02.03.2004 18:32 | Совраска | Администратор
С МОЛОКОМ МАТЕРИ
Вопрос: Существует теория, что пьют либо от очень хорошей, либо от очень плохой жизни — бедные от безнадеги, а богатые — оттого, что с жиру бесятся. А средний класс не пьет. Это соответствует действительности?
Кампов-Полевой: Это абсолютно не соответствует истине. Алкоголизм и наркомания — болезни очень демократичные и поражают все слои общества.
Вопрос: Существуют ли общества, в которых не пьют?
Кампов-Полевой: В обществах, где употребление алкоголя не запрещено, как, например, в мусульманских странах, люди пьют. Даже северные китайцы, у которых употребление алкоголя связано с неприятными ощущениями, все равно находят способы выпить. Более того, если представители каких-то культур не пьют, то они употребляют наркотики, как, например, мусульмане. Они могут не пить, но могут курить анашу.
Вопрос: Существуют ли аналоги человеческого алкоголизма в животном мире?
Кампов-Полевой: Начнем с того, что алкоголь пьют очень многие животные. Крысы, мыши, собаки, обезьяны, свиньи... Кошки, кстати, не пьют. Но употребление алкоголя и алкоголизм — это разные вещи. Все мы едим пищу, но булимия возникает далеко не у всех. Есть крысы, выведенные генетически специально для того, чтобы они добровольно употребляли алкоголь. У таких крыс может развиться физическая зависимость от алкоголя. Надо сказать, что спившаяся крыса представляет собой совершенно омерзительное зрелище.
Вопрос: Действительно ли существует генетическая предрасположенность определенных народов к употреблению или неупотреблению алкоголя?
Кампов-Полевой: К неупотреблению — да. У некоторых азиатских народов, у части китайцев, части японцев есть ген, который вызывает негативную реакцию организма при употреблении алкоголя — у них повышается давление, краснеет лицо, их бросает в пот. Как правило, у этих людей риск заболевания алкоголизмом меньше, но и у них есть способы обходить биологические преграды.
Вопрос: Во многих странах, в том числе в США, существует огромное количество социальных программ, направленных на предотвращение алкоголизма. Эти программы дают какой-то эффект?
Кампов-Полевой: Американские подростки действительно больше сместились от алкоголя к наркотикам. Скажем, курение среди них значительно уменьшилось, но выросло потребление марихуаны. Что касается алкоголизма и потребления алкоголя, то я не уверен, что такие программы дают большой эффект.
С другой стороны, религия может существенным образом препятствовать возникновению интереса к алкоголю. Я восемь лет проработал в Северной Каролине. В этом штате много южных баптистов (одно из направлений протестантизма — Washington ProFile), которые вообще не пьют. В таких семьях трезвость передается из поколения в поколение. Должен сказать, что трезвому образу жизни гораздо легче выучиться в семье, где никто не пьет, чем в семье, где папаня объясняет чаду преимущества трезвого образа жизни, с аппетитом прихлебывая пиво.
Существуют также и культурные механизмы воздержания. В той же Каролине я обследовал студентов-медиков. Из 163 обследованных студентов 21 ни разу в жизни не притрагивался ни к алкоголю, ни к наркотикам. Причем подобное воздержание не было вызвано их религиозной принадлежностью или проблемами со здоровьем. Просто в их кругу считается, что алкоголь и наркотики — удел неудачников. Эти юноши и девушки настроены на карьеру и считают, что пьют только идиоты. И так считают не какие-то «ботаники», а вполне спортивные и общительные ребята.
Вопрос: В чем причина того, что люди пьют: культурная традиция, влияние окружения, генетическая предрасположенность к тому, что «организм требует»?
Кампов-Полевой: Все вышеперечисленное, хотя последняя причина больше свойственна людям с уже развившейся физической зависимостью. Первые две причины относятся к социальным, которые заставляют человека пить, даже если пьянка не вызывает у него никакого удовольствия. С этими причинами все достаточно ясно, и я не буду на них долго останавливаться. Остальные причины внутренние. Я бы их разделил на две основные категории.
Первую категорию я бы назвал «самолечением», когда алкоголь употребляется как психотропный препарат, чтобы уменьшить симптомы тревожности, социальных фобий, депрессии или просто для того, чтобы на время отключиться от реальности, которая слишком болезненна для индивида. Например, подросток может выпить, идя на вечеринку, потому что он застенчив и ему трудно общаться с девушками. Человек может начать пить после потери близких, от ощущения безысходности, одиночества, после сильной психической травмы.
Вторая категория внутренних причин — генетическая. Чтобы ее лучше объяснить, я вкратце расскажу о механизме действия алкоголя. У млекопитающих в мозгу существует так называемый центр удовольствия, который состоит из пучка нейронов. Все наши удовольствия, безотносительно того, происходят ли они от секса, еды, достижения цели, наслаждения пейзажем, сопровождаются выбросом нейромедиатора допамина. Этим удовольствием природа награждает нас за то, что мы сделали что-то полезное — будь то насыщение организма питательными веществами или совершили усилия, направленные на размножение. Удовольствие регулируется очень сложной системой сдержек и противовесов, которая строго дозирует наше вознаграждение. Алкоголь и наркотики действуют непосредственно на структуры центра удовольствия, минуя все регуляторные структуры. Поэтому в мозгу происходит как бы «короткое замыкание», в результате которого человек получает удовольствие, которое несопоставимо выше естественного.
Отсюда и главный вред этих веществ — нарушение мотивационной сферы, или, говоря простым языком, воспитание неудачника. Все мы знаем, что любую награду надо заработать, т.е. совершить ряд действий сейчас, чтобы получить вознаграждение в будущем. Прием алкоголя и наркотиков, когда сразу чувствуешь неземной кайф, воспитывает другую концепцию — я хочу все и хочу это сейчас. В реальной жизни с такой жизненной позицией очень трудно добиться успеха. Дело усугубляется тем, что алкоголь и наркотики так замордовывают центр удовольствия, что обычные жизненные радости, включая секс, не вызывают никаких эмоций. Вы, наверное, слышали выражение «я не бабник, я — алкоголик». Так что жизнь у завязавшего алкоголика, оставленного наедине со своим полузадушенным центром удовольствия, долгое время очень тоскливая, и срывы наступают в основном из-за того, что жизнь без водки — безрадостная.
Есть люди, чаще всего это дети алкоголиков, у которых «центр удовольствия» плохо функционирует с самого рождения. Подобный дефект приводит к тому, что такие люди слабее других способны чувствовать естественные удовольствия, что субъективно ощущается как подавленное настроение, раздражительность, чрезмерность и замысловатость в пищевых и сексуальных привычках и т.д. С другой стороны, они чувствительны к сильным раздражителям, таким, как алкоголь и наркотики. Поэтому дети алкоголиков более чем в семь раз чаще склонны к алкоголизму, чем дети неалкоголиков.
Вопрос: То есть можно сказать, что число алкоголиков в России будет как снежный ком увеличиваться год от года?
Кампов-Полевой: Не совсем так. Мне кажется, что вспышка алкоголизма, которая наблюдается сейчас в России, вызвана не биологическими факторами, а чувством безысходности, которое возникает у людей, у которых внезапно отобрали все сбережения, работу, статус, веру в завтрашний день. Такое состояние часто наблюдается у женщин, подвергшихся изнасилованию, когда основная травма наносится не фактом физического насилия во время полового акта, а тем, что в одночасье необратимо рушится представление о людях, о самой себе, о своем будущем; безвозвратно уходит чувство защищенности. Алкоголизм, который начинается в ответ на психическую травму у лиц без отягощенной наследственности, по разным классификациям называется либо алкоголизмом первого типа, либо реактивным алкоголизмом, либо алкоголизмом позднего возраста. Как правило, после разрешения подлежащего конфликта такая форма заболевания хорошо поддается лечению. Так, можно сказать, что судьба алкоголизма в России теперь — в руках президента Путина.
Алкоголизм бывает двух типов. Ранее мы говорили о наследственном алкоголизме — он же алкоголизм второго типа, он же алкоголизм раннего возраста. Люди с врожденным алкоголизмом начинают пить алкоголь с очень раннего возраста, обычно до 20 лет. Причем с самого начала получают удовольствие от этого. Вы помните, когда в первый раз выпили?
Вопрос: В классе седьмом выпил бокал шампанского.
Кампов-Полевой: А подробнее?
Вопрос: Ну, был какой-то семейный праздник...
Кампов-Полевой: Можете не продолжать. Я вас поздравляю — у вас нет наследственной предрасположенности к алкоголизму. Как я уже говорил, у людей с такой предрасположенностью изначально плохо работает центр удовольствия. Поэтому в эмоциональном плане им всегда чего-то не хватает. Выпив первый раз, они вдруг понимают, что это именно то, что им нужно. Так что во время клинического интервьюирования они в деталях рассказывают, как первый раз приложились к бутылке и поняли — вот это мое! Такие люди начинают пить рано, пьют с удовольствием и сами инициируют выпивки. Вы же знаете, что в любой группе есть люди, которые инициируют процесс — надо купить бутылку и выпить. Так вот, инициаторы очень часто и есть те самые наследственные алкоголики. Кроме всего прочего, у них наблюдается высокая толерантность к алкоголю: они обычно могут выпить больше других и чувствовать себя при этом отлично. Помните в фильме «С легким паром!» фразу: «Я никогда не пьянею». Это типичная реакция людей с наследственным алкоголизмом.
Они гораздо лучше переносят спиртное, но им надо пить практически каждый день. Если взять романы Хемингуэя, то у него главные герои, как правило, наследственные алкоголики, как и сам автор. Они пьют почти на каждой странице, но при этом ухитряются еще что-то делать. Проблемы начинают возникать, когда такому человеку нужно какое-то время воздерживаться от выпивки — например в больнице. И тут начинаются проблемы — появляются беспокойство, тревожность, расстройства сна, судороги, галлюцинации.
Ненаследственная форма алкоголизма (она еще называется алкоголизм первого типа, реактивный алкоголизм, алкоголизм позднего возраста), которая свирепствует сейчас в России, наблюдается, как правило, у людей, в семье которых нет алкоголизма. Всю жизнь они пьют достаточно умеренно, но вдруг в жизни что-то случается — смерть близкого человека, потеря работы, любовное разочарование, утрата веры в будущее — и они начинают пить просто, чтобы «вылечиться» или «забыться». И потихоньку спиваются. Причем спиваются совершенно по-другому: запоями. Между выпивками могут проходить недели и месяцы, когда о спиртном они даже не вспоминают. Но, выпив рюмку, они уже не в состоянии остановиться. Как правило, если уходит причина, вызвавшая заболевание, они хорошо выходят из этого состояния. Единственно, им никогда в жизни больше пить нельзя.
Вопрос: Есть ли некое лекарство от алкоголизма — таблетка, которую можно принять и более никогда не сталкиваться с этой проблемой?
Кампов-Полевой: Нет и не будет никогда. Это невозможно. Хотя вру, такая таблетка есть, называется антабус: если человек примет ее и выпьет алкоголь, то он может умереть. Но это не лечение алкоголизма, потому что когда больному, принимающему антабус, захочется выпить, он просто перестает пить это лекарство. Алкоголизм имеет внутренние причины. К сожалению, 99% больных говорят: «Дайте мне что-нибудь, чтобы я излечился!». Просто слово «лечился» их не устраивает. Они хотят излечиться, чтобы потом начать пить нормально. Но так не бывает.
Вопрос: В каких странах проблема алкоголизма стоит наиболее остро? Кто больше всего страдает от этого?
Кампов-Полевой: Больше всего страдают жены и дети. Что касается алкоголизма, то во всех странах и культурах алкоголизмом страдают 8—11% пьющих, в зависимости от методов диагностики. Что касается видов употребляемого алкоголя, то они определяются более географическими и культурными моментами. В южных странах больше пьют вино, дальше на север — пиво, еще дальше — водку. У каждого напитка есть свои плюсы и минусы. Скажем, у тех, кто пьет вино, реже бывают сердечные заболевания, но чаще — цирроз печени. У тех, кто употребляет крепкие спиртные напитки, чаще бывают алкогольные психозы.
Вопрос: Популярно мнение, что если пить в меру — ничего плохого не происходит, потому что алкоголь является легитимной частью диеты человека...
Кампов-Полевой: Умеренное употребление спиртного хорошо для пищеварения. Но проблема в том, что не все люди могут удержать себя в рамках умеренности. Очень трудно относиться к бытовым определениям, таким, как «умеренное употребление», по-научному. Вы, наверное, тоже в детстве говорили родителям, что пьете умеренно, а они, глядя на то, каким вы пришли вечером, думали по-другому.
Вопрос: Есть теория, что если слабоалкогольные напитки доступны для подростков, то это уменьшает шанс того, что они в будущем будут употреблять наркотики...
Кампов-Полевой: Зависимость прямо противоположная. Чем раньше человек начал употреблять алкоголь, тем быстрее и тяжелее у него возникает зависимость. Риск растет в геометрической прогрессии. Есть так называемые наркотики для начинающих— приобщаются к этому обычно с вина или марихуаны. А потом переходят на более тяжелые вещи.
Есть старая китайская притча. Буддийский монах шел по лесу, он устал и замерз. Увидел домик — в нем жила одинокая женщина, которая согласилась пустить монаха на ночлег лишь при выполнении одного из трех условий: либо съесть приготовленное ею мясо, либо выпить вина, либо провести с ней ночь. Монах решил, что вино — самый малый грех, и согласился немного выпить. После этого он съел мясо и переспал с женщиной. Вот так это и работает. Употребление алкоголя снижает контроль за поведением. Подросток чаще всего пьет не дома, а со сверстниками. А там быть умеренным очень сложно. Тут же подросток может сесть за руль или попробовать наркотики, а девушка может вступить в отношения, о которых будет всю жизнь жалеть. Подростка легче всего подсадить на слабоалкогольный напиток, потому что с водки ему плохо станет. Все начинается со вкусного коктейля, а потом идет дальше до политуры и «тройного» одеколона.
Вопрос: Как влияет алкоголь на творческие способности человека?
Кампов-Полевой: Я увлекался рок-музыкой и слежу за судьбами музыкантов. Есть очень характерная динамика. Ребята из какого-то американского «медвежьего угла» в подвале играют музыку, делают хит, начинают гастролировать, потом начинают пить и колоться, карьера идет насмарку, потом кто-то умирает, а кто-то становится анонимным алкоголиком. Это замечательно иллюстрирует, что существуют люди искусства, у которых достаточно таланта что-то делать, а еще и пить. Но есть прекрасное русское выражение, отражающее, чем это все обычно кончается: «Талант свой пропил». Среди талантливых людей много алкоголиков, но среди алкоголиков очень мало талантливых людей.
Я, кстати, заметил, что в Америке практически перестал употреблять крепкие спиртные напитки. И многие мои коллеги, приехавшие из России, тоже. Это показывает, что приверженность к водке имеет культурные и социальные причины.
Вопрос: Когда вы оказались в Америке?
Кампов-Полевой: Постоянно я живу здесь с 1991 года. До этого были разовые поездки в США. Как-то я вернулся и говорю приятелю, который тогда был в министерском ранге: «Ура! Нам дали гранты! Будем поднимать российскую наркологию! Создадим научный центр!». Он на меня посмотрел и сказал: «Леша, такая задача правительством не ставится». Из чего я сделал вывод, что поставлена задача российскую науку развалить. Что, кстати, и было успешно сделано.
В заключение хотелось бы сказать, что нами разработан набор тестов, который с вероятностью до 94% определяет, станет подросток алкоголиком или нет. Мы выявили, что главные факторы риска для подростка: мужской пол, алкогольная наследственность по отцу, реакция на вкус сладкого (человек, который любит очень сладкое, имеет больше шансов) и профиль личности, который определяется за 20—30 минут. Если подростку сказать, что у него 80% стать алкоголиком, на него это не повлияет, потому что он отнесет себя к другим 20%. А наш тест говорит о подобной возможности со всей определенностью. Очень хотелось бы, чтобы этот тест начали использовать в России. Если вы найдете тех, кто этим интересуется, то я готов совершенно бесплатно передать документацию по тесту в хорошие руки.
Алексей КАМПОВ-ПОЛЕВОЙ
Нью-Йорк.
blog comments powered by Disqus