26.09.2003 18:40 | Правда | Администратор
Мальчик из хорошей семьи “ботает по фене”
Интересно, как иностранные корреспонденты, аккредитованные на ялтинском саммите, перевели на свои языки выражение Владимира Путина “жевать сопли”, воспроизведенное всеми телеканалами.
НЕ В КАЖДОМ ведь наречии сыщется параллель столь сочному словосочетанию, как бы продолжающему филологические жесты российского президента, начатые знаменитым “мочить в сортире”. По этой части Путин, пожалуй, скоро догонит Черномырдина, прославившегося словесной эквилибристикой.
Обратите внимание, из какого лингвистического слоя извлекаются подобные перлы: из самого что ни на есть блатного жаргона с улиц разбитых фонарей — обиталища фиксатых уркаганов и мелкой шпаны. Где Володя Путин, воспитанный мальчик из хорошей ленинградской семьи, каким он был представлен в посвященном преемнику Ельцина документальном телефильме, мог набраться такого? Вряд ли этому учат на юрфаке Ленинградского университета. В уголовке Путин, сколько помнится, не работал. Может быть, в школе КГБ, где проходят самые разные науки? Но одно дело – изучить столь экзотическую маргинальную лексику и совсем другое — применять ее к случаю с такой изысканной естественностью, как это делает Путин, словно только вчера сменил мятые джинсы с финкой в кармане на безукоризненный президентский костюм.
Невольно приходит в голову диковатая, на первый взгляд, мысль, что подобные выходки, столь не вяжущиеся с имиджем сдержанного, корректного, лояльного молодого человека, несколько тяготящегося возложенной на него необъятной властью, в рамках которого старательно держится Путин, являются своего рода пиар-мазками, которыми мастера этого жанра, типа Глеба Павловского, пытаются оживить образ патрона, когда его идеальность начинает отдавать скукотищей. И то сказать, в нашей стране, где криминализация населения достигла рекордных отметок, “феня” для очень многих — примета близости к народу. “Ботаешь по фене” — значит, свой в доску. Эту нехитрую логику пиарщики (не только президентские) усвоили давно и нередко применяют ее на практике, пренебрегая неизбежными при этом, если говорить по-крупному, потерями общественного доверия к их клиентам.
Вообще же пиар-искусники выделывают порой коленца поистине цирковые. Пример тому — искусственно раздутый в канун губернаторских выборов в Питере скандал вокруг показа на ТВ сюжета о встрече Путина с Валентиной Матвиенко, которую Кремль откровенно подсаживает в специально для нее освобожденное кресло. Ну встретился и встретился (с кем он только не встречается?), наплевать и забыть. Именно в этом духе прокомментировал возникшую ситуацию директор общественных связей Первого канала Игорь Буренков. “Показанная в эфире встреча Владимира Путина и Валентины Матвиенко не нарушает закон о выборах,— сказал он в интервью агентству “Телескоп”.— Демонстрация в эфире такого рода событий сама по себе не является незаконной, президент вправе встречаться, с кем ему необходимо. Незаконной считается агитация, проводимая должностным лицом. На мой взгляд, агитации в сюжете не было, а были естественный диалог и нормальное деловое обсуждение”.
Разумеется, Путин не призывал телезрителей голосовать за Матвиенко. Он лишь пожелал ей победы на выборах. Такой сюжет не мог появиться в эфире случайно. Агитация это или нет — догадайтесь сами. Ну пожелал и пожелал, и бог бы с ним. Так нет же, городская избирательная комиссия Санкт-Петербурга за неделю до выборов возбуждает по факту показа этого сюжета громогласное административное производство. Ищет “виновников”, которым грозят кары: должностному лицу — штраф в 30, а юридическому — в 1000 минимальных зарплат. Цель всей этой суматохи очевидна: еще и еще раз напомнить избирателю, кого президент хочет видеть в губернаторском кресле, кто из баллотирующихся VIP-персон самая VIP-овая персона. Выходит, не кто иной, как сам городской избирком, затевая так называемое расследование, по сути и занимается той самой агитацией, которую призван пресекать.
Нечто подобное произошло и со снятием с эфира 7 сентября программы “Момент истины”, которая должны была содержать сюжет о Валентине Матвиенко, оплаченный якобы из ее избирательного фонда. Штаб Матвиенко потребовал объяснений: почему ущемлено законное право кандидата на использование эфирного времени в агитационных целях? И получил ответ от вице-президента канала Вячеслава Мостового: программа с тем самым сюжетом прошла в эфире дважды — 8 и 9 сентября, задержка на день объясняется техническими причинами. Однако скандал вокруг того, что Караулов, репутация которого после его бесстыдно тенденциозных наскоков на лидеров КПРФ изрядно подмочена, “зажимает” якобы Матвиенко, состоялся. А скандал, как известно,— лучшая форма рекламы.
Под шумок всех этих пред- и поствыборных разборок, под депутатскую трескотню об ужесточении контроля над телеканалами и запрете использования в рекламе обнаженного тела, под протесты министра внутренних дел Бориса Грызлова против романтизации обра-зов преступников в телесериалах каналы продолжают безнаказанно нарушать как действующие законы, так и собственные высокоморальные декларации. В частности, в субботнем эфире НТВ в самый что ни на есть прайм-тайм, когда у телеэкранов собираются семьями, появляется американский фильм “Стриптиз” с полным набором соответствующих названию аксессуаров.
Кстати, сексуальная озабоченность наших телеменеджеров, и без того очевидная, проявляется в целом ряде новых крупных начинаний. Вдохновленные успехом американского “Секса в большом городе”, хозяева НТВ затеяли съемки его отечественного варианта с российской, так сказать, спецификой. В главных ролях искательниц сексуальных приключений — Юлия Меньшова, Лада Дэнс, Алика Смехова, Жанна Эппле.
На REN-TV поступили более радикально. Здесь проблемы большого секса рассмотрят с мужской стороны. В центре сюжетов закупленного каналом английского сериала “Бес в ребро” — четверо школьных друзей. Им под пятьдесят, о своих проблемах, прежде всего постельных, они рассказывают с наглядными иллюстрациями, похохатывая и не гнушаясь отсутствующими в словарях выражениями. Аналогии с “Сексом в большом городе” подчеркнуты в некоторых деталях. Так, главного героя “Беса” зовут Тэрри (в “Сексе” — Керри). Нет сомнения, что эта дурно пахнущая стряпня получит на канале самую зеленую улицу, лучшее эфирное время.
Петр ВЛАДОВ.
blog comments powered by Disqus