Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

15.10.2006 22:45 | Совраска | Администратор

ТРУБА ЗОВЕТ В СВОИ ПЕНАТЫ

«The Times», Великобритания

«Бойтесь бывших агентов КГБ, дары приносящих» — этот старый-новый лозунг как нельзя более подошел бы событию, случившемуся вчера в Дрездене: сюда приехал президент России Путин дразнить правительство Германии подозрительно щедрыми предложениями по «газовому стратегическому партнерству».

И дело даже не в том, что российский энергетический гигант «Газпром», который, кстати, уже стал четвертой по размеру компанией в мире, объявил о готовности взять на поруки по уши увязший в долгах немецкий футбольный клуб «Шальке-04». «Газпром» также готов отдать Европе (читай: Германии) приоритетный доступ к газу, который будут добывать на крупном Штокмановском месторождении. Тем самым Германия фактически получит гарантии поставок энергоносителей на многие десятилетия вперед.

Российские газеты назвали предложение Германии «неожиданным подарком». На самом же деле заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов вполне открыто заявил еще за день до начала переговоров канцлера Ангелы Меркель с Кремлем, что эти контакты рассматриваются как первый шаг к формированию оси Берлин—Москва. Сегодня, по словам Титова, обе страны находятся по отношению друг к другу в таком же положении, в каком были Франция и Западная Германия после Второй мировой войны, когда две страны решили объединить свою черную металлургию и угледобывающую промышленность.

За последние полтора года в германо-российских отношениях наметились коренные сдвиги: Путин больше ничего для России не просит и главный вопрос сотрудничества больше не сводится к инвестициям в российские нефть и газ со стороны E.ON, BASF и других крупных немецких компаний. Вскоре правительства германских земель начнут платить за газ и мазут непосредственно российским компаниям, которые сами хотят вкладывать деньги в Германии. В общем смысле суть сделки заключается в том, чтобы немецкие химики, автомобилестроители и производители другой техники наращивали инвестиции на российском рынке в обмен на предоставление России возможности войти в капитал немецких электрогенерирующих и авиастроительных компаний.

По мнению Путина, только создание гигантского рынка, объединяющего Россию с Европейским Союзом, то есть население общей численностью как минимум в 600 миллионов человек, позволит им развиваться с той же скоростью, что и Индия, и Китай. Эта новая парадигма совершенно отличается от той, в рамках которой отношения между Россией и Германией протекали практически все время в течение двух последних веков. Со времен царя Петра Великого Россия поставляла Германии энергоносители и сырье, а Германия участвовала в модернизации России. С точки зрения Путина, подобные отношения давали преимущество Германии, и теперь он, желая как-то применить деньги, которыми набит сегодня российский бизнес, сам приходит с ними на рынки стран Запада.

Но правительство Германии еще не определило свою позицию по этому вопросу. Социал-демократы, «младшие братья» в немецкой «большой коалиции», считают, что предложения Путина — это шанс привязать Россию к Европе, снизить риск газового шантажа и начать процесс постепенных демократических преобразований. Однако христианские демократы, партия, к которой принадлежит фрау Меркель, относятся к ним с подозрением. Например, говорят они, если Россия начнет серьезно вкладывать средства в европейскую аэрокосмическую отрасль, то от этого может пострадать оборонное сотрудничество с Соединенными Штатами.

Что касается варианта, при котором Москве достаются голоса в советах директоров немецких энергетических компаний, то не приведет ли это к усилению зависимости Германии от России? И, наконец, насколько тесно может себе позволить Германия связаться с экономикой, которую считают одной из самых коррумпированных в мире?

Роджер БОЙЗ.

Перевод ИноСМИ.ru

(печатается в сокращении).

Комментарий редакции

Ни в одну другую страну Путин не ездит так много, как в Германию. И какой же основной смысл поездок главы российского государства? Как выясняется, прежде всего деловой. Но не в том смысле, что он занимается делами (а не прохлаждается в Баден-Бадене). А в том смысле, что он занимается делами бизнеса. Прежде всего «Газпрома». Все более явно подтверждается предположение (которое наша газета выдвинула одной из первых), что никой третий президентский срок г-ну Путину не нужен, что он спит и видит, как покинуть трон в Кремле («тяжела ты, шапка Мономаха!»), переместиться в кресло главы «Газпрома» и зажить сказочно-сладкой жизнью руководителя четвертой по богатству компании мира. Понятное дело, что укреплять позиции «Газпрома» нужно, пока еще сам «в силе». Чем г-н Путин и занимается весьма усердно, обеспечивая сбыт нашего газа в Европе (хотя скоро самой России его не будет хватать) и проникновение в западные корпорации.

В статье говорится, что немецких химиков, автомобилестроителей и производителей другой техники зовут вкладывать деньги в Россию, а российским компаниям просят дать возможность войти в капитал немецких электрогенерирующих и авиастроительных компаний. Вроде бы все честно: вы — нам, мы — вам. На самом деле немцы получат контроль над нашей промышленностью и будут вывозить доходы в ФРГ. Наши же «бизнесмены» доходы от российских инвестиций в западные компании в Россию вывозить не будут — они как и прежде будут оседать в западных же банках.

И контроля над западной промышленностью они точно не получат. Только что Внешторгбанк купил 5% компании EADS, производящей «аэробусы». Но канцлер ФРГ А.Меркель в ответ на просьбу Путина предоставить банку большие права в управлении этой компанией, уже заявила, что «это не актуально».

Для капиталовложений в российскую промышленность (в частности, в авиастроение) у верхушки России денег нет. А вот для инвестиций в европейскую авиационную отрасль средства есть и немалые. Тот же Внешторгбанк, оказывается, имеет желание (и деньги) купить еще 10—15% акций компании EADS. То есть на производство Ил-96 и Ту-204 денег нет. А на «аэробусы» деньги есть. Почему? Да потому, что Путин в интересах крупного российского капитала энергично внедряется в Европу. В ущерб интересам России.

Однако его не пускают не только в авиастроение. В немецкой прессе широко комментировалось решение «Газпрома», озвученное в ходе визита Путина в ФРГ, заключить спонсорский контракт с немецким футбольным клубом «Шальке-04» на сумму в 100 миллионов долларов. (Вот вам еще один «национальный проект» стоимостью в почти 3 миллиарда рублей — подъем немецкого футбола. И это при том, что в самой России денег по-прежнему нет ни на какие острые нужды народа).

Однако, несмотря на такие щедрые подарки, Путину не удалось договориться с Меркель о создании российско-германского энергетического альянса. Не помогло даже предложение поставлять в ФРГ 70—80% газа, который будет добываться на богатейшем Штокмановском месторождении. Путин стремился преодолеть намерение Евросоюза осложнить «Газпрому» доступ на рынки европейских стран. Не получилось.

ФРГ предпочла союз с Францией. По итогам только что прошедших переговоров А.Меркель и Ж.Ширака Германия и Франция решили создать свой энергетический альянс, без участия России. А участие «Газпрома» в экономических делах Евросоюза по-прежнему должно строиться на принципах Энергетической хартии ЕС и Транзитного протокола к ней. По этому протоколу Россия должна представить трубопроводы для свободного транзита газа из Средней Азии в ЕС, а вот европейские газопроводы не попадают под действие Протокола, и «Газпром» не будет иметь свободного доступа к ним.

Так что дружба — дружбой, а табачок врозь. Европа своими интересами поступаться не намерена. В отличие от российской верхушки, которая в защите интересов России никогда замечена не была.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList