09.12.2003 11:09 | Совраска | Администратор
ВЬЮЖНАЯ НОЧЬ В ЦИКе
Собаки рыскали и в здании Центризбиркома. Правда, не сами по себе, а на поводке. Примерно в 22.30 в Большой Черкасский переулок нагрянули пожарные машины, отряды МЧС, люди в зеленой форме со стиснутыми зубами… Переполох был вызван тем, что поступил сигнал о заложенной внутри ЦИКи бомбе. Ее искали с собаками, но не нашли, к счастью. Все оказалось милой шуточкой в духе времени.
Но «бомба» все-таки взорвалась. Сейчас, когда мы знаем предварительные итоги так называемого голосования, острота сенсации несколько смягчилась. Но в первые минуты, когда около девяти часов вечера поползли по экранам итоги первых подсчетов на Дальнем Востоке, по залу пронесся гул изумления: никогда «партия власти» не набирала таких показателей, что называется, с места в карьер. Но даже не это было самым удивительным. Вопреки всем прогнозам, за второе место на Дальнем Востоке с переменным успехом сражались новоиспеченная «Родина» и уже слишком хорошо всем известная ЛДПР. В безнадежных аутсайдерах оказались партии со стажем — «Яблоко», СПС, а также все новоделы, от Партии пенсионеров до партии двух спикеров, не говоря уже о всяких экзотических политобразованиях. Ни один аналитик, ни один социологический центр, даже из числа самых лояльных к Кремлю, не пророчил таких заоблачных процентов ни самой «партии власти», ни ЛДПР и «Родине». Максимум, что ожидалось, это преодоление двумя последними пятипроцентного барьера, да и то по самым оптимистичным для них прогнозам. Для «Единой России» не предрекали более 30—32 процентов. Но вся социологическая наука на этих выборах была просто опрокинута и посрамлена! Погрешность, разумеется, была и в 1995-м, и в 1999 годах, но она держалась в рамках реальности — пять—семь процентов. Так что теперь смело можно говорить о победе чиновников над наукой. Да и над страной.
Оно бы, может, и неплохо: к черту, в самом деле, эту гнилую «демократию» — даешь диктатора! Но качество, качество не то — вот в чем беда. Вся выборная кампания подтвердила не просто лживость, но полный беспредел «партии власти», когда нормой жизни стало называть белое черным, беззастенчиво врать, не считаться с законом. Диктатура лжи и лицемерия вместо обещанной диктатуры закона — вот что получили мы сегодня.
Именно об этом в ночь на понедельник не раз спрашивали председателя ЦИКи Александра Вешнякова журналисты самых разных политических взглядов. Например, о двойных стандартах: почему официально было заявлено, что представители СМИ допускаются в комиссии, а когда коснулось дела, то все оказалось наоборот. Много вопросов было по ситуации в Башкирии. Одну очень настойчивую девушку всю ночь волновал вопрос: почему нет данных по явке избирателей? И она задавала его каждый час, когда в зале появлялись представители Центризбиркома. Очень странным выглядело такое, например, обстоятельство: в одном и том же регионе подсчет голосов велся настолько неритмично, что когда в одном округе было посчитано, скажем, 20 процентов, в другом — только один (а так было, например, в Московской области). Александр Альбертович объяснил это нерасторопностью членов одной комиссии и прилежностью — другой. Да, но не в 20 же раз! Трудно объяснить, например, почему в Черемушкинском округе в два часа ночи было обработано всего 0,01 процента бюллетеней, когда в других московских же округах — в десятки раз больше! Спросили Вешнякова, почему избирательный фонд «Единой России» превысил положенные законом 250 миллионов рублей. Он тут же поправил: они вернули излишки, все в рамках закона. Журналистам даже рассказали, как ЦИК оперативно отреагировала на сигнал о том, что «Единая Россия» обклеила своими плакатами все метро и задалась вопросом: а оплачено ли все это? Тут же проверили и успокоились — оплачено. Порой из зала кричали: «Ложь»! В курилках откровенно смеялись над ловкостью рук. Один остряк выдвинул лозунг: «Отдадим свои голоса блоку «партии власти» и многопартийцев!»
Сопредседатели наблюдательного совета общественного договора «Выборы-2003» М.Федотов и А.Пржездомский рассказали о выявленных уже в ходе голосования нарушениях. Правда, при этом все было весьма обтекаемо. Например, об агитации в день голосования: «Выходят газеты с агитационными материалами, а также не убрана в некоторых местах наглядная агитация отдельных партий». Это каких же? Неужели КПРФ? Нет, это осталось «за кадром», хотя все без исключения присутствующие понимали, о каких «отдельных» партиях идет речь. Сплошь и рядом давили на наблюдателей. В Башкирии у них брали отпечатки пальцев (для устрашения, что ли?), автобусы с ними не просто задерживали, но и забрасывали камнями. В кулуарах говорилось о том, что даже забирали в милицию и избивали. В деревне Шарипово на избирательном участке был посажен человек со специальным журналом, в котором он фиксировал, кто как проголосовал — да-да, представьте, перед тем как опустить бюллетени в урну, каждый избиратель должен был показать их этому человеку, чтобы тот отметил, как совершил «свободное волеизъявление» конкретный гражданин «сильной, единой» России. В Дагестане не пускали на участки, у членов избиркомов от КПРФ тотально отключали телефоны, работники МВД заставляли членов комиссий заранее расписываться на чистых бланках протоколов — это в селе Ахты…
Одним словом, сведения о беспределе в Центризбирком проникали — пусть даже отфильтрованно, тонкой струйкой. Но Вешняков и другие члены ЦИК при этом не уставали повторять, что пока у них не будет письменного заявления, они не имеют права что-то там пресекать. Все, мол, должно быть в строгом соответствии с прописанной законом процедурой. М. Федотов, которому по должности надо было знать обо всем этом, сделал вывод: эта кампания чище, чем предыдущие, в ней нет изощренных изысков политтехнологов, нет вброса компромата… Правда, административный ресурс работает жестче, чем раньше. Это уж точно! Ни к чему при таких методах какая-то изощренность. Достаточно силы.
Кристиан Форстнер, представитель Фонда Ханса Зайделя, приехавший как наблюдатель на эти выборы, сказал мне: «Очень тревожная тенденция создалась. Все понимают, откуда дует ветер, но все молчат. Это означает ослабление демократии»… Наивный европеец! Он говорит о каком-то ослаблении. Честно сказать, иностранных наблюдателей больше тревожит судьба либералов — СПС, «Яблока», чем КПРФ. Но и они отмечают: успех блока «Родина» по всем социологическим законам невозможен, он выглядит сомнительно. Их пугает неожиданный взлет Жириновского. Тем более что он даже в такой явно благоприятной для себя ситуации все же оскандалился. На московском избирательном участке №1216 его попросили не давать интервью в стенах участка, и за это Жириновский обозвал психически ненормальными половину людей, работающих в комиссии, а от одного члена избиркома — женщины! — потребовал медицинскую справку о том, что она психически здорова!
Как обычно, на огромных табло возникали красивые графики, разворачивалась, рубилась на куски и складывалась в столбики карта страны — надо отдать должное: избирком оборудован по последнему слову техники, и мастерство компьютерщиков на высоте. Общение с председателями региональных избиркомов тоже было обеспечено. И они рапортовали, что никаких нарушений не отмечено.
Между тем время шло, а на карте голосований оставались белые пятна. Почти до пяти часов утра молчала Калмыкия — никаких сведений вообще. Взрыв смеха вызвала Мордовия: 100 процентов — за «Единую Россию», остальным соответственно по нулю. Правда, потом пояснили, что данные преждевременны, поскольку обработано мизерное число бюллетеней. Что, конечно, выглядело странным. Ведь ни в Калмыкии, ни в Мордовии нет тундры, непроходимой тайги и прочих неудобств, а вот телефоны, по меньшей мере, есть. Почему вышла такая задержка, спрашивать было уже бесполезно.
Чтобы публика не задавалась праздными вопросами, в перерывах между выступлениями членов ЦИКи ее занимали аналитики и эксперты. Был построен любопытный график, как бы объясняющий непомерный успех «партии власти». Взяли данные голосования на выборах в 1999 году. Сложили проценты «Единства» и «Отечества — Всей России» — вот и получились аккурат те 36 с хвостиком, что имеются сегодня. Арифметика простая, особенно если учесть, что и тогда стон стоял от тех же черных технологий и административного давежа.
Но, с другой стороны, если взять нынешние проценты блока Глазьева — Рогозина и сложить их с процентами КПРФ — получится 23 или близко к тому, то есть то, на что реально могла рассчитывать КПРФ в этот раз. Фактически же эти голоса были разорваны надвое. Если, конечно, допустить, что считались они честно, а не подбрасывались, кому надо. Так разве это не черная технология?
В этом — вся «партия власти», весь Путин. И, надо думать, вся его будущая карманная Дума. Левые фактически не растеряли своего электората, но путем махинаций его откололи. И выдают это за всенародную поддержку милиционера Грызлова! Хотя все мы понимаем, что это — начало путинской президентской кампании.
На встрече членов ЦИКи с президентом по случаю десятилетия Центральной избирательной комиссии один из них, Евгений Иванович Колюшин, сказал, что напрасно около 40 руководителей регионов и глав республик возглавили списки «партии власти», недемократично, мол, это. Владимир Владимирович только плечами пожал, кивнул на Суркова: дескать, не мой вопрос, это все его работа. Но посмотрим, какова будет эффективность, добавил президент. Что ж, эффективность налицо.
Однако при такой эффективности долго ли просуществует сама ЦИК? Ход событий представить несложно: новая Дума при таком-то составе изменит конституцию хоть вдоль, хоть поперек. Как велит Сурков, так и изменит — лишь бы эффект был. Так вот, не роют себе яму своими руками и ЦИК, и губернаторы, и депутаты, участвовавшие во всем этом спектакле? Ведь по законам жанра заказчик всегда должен убрать исполнителей. Так, по крайней мере, в шпионских романах пишут.
…Длинной и вьюжной была эта ночь. Из окон ЦИКи сквозь метель светила звезда на Спасской башне. Не спали миллионы людей в заснеженных просторах России. Горевали, плакали, пили валидол, а кто-то и водку. Одни — с горя, другие… Черт их поймет, с чего, с какой радости? Неужели с той, что народ вокруг пальца обвели? Им приказали — они сделали… «Ах, вот и опять слез наших ветер не вытер! /Мы побеждены, мой одинокий трубач./ Ты ж невозмутим, ты горделив, как Юпитер, /что держит тебя в этом дыму неудач?/ — Да, может, и так, но торопиться не надо. /Будь хоть трубачом, хоть Бонапартом зовись/ — как ни голосит, как ни ревет канонада, /встань! Делай, как я! Ни от чего не завись!/ И, что бы ни плел, куда б ни вел воевода, /жди, сколько беды, сколько воды утечет…/ Знай — все победят только лишь честь и свобода. /Да, только они! Все остальное не в счет!» Вот с этой простой песенкой и будем жить дальше.
Жанна КАСЬЯНЕНКО.
blog comments powered by Disqus