19.03.2002 23:43 | Правда | Администратор
ГОСРАЗОР
У нас есть Счетная палата. Она, пожалуй, единственная контролирующая структура, имеющая право вникать в деятельность всех ведомств, использующих бюджетные ассигнования. И аудиторы СП, люди весьма дотошные, выезжают то в Ленек, то в Грозный, посещают кабинеты Госдумы, правительства, чтобы разобраться, как и на какие цели тратятся денежки налогоплательщиков. Я за то, чтобы проверки аудиторов выявляли допол-нительные ресурсы, высвечивали чи-новников, допускающих перерасходы, растранжиривание, растраты. Однако справки, представляемые С.Степашиным, порой хоть и грозные, но весьма беспомощные, поскольку Генпрокуратура РФ, мягко говоря, спускает их на тормозах.
Ну, подумаешь, министр «перека-чал» миллиард-другой не на те цели, проявил заботу не о повышении плодородия пашни, а провел евроремонт кабинетов чинов-ников ведомства. Ну, чего же шуметь, коль госу-дарственная казна раскошелилась на зарубеж-ные вояжи сановников от демократии, а на зар-плату учительства не хватает средств?
Мы в Думе получаем материалы проверок ис-полнения закона, которым утверждается бюд-жет РФ на целый год. Мало того, нам обещают, что к третьему кварталу появятся так называе-мые дополнительные доходы, которые сможем распределить по всем отраслям: перепадет и учительству, и ветеранам, и офицерским семь-ям. Вот и ждем... у моря погоды. А погода — предштормовая. Темпы роста производства па-дают. Внешние долги тихо душат страну Рос-сию вытесняют с рынка стали, оружия, атомных технологий, мясных продуктов, авиафлота. Мы
— в изгнании. Нас оттирают от европейских границ, от среднеазиатских, от закавказских. Товары складируются из-за невостребованно-сти. Европе подавай богатства российских недр
— нефть, газ, асбест... Наши богатства помога-ют крепить могущество целого ряда госу-дарств. Однако РФ плохо возвращает долги со-юзников. И в том мы сами порой виновны.
Только участие в санкциях против Ирака обернулось для России убытком, исчисляемым до 30 миллиардов долларов.
В ГОСДУМУ поступили материалы Счетной палаты о том, как формировался и испол-нялся федеральный бюджет 2000 года. Большое видится на расстоянии. Только сейчас мы во-очию можем оценить финансовые потоки, траты и поступления, которые производились полтора года назад. Но и в этом наука. Учесть промахи, не допустить новых. Тем более, когда для учета доходов бюджета страны казначейство исполь-зовало 5840 счетов, из них 3559 — в учреждени-ях Банка России, а 1885 — в Сбербанке России. Участвовали в этом также Внешторгбанк, Вне-шэкономбанк и другие ведомства.
Открывается пестрая картина пополнения бюджета по налогу на добавленную стоимость в регионах. В Магаданской области зачисления на счета казны составили 59 процентов против 85, установленных Федеральным законом о бюджете РФ, в Челябинской — 70, Мордовии, Курганской, Новосибирской областях — по 81 проценту. В то же время, скажем, целый ряд субъектов вместо налогов передали Москве свой привет. Подобное положение и со сбором налога с физических лиц, акцизов на алкоголь-ную продукцию. Многие территории не пере-числили и половины этих сборов.
По конституции у нас вроде` бы все субъекты страны равны. А на деле есть «любимчики» Кре-мля и «пасынки». Башкортостан недоперечис-лил в федеральный бюджет 7 миллиардов 583,6 миллиона рублей налоговых платежей. По Татарстану потери бюджета РФ составили 17 миллиардов 642,4 миллиона рублей. На все остальные субъекты Федерации задолжен-ность исчисляется в сумме 1 миллиард 908,9 миллиона рублей. Не так уж и много по сравне-нию с двумя республиками. Нетрудно дога-даться, что, недополучив в казну около 30 мил-лиардов рублей, правительство не смогло про-финансировать многие федеральные програм-мы 2000 года.
За последние десять лет сменилось восемь правительств. И каждое, приходя в Белый дом, составляло бюджет, определяло прогноз разви-тия экономики, но ни одно так и не научилось реалистично оценивать мировую конъюнктуру, прогнозировать ситуацию. Объем ВВП в 2000 году превзошел 7 триллионов 63 миллиарда рублей. А в бюджете закладывался этот показатель на уровне 5 триллионов 350 миллиардов рублей. Разница — более 2 триллионов рублей. Мировые цены на нефть в течение всего года колебались от 26 до 28 долларов за баррель. Наши министры-капиталисты в расчет брали только 16,4 доллара. И появившиеся так назы-ваемые «дополнительные доходы» — это ре-зультат вовсе не рачительного хозяйствования, а просто искусственного занижения расчетов при формировании бюджета. То есть правительство планирует себе весьма спокойную жизнь, надеясь, что, как бы ни сотрясалась мировая экономика, в РФ к исходу года будут сведены концы с концами.
И все пропагандистско-рекламные компли-менты о некоей динамике бюджетообразующих показателей и мудрости финансовых боссов строятся исходя из заведомо заниженных прогнозов. Мало радости от того, что с 44,4 процента до 41,6 процента сократилась доля убыточных предприятий. Для страны такое состояние промышленного производства — катастрофическое. Это плоды диких непродуманных реформ, доведших 41 процент заводов и комбинатов до ручки. 475 тысяч предприятий и организаций не сочли нужным представить отчетность о своей деятельности, о получаемых доходах и не уплатили установленные платежи. Либо представили так называемую «нулевую» отчетность. За ними осталась задолженность в размере 2,5 миллиарда рублей, в том числе 1 миллиард — в федеральную казну.
Органы власти нередко предоставляют предприятиям льготы по уплате налогов. Мирятся с тем, что иные заемщики не спешат в срок возвращать инвестиционные кредиты. Забывают о выплате процентов на них. В нарушение законодательства только по ЗАТО органами местного самоуправления были предоставлены налоговые льготы почти на 15 миллиардов рублей. Весьма щедры по части всевозможных налоговых льгот в Калмыкии, Ленинградской области.
Нынешние чиновники стремятся обходить налоговые органы, «пряча» доходы на различных счетах, пользуются заведомо неплатежеспособными кредитными организациями, расположенными в основном в Москве. Так, в Нижегородской области со счетов подобных учреждений были списаны, но не зачислены на счета по учету доходов бюджетов 649,6 миллиона рублей, из них по кредитным организациям Москвы — 487 миллионов рублей.
000 «Рудо-Эл» в г. Элисте выпускало ликеро-водочную продукцию, имея десяток счетов в Калмыкии, Рязанской области и столице, открыло дополнительно счет в коммерческом банке Москвы, с которого якобы было перечислено в федеральное казначейство для бюджета страны 38 миллионов рублей. Однако фактически в федеральную казну эта сумма не попала. Спустя некоторое время «Рудо-Эл» преобразовалось в 000 «Рудо-Спиртус» и появились новые счета, в том числе в коммерческом банке «Национальное кредитное товарищество». И вновь «затерялось» 12,1 миллиона рублей по пути следования при перечислении с одного счета на другой и не дошло до бюджетной каз-ны. В 1999 году и «Рудо-Спиртус» прекратил свою производственную деятельность.
Как известно, из федерального бюджета возмещается налог на добавленную стоимость, собираемый в регионах. Особенно тем, которые отправляют экспортную продукцию. В Калмыкии, например, в 2000 году подобными «экспортерами» к возмещению из Москвы по различным операциям от экспорта было предъявлено 4,9 миллиарда рублей — в десять раз больше, чем в 1999 году, хотя объемы экспорта увеличились лишь на 38,9 процента. Схемы фиктивного, ложного экспорта в целях получения средств из федерального бюджета имело ЗАО «Алюминий-эксклюзив» (Москва), что позволило этой фирме «сэкономить» до 40 процентов налоговых платежей.
Скажем при этом, что не показывают пример добросовестного отношения к финансовой дисциплине и сами налоговики. Проверка деятельности Министерства по налогам и сборам (МНС) вскрыла, что в этом ведомстве тоже пренебрегали законодательством. Без проектно-сметной документации на строительство административных зданий было израсходовано почти 900 миллионов рублей. Щедро тратились деньги на. организацию семинара работников системы в г. Сочи. За пребывание на берегу Черного моря 120 человек израсходовано 1,4 миллиона рублей. На содержание 210 единиц межрегиональных инспекций МНС при полномочных представителях президента РФ в федеральных округах израсходовано 6,4 миллиона рублей, хотя постановлением правительства создание таких органов в округах не предусмотрено. А общие расходы на налоговые органы обошлись в 15,6 миллиарда рублей. Стало правилом хорошего тона устраивать завтраки, приемы, фуршеты за счет бюджетных средств. В этих целях МНС приглашает гостей в отель «Метрополь». На 301 единицу превышена штатная численность центрального аппарата министерства. В четыре раза превышена норма по использованию легковых автомобилей для сотрудников МНС. Содержание 54 машин обошлось казне страны в сумму 18,1 миллиона рублей, что на 13,5 миллиона рублей больше плановых показателей.
ДА ТОЛЬКО ли налоговики транжирят государственные денежки! Недавно на стол президенту В.Путину положили бумагу, из которой следовало, что содержание одного госчиновника федерального калибра обходится почти в 200 тысяч долларов в год. А у нас подобных лиц категории А насчитывается 16 тысяч человек. К этой касте относятся руководители республик, краев и областей, аудиторы Счетной палаты, судьи, прокуроры, министры-капиталисты...
Напомним, лет пять назад в России было 800 тысяч управленцев-чиновников. Сегодня эта армия выросла до... 18 миллионов граждан (имею в виду всех, кто чем-то руководит, пове" левает, считает, звонит, пишет инструкции, заседает). Средняя зарплата чиновника — 4,5 тысячи рублей. Но есть такие, кому перепадает в десяток раз больше. В прошлом году по оценке аналитиков, на управленцев израсходовано (держитесь крепче за стул) 180 миллиардов рублей. Это — 15 процентов от всех расходов государства. Только на зарубежные поездки за последние четыре года наша элита реформаторов израсходовала 34 миллиона долларов США. И тенденции к сокращению подобных трат не предвидится.
Говорят, президент дал указание «резать» численность чиновничьего племени. Да разве укоротишь его в наше время? Как грибы после дождя, появляются новые и новые структуры, обустраиваются, возводят офисы, дворцы, пансионаты, гаражи и медицинские спецполиклиники, элитные жилые дома-хоромы. В этом пример показывает первый заместитель председателя Госдумы, вчерашняя саратовская чиновница Л.Слиска. Она по «скромной» своей привычке вселилась в пятикомнатную квартиру вдвоем с мужем. Расходы казны на такой «остров счастья» по ул. Улофа Пальме ее, видимо, не волнуют. Да Любовь Константиновна и не знает, в какую копеечку обходится ее пребывание на думском Олимпе. Она повелительным тоном поучает других, как надо рачительно тратить средства. Только невдомек ей, что соратники по фракции из «Медведя» — самые, пожалуй,, затратные депутаты.
На штатную основу перешли и члены Совета Федерации. А их — 178 высокооплачиваемых i «посланцев» регионов. И аппарат солидный уже требует выделить апартаменты. В прежнем здании на Большой Дмитровке слишком тесно. И засуетились наши зодчие в поисках новой строительной площадки для будущего Парламентского центра
Когда-то ельцинские «реформаторы», ругая Советскую власть, прежнюю партгосноменклатуру, требовали сократить ее численность, перевести министерства на хозрасчет, на самоокупаемость, СМИ поставить под контроль общества, дать миллионам граждан льготы, высокую зарплату, ликвидировать госдачи и спецбуфеты... Чего только не заявляли они, нахраписто идя во власть. Да только вскоре без зазрения совести отреклись от обещаний и с аппетитом взялись делить государственное имущество, приватизировать по дешевке госдачи, газеты, здания, санатории. Новая номенклатура пересела на иномарки, в кабинетах провела евроремонт, у двери выставила охрану, а бюджет страны стал кормушкой, у которой толпится демкаста соотечественников, держащая в руках рычаги распределения национального достояния
Придет ли время, когда власть предержащие будут нести персональную ответственность за свое «реформаторство», за новации, приносящие убытки, разор экономики, обнищание населения? И кто должен спросить с них за это? Констатировать факты провалов, сетовать по поводу финансовых нарушений значит проявлять безволие, безразличие к делам в стране, формально исполнять должностные обязанности.
Крайне назрела необходимость восстановления органов государственного контроля Российской Федерации со статусом высокой инстанции, неподотчетной правительству и губернаторам. В их арсенале должны быть права на проверку любого предприятия или организации, включая и коммерческие структуры, а также меры взыскания вплоть до материальных начетов за грубые нарушения в финансовой сфере.
Юрий НИКИФОРЕНКО,
депутат Государственной думы ФС РФ.
blog comments powered by Disqus