27.05.2003 12:08 | Правда | Администратор
НАЙДЕТСЯ ЛИ В ЕВРОПЕ ХАЛЯВА
Сейчас в Литве разгорается очередной скандал. Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению заявления группы политзаключенных — лидеров Компартии Литвы о грубых нарушениях закона в ходе суда. Как известно, руководители Компартии Миколас Бурокявичюс, Йозас Ермалавичюс и Йозас Куолялис, а также редактор радио «Советская Литва» Станислав Мицкевич и капитан милиции Ярослав Прокопович были обвинены в организации известных событий 13 января 1991 года.
Напомним читателям, что в ту ночь возле Вильнюсской телебашни литовские «демократы» и стоявшие за ними западные спецслужбы организовали кровавую провокацию. Людей, собранных якобы для «защиты свободы слова», боевики из антисоветского подполья расстреливали с крыш соседних домов. Но в этой бойне обвинили Советскую Армию. Поднялся немыслимый пропагандистский вой. Правду о том, кто стрелял в ту ночь, по-прежнему скрывают. Все свалили на лидеров Компартии и осудили их по абсолютно фальшивым обвинениям.
Европейский суд усомнился в объективности суда. В Страсбурге считают, что литовские власти нарушили пять статей Европейской конвенции по правам человека. А именно — право на суд в обоснованные сроки, право на наказание по закону, на свободу совести, на свободу самовыражения и свободу объединения. Обвинения по европейским меркам серьезные. Литовские власти, привыкшие к тому, что все их антироссийские и антикоммунистические выходки автоматически поддерживаются Европой, ошарашены.
Отношения между Европой и Литвой обостряются. Несомненно, сказывается негодование в Евросоюзе раболепной поддержкой Литвы интервенции США в Ираке. Но и в Литве отношение к Европе меняется. И дело не в том, что вильнюсская «элита» оказалась более проамериканской, нежели проевропейской. Дело в том, что народ уже понял: интеграция в ЕС ему ничего хорошего не сулит. Отсюда сомнительные результаты недавнего референдума по вступлению Литвы в Евросоюз.
Многие считают, что это был попросту фарс. Судите сами. Референдум проходил два дня. Чтобы он был признан состоявшимся, нужно было участие не менее 50% избирателей. Так вот в первый день проголосовали менее 30% (по некоторым данным — 23%). На 18.00 второго дня проголосовало меньше 50%. И это при том, что власти разрешили широкое голосование по почте. А здесь возможности манипуляции голосами вообще безбрежные.
И тем не менее референдум явно срывался. Тогда власти пошли на отчаянную меру. По радио и телевидению объявили, что каждый, кто предъявит наклейку об участии в выборах, получит за символическую цену в 1 цент бутылку пива или пачку стирального порошка. Нашлось немало желающих продать свой голос за пол-литра пива и горсть порошка. В универмагах, где на халяву давали пиво и стиральный порошок, возникла давка. Власти Литвы нарисовали цифру в 63% участников референдума (из них чуть ли не 99,9% за вступление в ЕС) и вытерли пот со лба. «Демократия» была спасена. Избиратель за дармовую бутылку согласился вступить в Европу.
Итак, после «революции» 1991 года (когда на митингах клеймили русских «оккупантов» и требовали свободы, обещая простодушному обывателю, что он тут же заживет, как в Швеции) прошло 12 лет. Где обещанное процветание? Все наоборот. Состояние дел можно обозначить двумя словами — развал и разруха. Возьмем, например, село. Это важно, ибо там живут до 40% населения Литвы.
Сельское хозяйство во времена Советской власти было предметом гордости литовцев. Республика была на десятом месте в мире по сельскохозяйственному развитию. Кто из тех, кто бывал на знаменитых курортах Паланги и Куршской косы, не помнит замечательные литовские молочные продукты! Сейчас село в полном упадке. После разгрома колхозов землю раздали крестьянам. Дали по два гектара. Чтобы выжить, этого, может, и достаточно. Но для товарного, фермерского производства, призванного заменить колхозы, этого явно мало. Крупные фермы разрушены. Стоят без дверей и окон, с провалившимися крышами. Те, кто видел это (а видят немногие — кого интересует литовское село?), утверждают, что впечатление, как после бомбежки.
Вместе со «свободой» литовцы получили неподъемные рыночные цены на горючее, удобрение, семена, запчасти для техники. Разрушено не только производство, но и привычные системы сбыта продукции. Пойди-ка поторгуй в городе. Далеко. Да и вымогательство, как везде. Угнетает крестьян и то, что они не могут по-нормальному выучить своих детей. Малокомплектные школы (созданные при Советской власти) позакрывали. Надо возить детей в райцентр. А дорога туда — обратно каждый день стоит рублей 30. Где крестьянину взять такие деньги? А нужны еще учебники, тетради.
То есть в деревне полное прозябание и не малейших перспектив. Как результат, пошло поголовное пьянство, воровство у соседей (чего отродясь не было). А тут еще вступление в Евросоюз. Людей заманивают дотациями, которые ЕС якобы будет давать. Их размеры не знают даже в правительстве (но им-то в любом случае хватит). Но все знают, что ЕС даст мизерные квоты на литовские продукты. Никакого еврорынка для литовских продуктов (на который так надеялись после отказа от безбрежного рынка СССР) нет и не будет. Все, что выше квоты, крестьянин может выращивать. Но на свой страх и риск. И это при том, что у горожан лишних денег на продукты нет. Высокопоставленного чиновника Евросоюза прямо спросили: «Что будет с сельским хозяйством Литвы?» Он не менее прямо ответил: «Не задавайте мне социалистических вопросов!».
Почему мы столь подробно говорим о глубоком кризисе в Литве? Не для того, чтобы позлорадствовать! А чтобы показать, что все бывшие республики СССР (кроме, разумеется, Белоруссии) оказались в тяжелейшем положении, включая Литву, Латвию и Эстонию, которых московские СМИ хвалят за «успешные реформы». Нет там никаких успехов. И реформ никаких нет. Откровенный (как везде) грабеж народа и полная неспособность «элиты» к хозяйствованию. Поэтому страну и тащат в НАТО. Правящая верхушка побаивается народа и больше надеется на защиту Запада.
Не случайно на фоне всеобщего обнищания растут зарплаты военных. Начинающий лейтенант получает до тысячи долларов в месяц. А учитель — раза в четыре меньше (при том, что на оплату трехкомнатной квартиры уходит до 150 долларов). То есть в «демократической» Литве на первом месте — армия, а учительство — на последних местах.
Школа — в упадке. Раз у властей мозги развернуты на Запад, то и школьные «реформы» навязывают по западным образцам. Учительство (рьяно поддержавшее националистический переворот 1991 года) приходит в ужас. Одно дело — сладкие речи о свободе, а другое дело — отказ от опыта общепризнанно лучшей в мире советской школы. Учителя — люди неглупые. Могут сравнивать. И когда они видят, что им навязывают хилые западные стандарты, они начинают протестовать. А дело уже исподволь ведут к тому, что обязательное образование должно быть 8 лет. Не нужны нынешним властям Литвы образованные граждане. Соответственно и школы даже в городах стоят в полуразрушенном состоянии, с разбитыми окнами. Деньги на ремонт собирают с родителей.
То же самое со здравоохранением. Человеку, который ложится в больницу, нужно брать с собой постельное белье, шприцы, медикаменты. А лекарства дорогие. Покусились было на полную отмену льгот на покупку медикаментов для пенсионеров. Но народ взбунтовался. Решение об отмене льгот отложили. Надолго ли?
Народ видит, что происходит со страной. Отсюда полная утрата доверия к политикам, в какую бы (правую или левую) оболочку они ни упаковывали свои программы. На президентских выборах в декабре 2002 года во второй тур вышли тогдашний президент Адамкус — литовец американского розлива и бывшей премьер-министр Паксас. Все основные партии призвали своих сторонников проголосовать за Адамкуса. Народ же посрамил политиков, дружно проголосовав за Паксаса. Не потому, что бывший премьер чем-то отличился. Он такой же маловразумительный, как и большинство литовских политиков.
Это было протестное голосование против лжи и продажности литовских партий. Живя якобы на одну зарплату, такой видный «борец за свободу», как бывший председатель литовского сейма Ландсбергис, в налоговой декларации указал собственность на один миллион долларов. Но это лишь верхушка айсберга, показывающая, как много украдено у народа «вождями», пришедшими к власти на демагогии о «демократии» и «рыночной экономике». Основные богатства Ландсбергиса и ему подобных записаны на родственников и подставных лиц.
То есть «демократия» в Литве (как и в России) выродилась в откровенное воровство «элиты». Несколько сот наиболее пронырливых деятелей, оседлавших власть, почти неприкрыто набивают карманы, совершенно не интересуясь, что происходит с народом. Вся «демократия» заключается в том, что различные группировки меняются раз в несколько лет местом у кормушки. По принципу ротации. Поэтому литовцы преодолели страх перед полицией безопасности, который одолевал их после 1991 года, и сейчас во все корки ругают своих правителей.
Партии крошечные — по 3 — 5 тысяч человек. Разницы между правыми и левыми, по существу, нет. Настоящие левые раздроблены, в том числе и с активным участием местной охранки, загнаны в полуподполье (в тюрьму не сажают, но работы могут лишить запросто). Вот и вертится литовский избиратель между кучкой одних и тех же лиц. Утверждают, что в Средней Азии и Закавказье в бывших республиках СССР царствуют деспоты. Запад с удовольствием ругает их и требует «демократии». Но вот под носом у Запада, в той же Литве, уже много лет разыгрывается спектакль, когда группировки «элиты», периодически сменяя друг друга, делят скудный пирог госбюджета.
Скудный он для народа. А для «демократической» бюрократии очень даже хватает. А сейчас еще откроются высокооплачиваемые вакансии в аппарате НАТО и Евросоюза. Число евроклерков возрастет. Да и евродотации, какие бы мизерные они ни были, можно будет всласть пограбить. Еще бы правящей верхушке не добиваться вступления в ЕС. Пусть даже путем махинаций на референдуме.
А народ кормят сказками. Сначала сказкой о том, что с приходом независимости Литва через полгода заживет, как Дания (тогдашний премьер-министр Прунскене говорила — будем брать дешевую нефть у русских и продавать ее по мировым ценам на Запад). Не вышло. Сейчас насаждают новый миф. Что со вступлением в ЕС на Литву обрушится золотой дождь. Избиратель верит. Ибо очень хочется верить. (Кстати, вопрос о вступление в НАТО на референдум не выносится — правящая группировка боится, что народ не захочет надевать ярмо военных обязательств.)
Потом будет неизбежное разочарование. У Европы свои экономические проблемы, и нахлебники в виде вороватой литовской элиты им совершенно не нужны. Литовцам, как, впрочем, и всем восточноевропейцам, вступающим в ЕС, в течение семи лет будет запрещено работать в Европе по найму. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. За что боролись? Европейцы, но второго сорта. И это при том, что именно возможность перебраться в Европу на заработки греет душу сотен тысяч литовцев, которые нахлебались прелестей «независимости» и готовы пойти в рабство к Европе.
Вот такой разброд и шатания стоят за внешним фасадом благополучия Литвы. Не надо бы местной «элите» надувать щеки и задирать Россию. Надежды на щедрость Запада, как выясняется, оказались дутыми. Подумали бы лучше в Литве, как восстановить добрососедские связи с Россией. Рано или поздно это делать придется!
Вячеслав ТЕТЕКИН.
blog comments powered by Disqus