13.09.2005 18:07 | Совраска | Администратор
В БАКУ СТАНОВИТСЯ ЖАРКО
По оценкам организаторов демонстрации, состоявшейся 10 сентября, в ней приняло участие до 50 тысяч человек. Как водится, оппозиция была гораздо более сдержанна в цифрах, заявив, что протестующих было не более 6 тысяч. А вот иностранные корреспонденты в своих оценках оказались посередине, между властей и оппозицией — 20 тысяч человек.
Набор лозунгов и требований был традиционным для последних лет — отставка президента Азербайджана И.Алиева, проведение честных и свободных выборов. Обратим внимание на то, что азербайджанская оппозиция ныне облачена в оранжевый цвет. Вряд ли нужно доказывать, что этот цвет импортирован с Украины, у которой, в отличие от Азербайджана, нет цитрусовых, но зато в изобилии технологии полунасильственного свержения власти, основательно отработанные в ходе марафонских президентских выборов прошлого года. И эти цвета — не единственное сходство между нынешней азербайджанской оппозицией и украинской оппозицией образца прошлого года. И те, и другие демонстрируют откровенную приверженность «западным ценностям».
Ценности нас не особенно интересуют. А вот их западное происхождение указывает и на источник политической энергии лидеров оппозиции. Как убеждает опыт все той же Украины, эта энергия активно подпитывается массивными финансовыми вливаниями из открытых и закрытых источников. Оппозиционные партии носят звучные названия: Национально-демократическая партия, Либерально-демократическая партия, «Прогресс» и Движение во имя Азербайджана. Но если их основательно поскрести, то под позолотой «демократических» названий быстро обнаружатся тесные связи не столько с собственным народом, сколько с соответствующими органами США, отвечающими за насаждение «демократии» американского образца везде в мире.
Почему руководство Азербайджана является объектом постоянного давления прозападных сил? Ведь вроде бы Алиев проводит политику баланса между Западом и Россией, причем в адрес США делаются глубокие и частые реверансы. Постоянно идут разговоры о возможности использования ряда бывших аэродромов Советской Армии для размещения «на временной основе» самолетов ВВС США и подразделений американской армии. Азербайджан входит в состав военно-политического блока ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), ориентированного на США. Руководство Азербайджана активно поддерживало создание нефтепровода из Баку в турецкий порт Джейхан на Средиземном море, призванного создать конкуренцию российским нефтепроводам. Президент Алиев частый гость на Западе.
Но вместе с тем хорошо известно, что наиболее громкоголосая оппозиция в Азербайджане говорит с явно западным акцентом. Оттуда идет финансирование оппозиции, оттуда она получает политическую и пропагандистскую поддержку, туда бегут самые воинственные лидеры оппозиции, когда в Баку становится для них излишне горячо.
Дело в том, что США маневрируют. С одной стороны, никаких обвинений, напоминающих травлю президента Белоруссии А.Лукашенко, не наблюдается, ибо США заинтересованы в том, чтобы сохранить уже завоеванные позиции в Азербайджане. С другой стороны, Америку и их союзников не устраивает равноудаленная позиция Алиева, стремящегося сохранить одинаково дружественные отношения и с Западом, и с Россией. На территории Азербайджана, в Габале, по-прежнему находится крупнейший российский центр наблюдения за космическими объектами. Руководство Азербайджана постоянно подчеркивает значение политических и экономических связей с Россией и не стремится, в отличие от некоторых других коллег, торпедировать СНГ. По-видимому, американцы предполагают, что с учетом биографии нынешнего лидера Азербайджана, большую часть жизни тесно связанного с Россией, его личные симпатии находятся на стороне нашей страны.
Азербайджан для Америки важен не только с точки зрения отношений с Россией, но (еще больше!) как возможный плацдарм для удара по Ирану. Создается, однако, впечатление, что президент И.Алиев не в восторге от планов превращения его страны в исходную точку для вторжения в соседнюю страну. Вот и подумайте сами: может ли называться «демократическим» правительство, которое препятствует (по крайней мере пассивно) осуществлению вожделенной цели многих президентов США — наказания Ирана за свержение проамериканского шаха, за захват в 70-е годы посольства США, но пуще всего за подозреваемое стремление обзавестись собственным атомным оружием?
Разумеется, такое правительство не может быть признано прозападной оппозицией подлинно демократическим. Отсюда и ярость антиправительственных демонстраций, и обвинения в международных организациях в нарушении прав человека. Конечно, Азербайджан не является образцом демократии, парламент находится под полным контролем президента, грядущие парламентские выборы скорее всего вновь принесут победу пропрезидентским силам, а у народа есть причины для недовольства своим положением.
Однако опыт той же Украины, оранжевыми флагами которой нынче размахивают демонстранты в Баку, показывает, что смена правительства (особенно если это происходит при прямом участии США) чревата дальнейшим ухудшением жизни простого человека, от имени которого берутся выступать лидеры прозападной оппозиции. Вряд ли американцы способны и намерены свергнуть И.Алиева. Но крепко попугать, чтобы сделать его более послушным — это, пожалуй, и составляет главный смысл акций оппозиции.
А. САФАРИН.
blog comments powered by Disqus