Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

20.08.2003 18:43 | Правда России | Администратор

ВСЕ НА МАКСе ЕСТЬ, ДА НЕ ПРО НАШУ ЧЕСТЬ

     19 августа в подмосковном городе Жуковском открылся авиасалон МАКС-2003. Он проходит раз в два года, и этот — шестой. Для патриотов своей страны, конечно, есть повод для гордости — отечественный МАКС выходит на уровень общепризнанных салонов Ле Бурже и Фарнборо. Вот и в этом году в Жуковском представлено около 200 образцов техники из 40 стран мира, 500 российских компаний и около 120 фирм — из дальнего зарубежья.

     Впервые в истории салона участвуют пилотажные группы из Франции и Италии. Выставленная здесь раритетная техника вызывает горячий интерес участников. Это машины из различных стран, известные еще из учебников по истории авиации. Представлены также американские истребители, танкер-заправщик. Ожидается, что прилетит стратегический бомбардировщик США Б-52... Салон посетят около миллиона человек.

     На МАКСе можно увидеть самые новейшие разработки, не имеющие аналогов в мире. Гвоздем программы станут отечественный пассажирский лайнер Ту-204-300, который способен пролететь без заправки почти 10 тысяч километров, и боевой всепогодный вертолет Ми-28Н. Россия вообще представит немало уникальных машин. Это и ЯК-130, и первый летный образец МиГ29ОВТ с отклоняемым вектором тяги, и мобильный лазерный комплекс МЛТК-50, и много еще чего потрясающего, прорывного, небывалого... Словом, из ХХI века.

     И все было бы хорошо, когда б мы знали: отечественный авиапром процветает, новая «салонная» техника поступает на вооружение Российской армии, в гражданскую авиацию, и все это сулит нам, гражданам своей страны, спокойствие и безопасность. Увы, дела обстоят совсем иначе. Поэтому Россия на авиасалоне выглядит вроде Золушки, чья роскошная карета вот-вот превратится в тыкву. По большому счету можно сказать, что все выставленные там российские достижения самой России не по карману. Это все или почти все — на продажу. Если купят.

     Наметившаяся в последние два года правительственная суета вокруг авиационных предприятий, очередная реорганизация не может не вызывать тревоги. В какой бы отрасли ни начинались реформы, они неизбежно ведут ее от плохого к худшему.

     Когда весь авиапром провалился в яму в самом начале реформ, когда ельцинское правительство просто и откровенно разваливало этот гигантский потенциал, лишив его госзаказа, казалось, что восстановить ничего уже не удастся. Но на многих предприятиях, к счастью, невозможно было обойтись без руководителей еще той, советской, школы. Конечно, им приходилось лавировать. Более того, многие почувствовали вкус к самостоятельному бизнесу, к новой, «буржуазной» жизни. Но все-таки они смогли в невероятно трудных условиях сохранить и удержать научные, инженерные кадры, само производство. И вышли на мировой рынок, начали заново его завоевывать уже без помощи государства. Государство-то как раз и сделало все для того, чтобы традиционные зоны на мировом рынке авиации и вооружения были от России отсечены. Но бывшие «красные» директора, став менеджерами, справились и с этим. И начали зарабатывать деньги для своих предприятий, продавая их продукцию Китаю и Индии — в основном.

     Вопреки всем усилиям «реформаторов», российский авиапром не умер, а выжил, закалившись в экономических и политических боях. Видимо, причина в том, что его интеллектуальный потенциал несравним с потенциалом правителей-разрушителей и их советников. Это основной капитал нашей страны. И на этом поле ни премьерам-троечникам, ни министрам-филологам технарей-интеллектуалов советской школы не победить.

     Поэтому затевается новая интрига — в умении плести интриги российской власти не откажешь. Практически ничего не давая авиационной и оборонной промышленности, государство теперь хочет вообще задушить их в своих объятиях, подвергая новой реорганизации.

     Вкладывая ежегодно в авиационную промышленность не более 10 миллиардов рублей, государство придумало такую систему налогов, что через них изымается в три раза больше средств — почти 30 миллиардов. Как бы ни держали отрасль директора, от износа основных средств не уйдешь. Он достиг в целом по отрасли уже 68 процентов и продолжает расти. А на какие средства его обновлять при такой налоговой системе? Да вдобавок Минфин практически ни разу вовремя не вернул предприятиям НДС за экспортные поставки. А это не менее 200 миллионов долларов ежегодно. Поэтому обновление идет удручающими темпами — не более одного процента в год.

     Но это — общая статистика. А в стране есть предприятия, которые работают вполне уверенно. Скажем, завод «Салют», производящий авиадвигатели. Здесь сохранились и даже омолодились кадры — средний возраст сотрудника 41 год. Средняя зарплата — 15 тысяч рублей. Предприятие сохранило социальную инфраструктуру, вплоть до учебных заведений. Его продукция востребована на мировом рынке, в год здесь поставляют технику более чем на 300 миллионов долларов. Естественно, идет обновление оборудования, и общий износ фондов на «Салюте» значительно меньше, чем в целом по стране.

     И вот правительство планирует новую реформу, смысл которой, сильно затуманенный и упакованный во множество заумных слов, сводится к следующему: объединение всех предприятий авиапрома разных форм собственности в один холдинг. Что-то вроде деприватизации. Но кто будет всем этим руководить? Государство? В чьем лице — Клебанова, Касьянова, Алешина, а может, объявится совсем неизвестная фигура? Помилуй Бог от такой деприватизации! «За разговорами про объединение слишком часто стоит желание объединить финансовые потоки и управлять ими в интересах конкретных структур и лиц, а не для пользы государства», — припечатал гендиректор завода «Салют» Юрий Елисеев.

     Вообще же создается впечатление, что от одного премьера — другому, от одного президента — следующему передается одна и та же эстафетная «палочка Коха»: во что бы то ни стало не дать поднять голову собственной авиационной, космической, оборонной промышленности. Обещать, тянуть время, придумывать и проталкивать через послушное депутатское большинство в Думе всяческие налоговые крючки, изобретать хитроумные реформы, словом, создавать иллюзию бурной деятельности, результатом которой должен стать очередной, никем официально не ратифицированный виток «сдерживания в одностороннем порядке».

     Вот поэтому грустно смотреть на прекрасные машины, созданные гением и трудом российских мастеров: все на МАКСе есть, да не про нашу честь!


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList