09.06.2001 00:00 | Правда | Администратор
ДВА ОСТРОВА В КАРМАНЕ
Правительство России готово согласиться с передачей Японии Курильских островов. Об этом в интервью японской газете "The Yomiury Shimbun заявил посол РФ в Токио Александр Панов. Два острова из четырех у японцев практически в кармане.
Сенсационные откровения Панова в "Thy Yomiuri Shimbun", с одной стороны, повторяют уже известный факт о российско-японских консультациях вокруг территориального спора, с другой - развивают и дополняют их. Так, по словам посла, Россия не отказалась от рассмотрения предложения Иосиро Мори о передаче Токио двух из четырех спорных островов Южно-Курильской гряды параллельно с заключением мирного договора и еще двух - после. Более того, Панов называет это предложение "стоящим" и признает, что "эксперты в Москве его уже изучают". Напомним, информация о таком варианте урегулирования территориального спора появилась около месяца назад. Хотя предварительное соглашение о сделке было заключено 25 марта 2001 года на встрече Путина и Мори в Иркутске. Тогдашний премьер Японии официально предложил президенту России план поэтапной передачи Японии "северных территорий": два из четырех островов (Шикотан и Хабомаи) по этому плану должны быть переданы Японии в ближайшее время, а два других (Кунашир и Итуруп) отданы в совместное экономическое использование до окончательного определения их судьбы. Путин это предложение в целом принял. Однако после того как в СМИ Японии произошла утечка об этой договоренности, МИД России 14 мая 2001 года сделал заявление о том, что "в протоколе переговоров Владимира Путина и Иосиро Мори не было зафиксировано никакого намерения вести раздельные консультации по вопросу о территориальном размежевании". То есть формально опроверг сделку, но МИДу никто не поверил.
И вот теперь Александр Панов фактически подтвердил информацию месячной давности о том, что Путин и Мори пришли к компромиссному варианту решения территориальной проблемы, который устраивает обе стороны. Причем Панов не только признал возможность передачи Токио островов на условиях плана Мори, но и выразил недоумение в связи с позицией нового премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми, который уже потребовал у России передачи Японии всех четырех спорных островов, причем до заключения мирного договора. Подобная позиция новой японской администрации, как считает наш посол, "в каком-то смысле тормозит разрешение этого вопроса". Сейчас, по словам Панова, Москва ожидает какого-нибудь итогового решения с японской стороны. И намекает, какое решение будет воспринято благосклонно - "предложение Мори было гораздо реалистичнее, чем требование Коидзуми об одновременном возвращении всех четырех спорных островов".
То есть два острова из четырех у японцев практически в кармане. Чтобы получить их, им нужно всего лишь вежливо их еще раз попросить.
Панов также предложил наиболее реалистичный, по его мнению, сценарий передачи Курил Японии. Первый этап - заключение сделки о передаче Шикотана и Хабомаи и подписание мирного договора между Россией и Японией. При этом передача управления над этими островами должна быть постепенной и занять 10 - 15 лет. После этого можно будет переходить к переговорам о судьбе двух других островов. То есть, по сути дела, их судьба и так уже известна, но для спокойствия общественного мнения в России будет комфортнее, если процесс их передачи, а точнее - возвращения Японии (если Москва их все-таки решила уступить), будет максимально растянут во времени. Длительный срок передачи островов крайне важен для Москвы еще и потому, что вслед за Курилами, в принципе, может встать и вопрос о возвращении Польше или Германии Кенигсберга - нынешней Калининградской области, "западного форпоста России". И Курилы, и Кенигсберг были прирезаны к СССР по решению Потсдамской конференции. Если часть этого решения будет признана утратившей силу, то вполне может быть поставлен вопрос о действительности других достигнутых СССР 55 лет назад компромиссов.
Наша попытка получить в МИД России официальное подтверждение заявлений Панова о Курилах привела к достаточно интересным результатам. Официальный представитель МИДа заявил "Газете. Ru" буквально следующее: "Панов -- наш посол, а значит, выражает позицию МИДа. Он, видимо, имел соответствующие полномочия для подобных заявлений. Хотя нельзя исключать, что журналисты "The Yomiuri Shimbun" что-то напутали, и тогда МИД вообще отказывается что-либо комментировать".
Так что остается только один вопрос: кому именно будем отдавать Кенигсберг - Германии или все-таки Польше?
blog comments powered by Disqus