08.10.2003 21:53 | Правда | Администратор
ГРЕФОМАНИЯ
Наряду с ростом числа и тяжести стихийных бедствий растут объемы материального ущерба. Более того, рост последнего представляется опережающим по сравнению с ростом валовых экономических показателей. В таком случае можно предположить, что в перспективе ущерб от природных и природно-техногенных катастроф станет поглощать заметную часть экономического роста.
В целом за последние 35 лет экономические потери от природных катастроф увеличились в 74 раза. Суммарная величина экономических потерь за 35 лет — 895 миллиардов долларов, людские потери составляют 3,8 млн. человек.
По мнению проф. МГУ С.М. Мягкова, ущерб от стихийных бедствий может ограничить экономический рост уже в первой половине XXI века.
Увеличение числа природных катастроф в мире обусловлено глобальными деструктивными процессами в социальной, природной и техногенной средах. Собственно говоря, эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, экологическая деградация планеты усиливает многообразные кризисные ситуации и увеличивает число самых разнообразных (экологических, техногенных, социальных, экономических и др.) катастроф, а последние усугубляют экологическую ситуацию.
В России социально-экологическое и экономическое неблагополучие осложняется преступной деятельностью ее властей, целенаправленно и планомерно разрушающих социально-экономическую структуру страны. Двукратное за последние 13 лет падение промышленного производства и многократное — в отраслях, определяющих вектор научно-технического прогресса, отрицательно влияют и в нарастающей степени будут сказываться на возникновении многопрофильных катастроф в ближайшие десятилетия. В России возникла реальная угроза технологического кризиса в ближайшее время. В опасном состоянии инфраструктура страны: промышленный парк, трубопроводы, дороги, линии электропередачи, коммунальное хозяйство. В угрожающем состоянии — крупные мосты, эстакады, плотины, не легализированы ядерные реакторы первых поколений — это более сотни атомных подводных лодок и атомных надводных кораблей. Страна столкнулась с инфраструктурным кризисом. Трубопроводы, железные дороги, теплосети, линии электропередачи не в состоянии обеспечить не только развитие нашей экономики, но и ее устойчивое безопасное функционирование в связи с моральным и техническим обветшанием, отсутствием должного ремонта и обслуживания.
Имеет место и духовно-нравственный кризис общества, связанный с эрозией и утратой смыслов и ценностей, с потерей ориентации — образа будущего; возник глубокий кризис оборонного комплекса и правоохранительной системы. Растущая взаимозависимость технологической и социальной сфер, деформация шкалы ценностей в массовом сознании, деградация научных и образовательных систем привносят дополнительные технологические риски. Прежде всего деформация системы ценностей в массовом сознании и деградация научных и образовательных систем — основа технологических рисков и ведут к экологическим и техногенным катастрофам.
Сложился замкнутый круг: средства тратятся на ликвидацию аварий, что приводит к нехватке средств на обновление и поддержку в исправном состоянии инфраструктуры страны, а физический и моральный износ объектов инфраструктуры, в свою очередь, вызывает рост аварий.
Из-за отсутствия модернизации и обновления в добывающей отрасли (как известно, на газовой и нефтяной трубе держится вся социально-экономическая сфера страны) и из-за свертывания геологоразведочных работ возможен срыв поставок к 2005 г., а это — полный коллапс всей экономической структуры России. На первых порах поставки за рубеж будут осуществляться за счет сокращения снабжения собственной страны, а затем сокращение поставок на Запад будет сопровождаться уплатой штрафов за срыв договорных обязательств.
Реструктуризация «естественных монополий», в частности единых транспортных и энергетических систем, с большой вероятностью приведет к технологическому распаду страны. Известно, к чему привела «реструктуризация» Аэрофлота. Например, воздушные перевозки со 140 млн. пассажиров за 1985 г. сократились до 20 млн. в настоящее время.
Россия фактически уже лишилась речного флота.
Увеличение транспортных издержек в сочетании с экономической дифференциацией регионов, ВВП (внутренний валовой продукт), в которых различается до 20 раз (опасно уже 5-кратное отличие), привело к тому, что ездить и перевозить в регионах становится накладно.
Развал структур, которые создавались для поддержки функционирования уникальных технических систем, создает ряд новых угроз: «Курск», Останкинская башня, ряд неудач с космическими запусками, даже неспециалистам наглядно показали, что уникальные и сложные технологические объекты рассчитаны на определенные ресурсы и системное обеспечение, без которого они приобретают опасные свойства. В период 2003—2005 гг. усилятся кризисы в высокотехническом секторе — ВПК (военно-промышленном комплексе) России.
Наука и техника почти исчерпали заделы советского времени и, не имея ресурсов инвестировать в новое, не могут обеспечить фундамент инновационной экономики. В ближайшие годы мы перейдем в разряд «конченых» стран, отставших навсегда. А ведь треть всех научных открытий в XX веке сделана российскими учеными.
Сегодня в мире существуют около 50 макротехнологий, обеспечивающих эффективную работу и системное развитие отраслей промышленности. В Советском Союзе на мировом уровне поддерживались 12 макротехнологий (космический комплекс, атомная промышленность, ракетостроение и пр.), в современной России утрачиваются последние. Утрата современных макротехнологий создает основу для будущего кризиса, для выстраивания вокруг России «технологического занавеса».
В ближайшее время в России ожидаются следующие кризисные явления.
Первое. Нарушение режима воспроизводства основного капитала — физический и моральный износ основного капитала особенно в сельском хозяйстве, на транспорте, в жилищно-коммунальной сфере усилят катастрофические явления в этих отраслях. Сокращение источника финансирования воспроизводства затронет и смежные отрасли. Произойдет дальнейший спад промышленного и сельхозпроизводства.
Второе. Намечаемое продолжение приватизации объектов госсобственности, как показала практика приватизационных кампаний в прошлом, проводившихся в условиях дефицита финансовых ресурсов, спровоцирует рост инфляции, а последняя приведет к снижению инвестиций, что вызовет спад. Будучи предупрежденными и зная это, тем не менее правительство Российской Федерации и президент громогласно заявляют о продолжении и необходимости усиления приватизационных процессов... Например, 21 августа 2003 г. премьер-министром М.Касьяновым подписано правительственное распоряжение о программе приватизации на 2004—2006 гг.: «В 2004 г. будет продолжена приватизация пакетов акций акционерных обществ машиностроения, энергостроительного комплекса, химической, нефтехимической и атомной промышленности, морского, автомобильного и воздушного транспорта, связи, хлебопродуктообеспечения, непроизводственной сферы, а также ФРУПов машиностроения, воздушного транспорта, геологии, птицеводства и животноводства (за исключением осуществляющих селекционно-племенные работы). В следующем году будут предложены к приватизации все федеральные пакеты акций акционерных обществ нефтегазового строительного комплекса, угольной и топливной промышленности, АО, осуществляющих геофизические услуги в нефтегазовом комплексе, акционерных обществ металлургической, автомобильной, часовой, пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности, лесопромышленного комплекса, хладокомбинатов, кредитных организаций, а также акционерных обществ рыболовства...» — почти три тысячи предприятий, фактически треть оставшейся федеральной собственности, сюда вошли такие оборонные предприятия, как «Миг«, ПО «Квант», рыбинское КБ «Луч», самарский НИИ «Экран» и др. Причем, как это и делалось в последние годы, три тысячи предприятий уйдут за смехотворно малые цены. Все это есть не что иное, как распоряжение на завоеванной врагом российской территории вражеской оккупационной администрации... Понятно, что против такой оккупационной администрации действенными могут быть только такие решительные меры, какими действовали такие патриоты России, каким был разведчик Кузнецов во времена Великой Отечественной войны.
Третье. Активный экспорт энергоносителей грозит не только «размораживанием» объектов жилищно-коммунального хозяйства, но и остановкой производств в реальном секторе экономики. При этом Министерство энергетики ожидает, что экспорт можно компенсировать мероприятиями по снижению энергоемкости экономики, что совершенно нереально, поскольку связано с крупными инвестициями, которые не предвидятся. Мы знаем, сколь велики были затраты (инвестиции), когда Япония занялась проблемой снижения энергоемкости на своих предприятиях. И опять же правительство РФ с менеджером на должности президента радостно сообщают, как о необыкновенном экономическом достижении, о заключении новых договоров по поставкам на Запад энергоносителей и строительстве новых газо— и нефтепроводов.
Больше того, на днях Путин и его правительство согласились с продажей контрольного пакета акций «ЮКОС» американской нефтяной фирме. А это означает, что теперь поставками российской нефти в Россию будет руководить правительство США. Разве непонятно, кому и в чьи баки в первую очередь польется российская нефть? Так уже было в России и в Первую мировую войну, и в сегодняшней, приватизированной Западом Российской Федерации.
— Как прикажете называть подобного рода правительственную деятельность?!
Просто поражает, с каким злым упрямством, вопреки рекомендациям Российской академии наук, вопреки интересам большинства своих граждан, правительство и сегодняшний президент настойчиво проводят курс на усугубление кризисных явлений: президент и правительство прилагают все усилия, чтобы увеличить экспорт энергоресурсов и как можно скорее и полнее приватизировать оставшуюся государственную собственность.
Не чем иным, как антигосударственными и преступными, эти деяния не назовешь. Отчеты правительства и президента и провозглашаемые ими намерения похожи на сводки об успешном уничтожении вражеской страны.
На судьбе Ярославского моторного завода (ЯМЗ), ныне ОАО «Автодизель», одного из крупнейших в России производителей дизельных двигателей — продукции, имеющей не только гражданское, но и военное назначение (танки, тягачи и пр.), покажем, к чему приводит приватизация ведущих промышленных комплексов. В 2001 г. «Автодизель» вошел в состав холдинга «Роспромавто», аккумулировавшего 25% акций этого предприятия. («Роспромавто» — часть империи Дерипаски, куда входят основные автозаводы страны: Горьковский, Ликинский и др.). На базе Горьковского автозавода ради создания совместного предприятия с итальянской фирмой IVECO (филиалом концерна FIAT) руководством холдинга «Автодизелю» было предписано предоставить свои мощности для производства устаревших двигателей фирмы IVECO, не отвечающих даже стандарту EU2, свернув собственный модельный ряд, предполагающий выход на стандарт EU4. Как заявил гендиректор «Автодизеля» Владимир Савельев, реализация этого предписания «означает «похоронку» для нашего завода и отечественного двигателестроения в целом». Не мытьем, так катаньем Запад выбрасывает нас с рынка передовых производителей.
Делегация государственной администрации железных дорог США, ознакомившись не так давно с единой системой железных дорог России, назвала ее «чудом XX века». Ведь она пропускала в советское время через километр пути в 6 раз больше грузов, чем в США, и в 25 раз больше, чем в Италии. То же самое надо сказать и о Единой энергетической системе. У нас электричество выключается рубильником рукой проглобалистски действующих чубайсов, в Америке — целые города остаются без света из-за частной собственности раздробленной энергосистемы, что ведет к ее несовершенству.
Приватизация разрушит наше «чудо XX века», что приведет к сбоям в энергоснабжении населения и предприятий. Как и приватизация единой системы железнодорожного транспорта, все это приведет к росту стоимости на электроэнергию и транспорт, к еще большему разрыву единой хозяйственной системы страны, будет способствовать расчленению самого государства.
Россия вошла в ту фазу системного кризиса, когда негативные тенденции в экономической, социальной, техногенных сферах начинают приводить к новым типам катастроф, бедствий, нестабильности. В то же время передел сфер влияния в мире вступил в фазу силового противостояния, что многократно увеличивает риски, связанные с технологическим терроризмом, и цену принимаемых политических решений.
Перед лицом внешнеполитической неустойчивости (проще говоря, внешней опасности) десятилетние попытки реформирования российского военно-промышленного комплекса завершились его развалом. В этой сфере в России отсутствуют цели, стратегические прогнозы и геополитические ориентиры. Впечатление такое, как будто российское правительство руководствуется интересами Запада, в то время как сам Запад продолжает проводить чреватую кризисами узколобую, исчерпавшую себя политику с позиции силы прошлых веков. Сегодня во всех странах во внешней и внутренней политике вчерашние цели не соответствуют сегодняшней реальности.
По заключению комиссии ООН под руководством Г.Брундтланд, главные источники кризисов и глобальных проблем (и их же следствие) — бедность значительной части населения и высокий уровень дифференциации материального благосостояния разных стран, разных регионов, разных социальных слоев. В полной мере это относится и к современной России. За последнее десятилетие в материальной дифференциации сделан не рывок вперед, а большой шаг назад.
Если в 1992 г. говорили о развитых и развивающихся странах, то сейчас незаметно перешли к рассуждениям о золотом миллиарде, доминирующих и «конченых» странах. Последние при нынешнем жизнеустройстве отстали навсегда. Наш теперешний мир при современной финансово-экономической (рыночной) системе не может быть устойчивым, он неспособен к бескризисному развитию.
Идея устойчивого развития состоит в стабилизации потребления невосполнимых ресурсов, в переходе к такой промышленности, сельскохозяйственному производству, социальным технологиям, которые должны обеспечить существование человечества не только на ближайшие десятилетия, но и на века.
Анализ модели мировой динамики, проведенный в Институте прикладной математики Российской академии наук под руководством проф. В.А. Егорова, показал, что стабилизация требует оптимального УПРАВЛЕНИЯ и организации гигантских отраслей промышленности, связанных с переработкой уже созданных отходов и рекультивацией выведенных из обращения земель.
Казалось бы, именно решение этих задач могло бы стать основой для объединения усилий мирового сообщества, изменения алгоритмов развития. Однако ничего похожего не произошло.
Создание новых генетических конфигураций во всех сферах производственной и социальной деятельности и других неестественных образований, способных бесконтрольно развиваться, ограничивает жизненное пространство природных систем, к которым относится и человек.
Нынешняя структура органов управления государством — анахронизм, поскольку не отражает новые реалии и потому сдерживает развитие общества. Она не обеспечивает безопасность жизнедеятельности государства.
К сожалению, основные надежды продолжают возлагать на экономический и технологический прогресс, поддерживаемый любой ценой, что порождает и еще более усиливает риск техногенных, экологических и социальных катастроф.
При сохраняющейся финансово-экономической рыночной системе уже сейчас ясно, что огромные усилия будут направлены на продолжение кризисных ситуаций с продовольствием, ресурсами, загрязнением окружающей среды, природными и техногенными катастрофами. Ведь согласно современным представлениям, социально-экологические катастрофы обусловлены: истощением природных ресурсов («коллапсом» промышленного и сельскохозяйственного производства); генетическим вырождением населения; воздействием химического загрязнения; превышением экологической емкости региональных и глобальных экосистем.
Выбранная траектория развития России и всего мира исчерпали себя. И дальнейшая успешная эволюция возможна лишь при изменении социальной организации общества. (Прежде всего мы говорим о России.) Возьмем простой пример.
Сегодня внутренний валовой продукт (ВВП) уже недостаточен для оценки процесса социально-экономического развития страны. Для этого должны использоваться более широкие категории и показатели, например, величины, характеризующие динамику и структуру национального достояния (СНД), иначе говоря, интегрированное национальное богатство, которое представляет собой триединство природного, экономического и социального богатства, куда входят: 1) потенциал природы, как таковой; 2) природно-ресурсный потенциал; 3) экономический потенциал; 4) трудовой потенциал; 5) творческий потенциал.
Значимой является именно динамика национального достояния, а не динамика традиционного ВВП. Ценно только такое ВВП, который может быть использован на расширенное воспроизводство. У нас ВВП увеличивается, а национальное достояние падает, поскольку страна живет за счет природно-ресурсного потенциала.
Следует вместо пагубной для всех стран, которые приняли модель Международного валютного фонда (МВФ), пользоваться экономическими моделями, разработанными нашими отечественными институтами Российской академии наук.
Поражаешься тому, как наши «гаранты конституции» допустили, что в течение более 10 лет не был использован научный академический потенциал России? Какие силы смогли сделать так, что в течение последних 13 лет в правительстве оказались совершенно некомпетентные, вернее, явно враждебные своей стране люди?
Кризисы и нестабильность в экономической и социальной сфере могут быть компенсированы только сильным целенаправленным вмешательством в социальную и экономическую организацию общества. Регулирующее вмешательство власти в социальную и экономические сферы жизни в западных странах год от году усиливается. Например, доля государства в валовом внутреннем продукте (на 1998 г.) в России — 37,5%, в Австрии — 56%, Нидерландах, Дании, Финляндии — 60%, в Швеции — 67%.
Кремлевские правители и здесь делают все с точностью до наоборот: сокращая бюджетные сферы и бросая общество в стихию рынка, правительство теряет власть и отдает страну «новорусским» и иностранным мародерам.
За последние 30 лет рынок и «либерализм» ухудшили экономическую ситуацию в 89 государствах мира. В 70 развивающихся странах современный уровень доходов стал много ниже, чем он был в 60—70-х годах.
Российское правительство, властители страны — это современные геростраты, только к славе разрушителей им надо добавить «славу» губителей собственного народа.
Экология в ее прямом значении на земном шаре сохранена только в пределах крупных заповедников, на остальном пространстве Земли установилась какосфера («какос» в переводе с греческого означает скверный, плохой). В России, помимо какологического состояния в Средне-Русском районе, Поволжском, Нижне-Донском, Западно-Средне- и Южно-Уральском, Предсаянском и Норильском районах, где полностью исчерпана емкость экосистем, полностью исчерпаны возобновляемые ресурсы и недопустимо возросла заболеваемость населения, общее положение усугубляется тем, что в структурах российской государственности властвует, как выражаются сдержанные на эпитеты российские академики, какократия, т.е. доминирование негодяев. По-русски негодяй означает человека, не годного к общественным отношениям.
При этом в нашей стране не разработана структурная экономическая политика, в частности, не разработаны методы оценки стратегических рисков, выделение «локомотивных отраслей», которые будут обеспечивать развитие, а не деградацию техносферы страны в условиях глобализации.
Из-за отсутствия технологической политики сохраняется тенденция к отставанию в большинстве отраслей, а из-за отсутствия инновационной политики — утрата научно-технологического потенциала, интеллектуальной собственности, корпуса инженерно-технических кадров, способных к инновационной активности, — важнейших ресурсов будущего развития. Все это происходит в России на фоне общепланетарной социально-экологической катастрофы.
Усиление разрушительных последствий природных и техногенных катастроф в масштабе планеты свидетельствует, что человеческое общество уже не переваривает и не выдерживает свою материальную культуру. Отношение между народом и материальной культурой определяется следующими принципами: «Материальная культура должна быть подконтрольной народу, посильной ему и необременительной. Приносимые ею блага должны превышать траты на нее — она должна быть выгодной для народа. Народ должен быть адекватен своей материальной культуре в том смысле, что должен справляться с ней, уметь с ней обращаться, использовать и воспроизводить ее в соответствии с ее предназначением и ее свойствами.
Принципы такого рода суть социальные законы. Они нарушаются. Если нарушения выходят за определенные рамки, люди наказываются за это. Думаю, — пишет А.А. Зиновьев, — что во второй половине XX века в странах западного мира и под их влиянием на всей планете начался процесс изменения материальной культуры, ведущий к выходу ее за упомянутые границы.
В.И. ХРОМОВ,
секретарь Орехово-Зуевского РК КПРФ.
Д.С. ФАРАФОНОВ, Б.М. ХАНЖИН,
врачи.
blog comments powered by Disqus