Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

01.09.2003 19:56 | Правда России | Администратор

ЗАГРЕБАЕТ НЕВИДИМАЯ «РУКА РЫНКА»

Правительство одобрило тихую катастрофу отечественного ВПК

     Месяц август для «новой России» традиционно богат катастрофами. Некоторые из них — например, ГКЧП, дефолт или гибель «Курска» — сразу становились известны не только нашей стране, но и всему миру. Но, помимо этих «громких» катастроф, существуют катастрофы «тихие», которые происходят на первый взгляд незаметно, последствия их проявляются не сразу, однако в конечном итоге оказываются порой даже более разрушительными и непоправимыми.

     К числу таких «тихих» катастроф можно отнести подписанное премьер-министром М. Касьяновым 21 августа распоряжение правительства о программе приватизации на 2004—2006 годы. Почти за три тысячи предприятий, фактически треть оставшейся федеральной собственности, ребята из «властной вертикали» намерены получить в бюджет целых 110 миллиардов! «Долларов?» — спросите. Нет, рублей! В среднем по 37 миллионов «деревянных» за единицу собственности, чуть больше, чем миллион долларов...

     И продаваться за эти «гигантские» деньги будут вовсе не артели по производству хомутов, продовольственные магазины или ремонтные мастерские. Цитирую текст официального сообщения: «В 2004 году будет продолжена приватизация пакетов акций акционерных обществ машиностроения, энергостроительного комплекса, химической, нефтехимической и атомной промышленности, морского, автомобильного и воздушного транспорта, связи, хлебопродуктообеспечения, непроизводственной сферы, а также ФГУПов машиностроения, воздушного транспорта, геологии, птицеводства и животноводства (за исключением осуществляющих селекционно-племенные работы). В следующем году будут предложены к приватизации все федеральные пакеты акций акционерных обществ нефтегазового строительного комплекса, угольной и топливной промышленности, АО, осуществляющих геофизические услуги в нефтегазовом комплексе, акционерных обществ металлургической, автомобильной, часовой, пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности, лесопромышленного комплекса, хладокомбинатов, кредитных организаций, а также акционерных обществ рыболовства (за исключением предполагаемых к включению в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, утверждаемый президентом)».

     Иными словами, наше демократическое государство не хочет управлять имеющейся у него собственностью — даже приносящей весомую прибыль. Ведь при нынешней мировой конъюнктуре предприятия нефтегазовой отрасли, электроэнергетики и т. п. прибыльны априорно. Что, государству не хватает денег? Да оно сегодня, если верить официальной статистике, просто купается в них! Одни только золотовалютные резервы выросли в пять раз с 1999 года, достигнув почти 65 млрд. долл., нераспределенные сверхплановые доходы бюджета за 2000—2002 годы зашкалили за 5 млрд. долл., и правительство устами своего министра финансов и вице-премьера Алексея Кудрина заявляет о необходимости изыскать в 2004 году «дополнительные механизмы стерилизации денежной массы». А тут какие-то 3,5 миллиарда за три года...

     Значит, либо одна из заявленных в обосновании программы целей: «формирование доходов федерального бюджета» — откровенное лукавство, либо ложь — информация о благополучии путинской России. На выбор. Но посмотрим на другие цели. «Приватизация в 2004—2006 годах федерального имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства». Если функцией и задачей государства является обеспечение безопасности своих граждан и территориальной целостности страны, что записано в Конституции РФ, то каким образом и для чего могли быть исключены из «запретного» для приватизации списка такие оборонные предприятия, как «МиГ», ПО «Квант», рыбинское КБ «Луч», самарский НИИ «Экран», и другие, видимо, проходящие под графой «машиностроение»?

     Российская «оборонка» является одной из важнейших опор не только безопасности государства, но и ее экономического благополучия. Норма добавленной стоимости, как и во всяком высокотехнологичном производстве, здесь на порядок, а то и на несколько порядков выше, чем в добывающих отраслях. Кроме того, общепризнано, что именно в военной промышленности внедряются и отрабатываются новейшие технологии, затем находящие, как правило, и гражданское применение. И спрос на продукцию отечественной «оборонки» в мире достаточно высок, особенно после агрессии США в Ираке. В 2002 году стоимость российского экспорта вооружений составила 4,8 млрд. долларов, и это далеко не предел. Вместо спрогнозированного экспертами падения объемов в этом году они могут превысить 5 млрд. долл.

     Другое дело, что основой российского военного экспорта, что еще раз продемонстрировал широко разрекламированный МАКС-2003, продолжают оставаться разработки советского времени — на создание новых, как всегда, «нет денег«. Денег, которые через разветвленную схему «посреднических» фирм уходят в чьи-то весьма конкретные карманы. Взять те же поставки в КНР, объем которых превышает миллиард долларов в год. По схемам клиринговых расчетов товары не завозятся в Россию, а продаются в третьих странах, что превращает до 50% стоимости контрактов в доходы агентов и посредников. Или другой пример. За период 1996—2000 годов от экспорта зенитных ракетных систем С-ЗООПМУ и ПМУ1 было получено около миллиарда долларов. На долю головного разработчика системы, ЦКБ «Алмаз», за фактически выполненные работы, гарантийный надзор и в качестве авторского вознаграждения досталось всего 1,7 млн. долларов, или 0,17% этой суммы. За те же годы Минобороны не заказало ни одного современного зенитного ракетного комплекса, разработанного «Алмазом». Затраты на закупку вооружений в 2003 году составят 118 миллиардов рублей (менее 4 млрд. долларов) вместо запланированных 188 миллиардов. Для сравнения — министерство обороны США в 2002 году потратило 170,8 млрд. долл. на закупку оружия, техники, снаряжения, услуг и т.д., что на 26,1 млрд. долл. больше, чем в 2001 году, и более чем в 40 раз превышает аналогичные затраты России.

     Результат? Американская газета «Крисчен сайенс монитор» приводит мнение бывшего заместителя министра обороны РФ Виталия Шлыкова: «Российская оборонная промышленность живет на тех жировых накоплениях, которые были отложены в последнее десятилетие существования Советского Союза, а теперь банкет заканчивается. Если судить по сегодняшним тенденциям, в ближайшие 10 лет Россия останется без военной промышленности».

     И вот пока этого не случилось, правительство фактически приняло решение распродать военно-промышленный комплекс страны вместе со всеми его проблемами — мол, «невидимая рука рынка» сработает лучше нас, сирых. Еще в начале августа президент Путин лично способствовал заключению контракта с Малайзией стоимостью 900 млн. долларов на поставку в эту страну 18 боевых истребителей типа «Су-30-МКМ». А теперь и «Сухой», и «МиГ» будут акционироваться — якобы с целью создания в 2005 году «вертикально интегрированных холдингов в форме акционерных обществ» со 100% участием государства. Заглянем еще раз в правительственную программу. Надо же! Там действительно записана такая фраза со сроком исполнения в 2005 году. А на 2006 год запланировано следующее: «Будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных в 2004—2005 годах при акционировании ФГУПов, за исключением тех акционерных обществ, которые будут включены в перечень стратегических акционерных обществ». Причем «в 2006 году предполагается завершение приватизации в авиационной промышленности, производстве вооружений, средств связи, ракетно-космической техники, боеприпасов».

     Конечно, есть надежда, что такие «жемчужины» ВПК останутся в числе «стратегических АО», но, как писал Чехов, если на сцене в первом акте висит ружье, в третьем оно должно выстрелить. То снова денег правительству «не хватит», то еще что — и «немного МиГа» уйдет от государства. А там, глядишь, — нельзя же быть «немного беременной» — и до блокирующего пакета акций дело дойдет, и до контрольного. Медленным шагом, робким зигзагом, втихомолку, но «правительство реформаторов» явно намерилось передать вопросы безопасности России в частные руки — не исключено даже, что в руки каких-нибудь «стратегических иностранных инвесторов».

     Как это делается, можно проследить на судьбе Ярославского моторного завода (ЯМЗ), ныне ОАО «Автодизель», одного из крупнейших в России производителей дизельных двигателей — продукции, имеющей не только гражданское, но и военное назначение. Танки, тягачи, грузовые автомобили, портативные дизельные электростанции, железнодорожное и корабельное оборудование — все это тоже, и в немалой степени, формирует оборонный потенциал государства. В 2001 году «Автодизель» вошел в состав холдинга «Роспромавто», саккумулировавшей 25% акций этого предприятия. «Роспромавто» — аффилированная автопромышленная структура алюминиевой «империи Дерипаски», куда входят также Горьковский автозавод (ГАЗ), автозавод «Урал», АО «Волжские моторы», ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры, Павловский, Ликинский, Голицынский и Курганский автобусные заводы. Холдинг создавался (и получил правительственную поддержку) с целью возродить славные традиции отечественного автомобилестроения, в первую очередь вдохнуть новую жизнь в легендарный ГАЗ. Однако вскоре все разработки перспективных моделей были свернуты ради создания на базе Горьковского автозавода совместного предприятия с итальянской фирмой IVЕСО, филиалом концерна FIАТ. Под эту программу руководство холдинга решило «построить» и другие предприятия. В частности, «Автодизелю» было предписано предоставить свои мощности для производства устаревших двигателей фирмы IVЕСО, не отвечающих даже евростандарту ЕU2, свернув собственный модельный ряд, предполагающий выход к 2008 году на стандарт ЕU4, а гендиректор «Автодизеля» Владимир Савельев, открыто заявивший о том, что реализация этого проекта «означает «похоронку» для нашего завода и отечественного двигателестроения в целом», подвергся давлению руководства холдинга вплоть до снятия с должности. Так что если к 2010 году предприятиям отечественного ВПК их иностранные стратегические партнеры прикажут закрыться или перейти на производство устаревших систем вооружения, если «МиГ» и «Сухой» начнут выпускать какие-нибудь F-16 для продажи в Уганду, а наши танковые заводы — «Тигры» для немецких музеев — не удивляйтесь: вы сами голосовали за это правительство и его политический курс.

  Иван МАКУШОК.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList