившего достойную жизнь и продолжающего вести общественную работу?»
Мы часто слышим от самых высоких лиц в государстве слова о необходимости развивать и уважать местное самоуправление. И при этом до сих пор никакой оценки не получило происходящее в Краснодарском крае наступление на местное самоуправление, по размаху не имеющее аналогов в России. И уж тем более ничего подобного нельзя представить в государствах-членах Совета Европы. Пора понять, что «Кубанская драма» — вызов всем гражданам России.
Александр КНЯЗЕВ.
Москва—Краснодар.
blog comments powered by Disqus